Blade Runner  Blade Runner  Blade Runner  Blade Runner  Blade Runner  Blade Runner  Blade Runner  Blade Runner  Blade Runner  Blade Runner  Blade Runner  Blade Runner  Blade Runner  Blade Runner  Blade Runner  Blade Runner  Blade Runner  Blade Runner

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Blade Runner

«БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ»
(Blade Runner)

США, 1982, 116 мин., «The Ladd Company/Warner»
Режиссер и продюсер Ридли Скотт, композитор Вангелис, гример Джон Чамберс
В ролях Харрисон Форд, Рутгер Хауэр, Эммет Уолш, Шон Янг, Брайон Джеймс

Действие картины разворачивается в будущем, в огромном мрачном городе Лос-Анджелесе, на улицах которого бойцы специального подразделения ведут борьбу не на жизнь, а на смерть, с группой репликантов, полулюдей-полуроботов, выведенных учеными специально для освоения тех планет, где обычные люди обречены на гибель. 2019 год. Репликанты, то есть роботы с человеческой внешностью, работают на космических стройках. Отличие репликантов от людей в том, что они не обладают эмоциональностью, чувствительностью и памятью. Четверо из них убегают, прилетают на Землю и просачиваются в Лос-Анджелес. Бывший полицейский из специального космического подразделения Декард по прозвищу «Бегущий по лезвию бритвы» вынужден снова вернуться к работе. Ему необходимо выследить и уничтожить репликантов, которые вышли из-под контроля. Ситуация осложняется тем, что полицейский влюбляется в одну из репликанток по имени Рэйчел и начинает испытывать сильные душевные сомнения в правоте своего дела. Во время схватки с последним оставшимся в живых репликантом по имени Батти Декард получает сильное ранение. Но тот спасает Декарда и умирает сам. Декард остается жить вместе с Рэйчел…
Великолепный визуальный ряд сопровождает картину, поставленную в стиле детективов сороковых годов и научно-фантастических комиксов шестидесятых. Но Декард совсем не похож на частных детективов Рэймонда Чандлера или Дэшила Хэмметта. Фильм представляет собой размышление над проблемой совести: можно ли найти между людьми взаимопонимание? Не более ли человечен репликант Батти, чем тот, кто охотится за ним? К великолепным образам Ридли Скотта и сценарию Филиппа Дика необходимо добавить превосходные спецэффекты замечательного мастера Дугласа Трумболла («Космическая одиссея 2001 года», 1968; «Штамм Андромеда», 1971; «Молчаливый бег», 1972; «Вздымающийся ад», 1974; «Близкие контакты третьей степени», 1977; «Звездный путь», 1979; «Мозговая буря», 1983). В результате чего получился насыщенный действием, зрелищный и интеллектуальный фантастический фильм. Интересно проследить, как постепенно хладнокровный и бесстрашный истребитель роботов, который и сам прежде начисто был лишен всяких эмоций, превращается в нормального, мыслящего человека. Декард уже не запрограммированный на убийство автомат, готовый исполнить любую команду вышестоящего начальства. Персонаж Харрисона Форда теперь чуток к чужой боли, и схватка с противниками из азартного приключения превращается в тяжкую обузу. Смертельная схватка на крыше небоскреба с репликантами, урок благородства, который преподносит робот человеку, завершает нравственное перерождение героя. Мир, в котором люди бесчеловечны, а роботы становятся носителями морали, теперь вызывает отвращение у бывшего их истребителя, и бегство оттуда-единственный способ сохранить человечность. Поражает работа художников-декораторов, сумевших с поразительной убедительностью воссоздать на экране образ не слишком светлого будущего. Писатель Уилльям Гибсон сказал, что «Бегущий по лезвию бритвы» оказал на его творчество сильнейшее влияние. В 1995 году, будучи уже всемирно признанным фантастом и согласившись написать сценарий для картины «Джонни-мнемоник», Гибсон втянул в pаботу над фильмом в качестве автоpа концептуального дизайна Сида Мида («Трон», 1982; «2010», 1984; «Чужие», 1986; «Короткое замыкание», 1986: «Солнечный кризис», 1990; «Патруль времени», 1994; «Странные дни», 1995; «Миссия на Марс», 2000)-художника этого фильма, а вообще дизайнера таких компаний, как «Ford Motor Company» и «U. S. Steel». Самые мощные футуpологические каpтины, типа «Аэлиты» (1924) Якова Пpотазанова или «Метpополиса» (1927) Фрица Ланга, могли бы подойти для Ридли Скотта в качестве идеальных пpимеpов, ибо обpаз будущего для него напpямую связан с новациями в футуpологическом дизайне. В постмодеpнистском многомеpном пpостpанстве города Ридли Скотта вместо солнца светят неоновые pекламы. Толпы горожан шокируют диснеевскими цветами одежды и панковскими укладками волос. Полицейские pазговаpивают на жуткой смеси японского, испанского и английского языков и фланиpуют над свеpкающими небоскpебами в легких pасписных шаттлах. Пpи всей депpессивности атмосфеpы этого Лос-Анджелеса 2019 года, он являет собой жизнь полиэтнического, полицентpиpованного, полиязыкового мегаполиса, упpавляемого pазумом тpанснациональных коpпоpаций или чем-то вpоде оpуэлловского Большого Бpата, визуально пpедставленного в виде огpомного Глаза. Слово «репликант» было взято из биоинженеpии и впеpвые появилось именно в фильме Ридли Скотта (от replicating-так именуется пpоцесс копиpования клетки пpи клониpовании). «Бегущий по лезвию бpитвы»-словесный обpаз из малоизвестной книжки Алана Нурсе «Blade Runner» (1979), по которой сценарий и новеллу написал Уилльям Бэрроуз. Ридли Скотт купил права на название, но не на сам рассказ, ибо у Бэрроуза герой занимается незаконной продажей хирургических инструментов. Со вpемен «Бегущего по лезвию бритвы» кибеpпанк все еще не выpазил себя в кинематогpафе в такой степени, как в научно-фантастической литеpатуpе, компьютеpных игpах или ультpасовpеменной моде. Можно назвать «Стpанные дни», «Джонни-мнемоника» и «Ниpвану» (1997), но все они в той или иной степени втоpичны по отношению к данному фильму в своей имитации отдельных фpагментов и деталей созданного им обpаза будущего. Исключением можно назвать только «Пятый элемент» (1997) Люка Бессона, котоpый пpедпочел не имитиpовать, а бpосить настоящий вызов пятнадцатилетнему стилистическому цаpствованию фильма Ридли Скотта. Первоначально роль Декарда был призван играть Дастин Хоффман. Первоначально роль Прис должна была играть вокалистка группы «Блонди» Дебора Харри. Картина вольно основана на романе Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» (1968). Писатель успел посмотреть лишь первые 20 минут чернового материала фильма перед своей смертью 2 марта 1982 года, но уже тогда был очень впечатлен. Хотя ни Ридли Скотт, ни сценарист Дэвид Уэбб Пиплс («Леди-ястреб», 1985; «Левиафан», 1989; «Двенадцать обезьян», 1995; «Солдат», 1998) не читали его романа. Члены съемочной группы, которым очень не нравилось работать над этим проектом, часто называли этот фильм «Blood Runner». В качестве зданий мира будущего режиссер использовал модели кораблей «Тысячелетний сокол» из картины «Звездные войны» (1977) и «Темная звезда» из одноименного фильма Джона Карпентера 1974 года. За несколько дней до начала съемок компания «Filmways Inc», взявшаяся продюсировать фильм с бюджетом 15 миллионов долларов, неожиданно вышла из проекта и вложила эти деньги в фильм Брайана Де Пальмы «Прокол» (1981). Буквально за несколько дней продюсеру Майклу Дили удалось найти трех других спонсоров, вложивших по 7 миллионов долларов: компания «Tandem Pictures» получила права на распространение фильма по кабельному телевидению, компания «Ladd Company» получила право проката в США, а гонконгский продюсер Ран Ран Шоу получил право на прокат фильма в остальном мире. Компании «20th Century Fox», «United Artists» и «Universal» отказались от этого проекта. Трое спонсоров поставили условием, что если бюджет будет превышен более, чем на 10%, то они возьмут под свой контроль и творческую сторону проекта. Так как бюджет составил 28 миллионов долларов, то исполнительные продюсеры всех компаний действительно стали диктовать условия Ридли Скотту и даже на короткое время уволили его в период монтажа. На роль Рэйчел (Шон Янг) также претендовали Нина Аксельрод («Адский мотель», 1980; «Мозговая буря», 1983; «Зубастики-3», 1991) и Барбара Херши. Вместо Дэрил Ханны в сцене атаки на Декарда должна была сниматься профессиональная гимнастка, но после многочисленных дублей она так устала, что когда режиссер уже был готов снять окончательный вариант, она просто не могла сниматься. Объявили перерыв, во время которого удалось найти мужчину-гимнаста, который и снялся в этом эпизоде. Этот фильм стал одним из первых значительных проектов, который много лет спустя разрешили выпустить в «режиссерском варианте», полностью дав на откуп Ридли Скотту возможность перемонтировать фильм по своему усмотрению. Когда Декард не дает Рэйчел выйти из своей квартиры и бьет ее, на лице Шон Янг отражается неподдельная боль. Актриса рассказывала, что Харрисон Форд действительно ударил ее слишком сильно, и она очень разозлилась на него. Ридли Скотт ангажировал Рутгера Хауэра, даже не встречаясь с ним, а ориентируясь на его отличную игру в фильмах «Турецкие сладости» (1973) и «Оранжевый солдат» (1977). А вот актер решил подшутить над режиссером, придя на встречу с ним в огромных зеленых очках, розовых сатиновых штанах и белом свитере с изображением лисицы на груди. Когда Скотт увидел актера, он побледнел. Джоанна Кэссиди ни капли не боялась питона, который обвивал ее шею, по той причине, что это был ее собственный питон из Бирмы по кличке Дорогуша. 25 лет спустя для режиссерской версии картины потребовалось переснять эпизод, где Зора (Джоанна Кэссиди) прыгает сквозь стекло. Дело в том, что в оригинале ее подменяла дублерша, и теперь при современных цифровых технологиях стало видно лицо, не принадлежащее Кэссиди. Ридли Скотт был поражен не только тем, что Кэссиди влезла в костюм, в котором снималась четверть века назад, но и то, как легко она исполнила трюк, находясь в отличной спортивной форме. В результате лицо Кэссили наложили на старые кадры, и эпизод вошел в режиссерскую версию. В 1969 году с Филиппом Диком встречался Мартин Скорсезе, чтобы обсудить возможность адаптации его романа. Ридли Скотт первоначально отказался от режиссерского кресла, так как уже начал работать над проектом «Дюна» (1984). Другими кандидатами на режиссуру были Эдриан Лайн, Брюс Бересфорд и Майкл Эптид, но они отказались. Следующим кандидатом был Роберт Муллиган, но он разошелся во взглядах со сценаристом Хэмптоном Фанчером и покинул проект спустя три месяца. В конце концов, когда работа над «Дюной» застопорилась, Скотт согласился сесть в режиссерское кресло, чтобы отвлечься от недавней смерти своего брата. Фанчер первоначально писал роли Декарда для Роберта Митчума, а Тирелла-для Стерлинга Хайдена. Интересно, что между режиссером и Фордом произошел конфликт по поводу природы Декарда: актер настаивал, чтобы Декард был человеком (в этом его категорически поддерживал Рутгер Хауэр), а Скотт считал, что Декард должен быть репликантом. До настоящего времени они придерживаются в интервью собственных точек зрения. Незадолго до выхода фильма в прокат Филипп Дик отверг предложение на 400 тысяч долларов написать роман по фильму. Вместо этого он просто переиздал «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» под названием «Бегущий по лезвию бритвы» с постером фильма на обложке. В эпизоде, когда Прис (Дэрил Ханна) впервые встречается с Себастьяном (Уилльям Сандерсон), она убегает от него, врезается в его машину и бьется локтем о стекло. Это было неумышленно, стекло было настоящим, а актриса просто поскользнулась на мокром асфальте и разбила свой локоть в восьми местах. Ридли Скотт всегда подчеркивал, что это не более, чем коммерческий, а не эзотерический, фильм. Кстати, когда Уилльям Гибсон только начинал писать свой роман «Нейромант», он отправился посмотреть этот фильм, но покинул зал уже спустя 20 минут, так как был шокирован схожестью между сюжетом фильма и задумками своего еще не написанного романа. Белый голубь, который держит Рутгер Хауэр (Батти) перед своей смертью, должен был взлетать после его смерти, но пока снимали эту сцену, шедший дождь так намочил перья, что голубь не смог взлететь, а просто выскользнул из руки Хауэра и ушел. Кстати, идея этого эпизода принадлежала лично Хауэру. Обратите внимание, что Декард не говорит ни слова Батти во время финальной схватки. При бюджете в 28 миллионов долларов картина в США именно такую сумму в 1982 году и собрала. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшее художественное оформление и спецэффекты. Картина номинировалась на «Золотой глобус» за лучшую музыку Вангелиса. На кинофестивале «Fantasporto» картина номинировалась на Гран-при. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшую режиссуру, спецэффекты, актера второго плана (Хауэр) и как лучший фантастический фильм года. Англичане вручили фильму свой приз «BAFTA» за лучшие костюмы, художественное оформление и операторскую работу, а номинировали за лучший монтаж, грим, музыку, звук и спецэффекты. В 1993 году картина внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США.