Алан Хьюм (Alan Hume)
Алек Гиллис (Alec Gillis)
Алекс Уэлдон (Alex Weldon)
Альберт Уитлок (Albert Witlock)
Арнольд Гиллеспи (Arnold Gillespie)
Брюс Николсон (Bruce Nicholson)
Бад Уэстмор (Bud Westmore)
Бен Най (Ben Nye)
Билл Джордж (Bill George)
Боб Кин (Bob Keen)
Брайан Джонсон (Brian Johnson)
Вэ Нилл (Ve Neill)
Ганс Руди Гигер (Hans Rudi Giger)
Глен Робинсон (Glen Robinson)
Грэг Кэнном (Greg Cannom)
Грэг Никотеро (Greg Nikotero)
Деннис Мюрен (Dennis Merren)
Деннис Скотак (Dennis Skotak)
Дерек Мэддингс (Derek Meddings)
Джек Косгроув (Jack Cosgrove)
Джек Пирс (Jack Pierce)
Джим Данфорт (Jim Danforth)
Джо Джонстон (Joe Jonston)
Джон Бруно (John Bruno)
Джон Дюкстра (John Dykstra)
Джон Карл Беклер (John Carl Buchler)
Джон Ричардсон (John Richardson)
Джон Фултон (John Fulton)
Джон Чамберс (John Chambers)
Дик Смит (Dick Smith)
Дуг Бесуйк (Doug Beswick)
Дуглас Трумбулл (Douglas Trumbull)
Дэйв Аллен (Dave Allen)
Дэнни Ли (Danny Lee)
Евгений Лурье (Eugene Lourie)
Карл Фуллертон (Carl Fullerton)
Карло Рамбальди (Carlo Rambaldi)
Кевин Ягер (Kevin Yagher)
Кен Ролстон (Ken Ralston)
Кеннет Смит (Kenneth Smith)
Кит Уэст (Kit West)
Клиффорд Стин (Clifford Steen)
Крис Уолас (Chris Walas)
Ленвуд Эбботт (L. B. Abbott)
Лес Боуи (Les Bowie)
Майкл Лантьери (Michael Lantieri)
Майкл Уэстмор (Michael Westmore)
Марк Салливан (Mark Sullivan)
Мишель Бурк (Michele Burke)
Монти Уэстмор (Monty Westmore)
Мэттью Юричич (Matthew Yuricich)
Патрик Люссьер (Patrick Lussier)
Патрик Татопулос (Patrick Tatopulos)
Перк Уэстмор (Perc Westmore)
Питер Робб-Кинг (Peter Robb-King)
Пол Ле Блан (Paul LeBlanc)
Рик Бэйкер (Rick Baker)
Рик Лазарини (Rick Lazarini)
Ричард Гринберг (Richard Greenberg)
Ричард Эдлунд (Richard Edlund)
Ричард Юричич (Richard Yirichich)
Роб Боттин (Rob Bottin)
Роберт Буркс (Robert Burks)
Роберт Курцман (Robert Kurtzman)
Роберт Скотак (Robert Skotak)
Рой Эштон (Roy Ashton)
Рэй Келлог (Ray Kellog)
Рэй Харрихаузен (Ray Harrihausen)
Сара Монзани (Sarah Monzani)
Седрик Гиббонс (Cedric Gibbons)
Сержио Стивалетти (Sergio Stivaletti)
Стивен Норрингтон (Steven Norrington)
Стэн Уинстон (Stan Winston)
Тед Николау (Ted Nicolaou)
Том Вудрафф (Tom Woodruff)
Том Савини (Tom Savini)
Том Смит (Tom Smith)
Уб Иверкс (Ub Iwerks)
Уиллис О’Брайан (Willice O'Brian)
Уилльям Камерон Мензис (William Cameron Menzies)
Уилльям Меса (William Mesa)
Уолли Уэстмор (Wally Westmore)
Фабрицио Де Анжелис (Fabrizio De Angelis)
Фил Типпетт (Phil Tippett)
Фред Серсен (Fred Sersen)
Фрэнк Уэстмор (Frank Westmore)
Ходжи Тани/Кричащий Безумный Джордж (Screaming Mad George)
Эмилио Руис (Emilio Ruis)
Эустас Лизетт (Eustace Lycett)

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


Гримеры и постановщики спецэффектов

Но только в 1991 году последовал количественный прорыв. Робот из жидкого металла Т-1000 из картины Джеймса Камерона «Терминатор-2», фильм «Звездный путь-6», в котором взрывная волна показана движущейся прямо из эпицентра взрыва, и клип Майкла Джексона «Black and White», стоивший по тем временам неслыханную сумму-миллион долларов.
Одним из первых фильмов, использовавшим морфинг на полную катушку, стал знаменитый «Парк Юрского периода» (1993) Стивена Спилберга, показавший всему миру компьютерных динозавров, практически абсолютно неотличимых от реальных. Это Вам не Рэй Харрихаузен, создавший, например, для известного фильма «Миллион лет до нашей эры» (1966) миниатюрные модели динозавров.
Во многих фильмах максимальное число кадров с визуальными эффектами доходит до 450-500 («Затерянные в космосе», «Титаник», «Флаббер», «Звездный десант») при средней норме высокобюджетного фильма в 100 кадров! Типичные герои, созданные цифровым способом: Джа-Джа Бинкс («Звездные войны. Призрачная угроза», 1999) и Голлум («Властелин колец. Две крепости», 2002).
В картине «Затерянный мир» (1997) по сравнению с первым фильмом Спилберга «Парк Юрского периода» был сделан еще один шаг вперед: задние планы эпизодов, показывающие двигающихся динозавров, тоже стали находиться в движении. Таким образом, одновременно двигались сама камера, созданные компьютером динозавры и задние планы. Представьте себе, сколько понадобилось трудов, чтобы правильно высчитать все тени и освещение!
Упомяну о трех фильмах, которые оставили яркий след в истории компьютерных спецэффектов. Картина «Черная дыра» (1979) знаменательная тем, что в ходе съемок впервые была применена компьютерная система управления камерой, снимающей миниатюрные объекты. Другими словами, над макетом декораций «летал» не оператор с камерой в руках, а одна камера. К тому же фильм включал в себя самый продолжительный на момент выхода картины эпизод с компьютерной графикой. Наконец, в картине было применено 550 визуальных эффектов (!).
Второй фильм-«Трон» (1982). Здесь было показано первое путешествие в трехмерную компьютерную виртуальную реальность. Во время съемок фильма актеры играли на абсолютно голом пространстве, а декорации и эффекты были затем добавлены компьютером. Кроме того, съемки внутри компьютера были черно-белыми и только потом их раскрасили компьютерным и фотографическим способами. Надо отметить и то, что в то время компьютеры могли создавать неподвижные изображения, но не могли автоматически приводить их в движение. Поэтому координаты для каждого изображения нужно было вводить для каждого кадра отдельно. Чтобы получить 4 секунды фильма, необходимо было вручную ввести в компьютер 600 координат!
Интересно, что картину собирались выдвигать на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, но «академики» посчитали, что картина «обманывает» зрителя использованием компьютерных эффектов. А семь лет спустя за точно такие же эффекты «Оскар» получил фильм «Бездна» (1989) Джеймса Камерона. Вот что значит опередить свое время!
Примечательно и то, что несмотря на коммерческий провал фильма, игра «аркада», в которую играли его герои, стала невероятным хитом и принесла прибыли больше, чем сам фильм.
Наконец, фильм «Последний звездный воин» (1984) Ника Кастла. Он не отличался замысловатым сюжетом, но стал первым фильмом, в котором все спецэффекты (космические корабли, звездное пространство) были сделаны на компьютере Cray.
На закуску перечислю основные достижения «ILM»-самой значительной компании по производству спецэффектов, детища Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга. В 1982 году в картине «Звездный путь-2. Гнев Хана» впервые был продемонстрирован эпизод, полностью созданный компьютером. Первый полностью созданный компьютером персонаж-человек из цветного стекла-появился в картине «Молодой Шерлок Холмс» (1984). Первый трехмерный персонаж был создан на компьютере для фильма «Бездна» (1989). В 1992 году в картине «Смерть ей к лицу» впервые на компьютере была создана ткань человеческой кожи. В картине «Парк Юрского периода» впервые с использованием цифровых технологий было создано живое существо с кожей, мускулами и тканью. Культовое достижение в истории кино!
В 1994 году «ILM» впервые превратила человека в мультипликационный персонаж в картине «Маска». Полностью синтетический говорящий персонаж был впервые создан в картине «Каспер» (1995). Если в «Парке Юрского периода» созданные цифровым способом динозавры просуществовали на экране 6 минут, то различные призраки в «Каспере» царствовали более сорока минут! К тому же «Каспер» стал первым в истории кино фильмом с компьютерным героем в главной роли. В 1994 году в картине «Форрест Гамп» было использовано множество технических новинок, среди которых-совмещение архивных кадров с участием исторических фигур с современными съемками. Помните, как Форрест Гамп разговаривает с Президентом США Джорджем Кеннеди?
Для картины «Джуманджи» (1995) на компьютере впервые были созданы реалистичные волосы и шерсть для льва и обезьян. В том же фильме показаны целые стада носорогов, слонов, зебр и пеликанов, полностью созданные на компьютере. В фильме «Сердце дракона» (1996) впервые появился трехмерный живой дракон. Полностью виртуальный эпизод погони впервые в истории кино был снят в картине «Миссия невыполнима» (1996): компьютерный поезд несется сквозь компьютерный туннель, преследуемый компьютерным вертолетом. Довершают это зрелище созданные на компьютере актеры, в том числе сам Том Круз. В фильмах «Смерч» (1996) и «Совершенный шторм» (1998) впервые компьютерным методом были созданы морские волны и погода. В картине «Перл Харбор» (2001) создано глобальное полотно сражения времен Второй мировой войны с использованием сотен виртуальных самолетов, кораблей, машин.
В общем и целом с 1977 года компания «ILM» получила 14 «Оскаров» за визуальные и специальные эффекты, а также 9 наград за технические достижения.
Вот примерный поэтапный процесс создания CGI-изображения. Во-первых, отдел спецэффектов делает пластиковую фигуру существа, которое нужно создать в компьютерном варианте. Модель сканируют с помощью специальной программы, после чего компьютерные дизайнеры на основе этой информации строят геометрию существа в двух или трехмерном пространстве экрана, «прикрепляя» каждую деталь тела к определенной точке пространства. Затем фигура окрашивается в цвет кожи, называемой картой ткани. Аниматоры добавляют фигуре мускулы. Теперь существо готово к действию.
Второй шаг-внедрение компьютерного существа в живую сцену. Для этого компьютерный специалист прямо на съемочной площадке фиксирует позицию, цвет и интенсивность освещения каждого снятого эпизода, а также записывает всю информацию о снимающей камере: линзы, фильтры, диафрагма. После этого информация об освещении съемочной площадки, а также сама ее структура в трехмерном изображении переносится с камеры в компьютер. Существо проецируется на то место, где оно будет находиться, его освещают и анимируют. Основа такого совмещения-освещение и тени, падающие от существа и предметов, находящих в кадре.
В настоящее время чаще используют органичное сочетание миниатюризации и созданных компьютерным способом изображений. Съемка миниатюрных объектов требует иного подхода. Если обычная скорость съемки составляет 24 кадра в секунду, то съемка только одного микрокадра требует уже около двух секунд. Поскольку съемки в этом случае ведутся медленнее, чем на обычных объектах, удлиняется сам съемочный процесс, требуется своеобразное освещение. Естественно, компенсируется все это тем, что съемки объектов в полный размер или значительно дороже, или просто невозможны.
Смотрите вторую часть документального сериала «Искусство кино» (2009), посвященного спецэффектам.

 

 
(продолжение)