The African Queen  The African Queen  The African Queen  The African Queen  The African Queen  The African Queen  The African Queen  The African Queen  The African Queen  The African Queen  The African Queen  The African Queen  The African Queen  The African Queen

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

The African Queen

«АФРИКАНСКАЯ КОРОЛЕВА»
(The African Queen)

Великобритания, 1951, 105 мин., «United Artists»
Режиссер и сценарист Джон Хьюстон, композитор Алан Грей
В ролях Хамфри Богарт, Кэтрин Хепберн, Роберт Морли, Питер Балл

В сентябре 1914 года до миссионерского поселения в восточной Африке доходит информация, что Германия вступила в Первую мировую войну, и теперь английский священник Самюэль Сойер является их врагом. Немецкий отряд, высадившийся неподалеку, сжигает поселение, а Сойер сходит с ума от горя и вскоре умирает. В живых остается сестра священника по имени Роза, которой теперь нечего делать в сожженной деревне, и она решает покинуть его. Но единственный транспорт, способный вывезти ее из африканских джунглей, это небольшой старенький пароходик под названием «Африканская королева», которым владеет уже давно живущий в этих местах соотечественник Розы, много пьющий и не любящий женщин, Чарли Олнат. Роза просит его отвезти ее по реке до близлежащего порта, откуда она вернется в Англию. Полное опасностей путешествие по реке среди диких джунглей вместе с полным сарказма и пренебрежения к женщинам вообще и миссии, которую выполняла Роза среди африканцев в частности, Олнатом, не заканчивается с достижением океана. Оказывается, устье реки контролируются немецким патрульным судном «Луиза», поэтому «Африканской королеве» невозможно выйти в открытый океан и добраться до порта…
Один из лучших приключенческих фильмов в истории и лучший фильм Хамфри Богарта. Первыми кандидатами на главные роли были Джон Миллс («Вокруг света за 80 дней», 1956; «Большой сон», 1978; «39 ступеней», 1978; «Ганди», 1982; «Франкенштейн», 1992) и Бэтт Дэвис. Первый раз Дэвис предложили роль в 1938 году, когда ее партнером мог стать Дэвид Нивен, но актриса отказалась. Второй раз Дэвис предложили роль в 1947 году с партнером Джеймсом Мейсоном, но теперь она была беременна. Когда Бэтт сама захотела получить эту роль в 1949 году, планы студии изменились. Сцены в тростниковых речных зарослях снимались в Турции. Лодка, в честь которой назван фильм, была на службе более 50 лет (1912-1968), а теперь пришвартована возле отеля «Holiday Inn» на рифе Ларго во Флориде. Уолт Дисней использовал сюжет этого фильма для своего аттракциона «Jungle Cruise» в Диснейленде. Чтобы продемонстрировать свое отвращение к тому количеству алкоголя, которое потребляли Джон Хьюстон и Хамфри Богарт во время съемок, Кэтрин Хепберн пила только воду. В результате она сильно заболела дизентерией, а Хьюстон и Богарт ни разу не заболели во время пребывания в Африке. Богарт впоследствии хвастался, что ел только консервированную спаржу, бобы и пил скотч. Во время съемок сцены в церкви Хепберн было так плохо, что ее рвало каждый раз между дублями. Съемки проходили в Африке, сопровождались малярией, дизентерией, отравлениями водой, встречами с дикими зверями и ядовитыми змеями. Большая часть членов съемочной группы проболела почти весь съемочный период. Джон Хьюстон в 1952 году рассказывал в интервью, что он нанял местных аборигенов помогать съемочной группе, но многие из них так и не появились на съемочной площадке, посчитав киношников каннибалами. Студия «Columbia» первой купила права на роман для семейной четы Чарльза Лафтона и Эльзы Ланчестер, но вместо этого сняла картину «Vessel of Wrath» (1938) с аналогичным сюжетом, но она провалилась в прокате. Джон Хьюстон разместил съемочную группу в Биондо, рядом с городком Stanleyville, где были бар, ресторан (в первую очередь), а также несколько одноместных бунгало. Так как лодка, на которой путешествовали герои, была слишком мала для размещения камер и оборудования, то ее часть была воспроизведена на отдельном плоте. Сцены же внутри каюты снимались в Лондоне, как и большинство сцен с второстепенными персонажами. Роберт Морли, сыгравший священника Сойера, вообще все свои сцены отснял в Лондоне. На съемочной площадке Хамфри Богарта постоянно сопровождала его жена Лорен Баколл, наводившая в лагере съемочной группы уют и готовившая ей обед. Именно тогда началась ее многолетняя крепкая дружба с Кэтрин Хепберн. Союз кинематографистов Берлина потребовал изъять картину из числа участников Берлинского кинофестиваля, как анти-германскую. Джон Хьюстон очень любил охотиться и однажды уговорил Хепберн присоединиться к нему. Случайно он завел ее в самое логово диких животных, откуда им едва удалось уйти живыми. Для сцены, где тело Богарта покрыто пиявками, актер требовал использовать резиновые модели, но Хьюстон выписал с лондонской студии разводчика настоящих пиявок. Хамфри Богарт так сильно нервничал, что его действительно пришлось снимать с резиновыми пиявками, а крупный план с пиявками на груди сняли на самом разводчике. Это первый цветной фильм Кэтрин Хепберн. Саму лодку дважды топили во время съемок и потом поднимали. Местные аборигены видели только затопление лодки, после чего убегали, а когда на следующий день возвращались и вновь видели ее плывущей, очень пугались. Хамфри Богарт получил свой единственный «Оскар» как лучший актер, а картина номинировалась за лучшую режиссуру, сценарий и актрису (Хепберн). Британская киноакадемия номинировала Богарта на свой приз «BAFTA» как лучшего иностранного актера. В 1994 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. Только за право использования фильма на территории США картина выручила 4, 3 миллиона долларов.