Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee  Bruce Lee

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Bruce Lee

«БРЮС ЛИ»
(Bruce Lee)

Гонконг-Китай, 2010, 129 мин., «J.A. Media/Masterpiece Films/Media Asia Films»
Режиссер, сценарист и продюсер Мэнфред Вонг, композитор Квонг Винг Чан
В ролях Аариф Рахман, Кристи Чунг, Тони Ленг Ка Фай, Мишель Йе

Брюс Ли (1940-1973)-гонконгский и американский киноактер, режиссер, сценарист, продюсер, популяризатор и реформатор в области китайских боевых искусств, мастер боевых искусств, постановщик боевых сцен, основоположник стиля джит-кун-до. Родился в Сан-Франциско в год Дракона и в час Дракона по китайскому календарю (между 6 и 8 часами утра) во время американских гастролей его родителей-актера-комика кантонской китайской оперы Ли Хойченя (1901-1965) и его жены Грейс Ли. Мать Грейс Ли (1907-1996) имела евроазиатские корни (была наполовину немкой) и воспитывалась в семье гонконгского магната Роберта Хотхуна, отец был китайцем. Брюс Ли начал сниматься в кино с детства. Его детское имя-Ли Сяолун (Li Xiao Long, Маленький Дракон), взрослое имя-Ли Чжэньфань. В возрасте 3 месяцев Брюс Ли снялся в своем первом фильме-«Золотой ворот девушки» (роль маленькой девочки-младенца), в возрасте 6 лет-«Зарождение человечества». Бытовало заблуждение, будто Брюс Ли никогда не снимался со своим отцом, но это неправда. В детстве и отрочестве Брюс Ли был довольно хилым, в кино в основном снимался в ролях «трудного» ребенка или задиристого уличного сироты. Как и многие молодые люди, Брюс с детства интересовался боевыми искусствами, но серьезно ими не занимался, а в школе особым усердием не отличался. В 1954 году Брюс Ли начинает брать уроки ча-ча-ча, а через 4 года выигрывает чемпионат по этому танцу в Гонконге, исполняет главную роль в фильме «Сирота» и участвует в межшкольных соревнованиях по боксу (наносит поражение Гари Элмсу, три года удерживавшему титул чемпиона). Тогда же он решил серьезно заняться кунг-фу. Его первый учитель кунг-фу вспоминал, что Брюс пришел к нему и сказал: «Учитель, я знаю, что вы прекрасно владеете кунг-фу, а я лучше всех танцую ча-ча-ча. Так давайте обменяемся нашими знаниями: вы научите меня технике кунг-фу, а я научу вас танцевать ча-ча-ча». Брюс оказался очень талантлив, он буквально за 3 дня занятий освоил движения техники Тайцзицюань, базовое обучение которым обычно занимает недели. С той поры Брюс никогда надолго не оставлял занятия кунг-фу и постоянно тренировался. Его основным стилем в кунг-фу потом стал стиль вин чун, который он изучал в Гонконге с 1956 года у мастера Ип Мана. Брюс Ли внес значительный вклад в популяризацию данного стиля и принял участие в нескольких фильмах о нем (например, «Кулак ярости»). Этот стиль делает акцент на бое без оружия, хотя Ли овладел и оружием. Особенно хорошо ему удавалось обращение с нунчаку. Позднее он также изучил дзюдо, джиу-джитсу и бокс. А затем Ли разработал свой стиль кунг-фу под названием джит-кун-до. В 19 лет, чтобы подтвердить данное ему по праву рождения американское гражданство, Брюс Ли отправился в США, сначала в Сан-Франциско, затем в Сиэтл к Руби Чоу (знакомая его отца, которая содержала ресторан), которая взяла его на работу официантом. Там он изучал искусство, окончил Техническую школу Эдиссона, поступил в Вашингтонский университет на философский факультет, где и познакомился с будущей женой (с 1964) Линдой Эмери, которой тогда было 17 лет. Линда родила ему двоих детей: сына Брэндона (1965-1993) и дочь Шеннон (род. 1969). Брюс начал сниматься в США в телесериалах, демонстрируя боевые искусства. Он стал популярен, у него начали появляться ученики, в числе которых были и многие известные люди, как например, знаменитый баскетболист, звезда НБА Карим Абдул-Джаббар (впоследствии Карим и Брюс поставили впечатляющую сцену боя в фильме «Игра смерти»). Брюс открыл свою собственную школу боевых искусств, где начал преподавать джит-кун-до-свой собственный стиль кунг-фу, который Брюс Ли разрабатывал и совершенствовал вплоть до самой смерти. Частные уроки Брюса Ли стоили порядка 275 долларов в час, что было весьма дорого и могло обеспечить финансовую независимость Ли на годы вперед. Но главные роли в кино ему так и не доставались, что ужасно его огорчало. От разочарования в 1971 году Брюс Ли решил покинуть Соединенные Штаты и вернуться с семьей в Гонконг. В то время в Гонконге открылась новая киностудия «Golden Harvest» (впоследствии ставшая очень знаменитой). Брюс Ли уговорил директора студии Рэймонда Чоу дать ему главную роль в фильме «Большой босс» и разрешить самому осуществить постановку боевых сцен. Риск оправдался: фильм имел небывалый успех. Брюс Ли буквально перевернул представление о боевых искусствах в кино. Его отточенные быстрые движения, натуралистичные боевые сцены и кровавые исходы пришлись по душе азиатским зрителям, а потом эта волна передалась и зрителям всего мира. Чоу доверил Ли снять еще два фильма: «Кулак ярости» и «Возвращение дракона»-на этот раз уже с солидными бюджетами. Фильмы имели еще больший успех и сделали Ли суперзвездой. Как постановщик поединков и боевой хореографии в собственных фильмах Брюс Ли был талантливым новатором: он изобрел множество новых связок ударов и различных трюков. Это относится в том числе и к сценам с нунчаку: многие перехваты и элементы манипуляций с этим оружием являются оригинальными изобретениями Брюса Ли. Его поединок с Чаком Норрисом в финале «Возвращение дракона» стал не только классикой жанра, но и долгие годы был своего рода образцом: все звезды кино последующих лет неизменно ориентировались на тот бой, пытаясь если не превзойти его режиссуру, то хотя бы соответствовать уровню, а по возможности и привнести какие-то свои оригинальные находки. Отличительной чертой экранных поединков, поставленных Брюсом Ли, является то, что все они сняты в основном общим планом, то есть действия обоих противников показываются в полный рост, что позволяет наиболее полно воспринимать все происходящее на экране. Также Брюс Ли избегал клипового монтажа с его чересчур быстрой сменой кадров, не позволяющей зрителю как следует рассмотреть все действия участников. Брюс Ли все время фанатично тренировался и много лет подряд вел подробные дневники, куда скрупулезно записывал все проделанное на каждой тренировке (некоторые фрагменты этих записей впоследствии были опубликованы). Ли постоянно повышал свои навыки в кунг-фу, разрабатывал свой собственный стиль джит-кун-до, старался привнести что-то новое в существовавшие техники и тактики рукопашного боя, усовершенствовать их. Помимо этого он также разработал собственную систему питания, уделял очень большое внимание общей атлетической подготовке и занятиям в тренажерном зале. Он великолепно развил свое тело и опубликовал свои методики тренировок и упражнения, ставшие очень известными. Ли также подвергал себя огромным нагрузкам в экспериментальных целях, даже испытывал себя электрическим током. В то же время Брюс Ли очень много времени уделял съемкам, пытаясь довести каждое свое движение на экране до совершенства. Чак Норрис в своей книге «Секрет внутренней силы: моя история» (1987) в главе, посвященной Брюсу Ли, утверждает, что до встречи с ним (1966) Брюс не наносил имевшиеся в его арсенале удары ногами-выше пояса (в голову): это происходило не потому, что Брюс Ли не имел соответствующей растяжки, а потому, что он считал такие удары не эффективными в реальном поединке. Однако, вняв убеждениям Норриса о том, что карьера бойца в кинематографе немыслима без подобных ударов, Ли всего за полгода освоил все основные высокие удары ногами в голову, имеющиеся в арсенале восточных единоборств (классические вертушки; маваши; уромаваши; йоко-гери и прочее), и в сериале «Зеленый шершень» (1966-67) он уже вовсю использует удары ногами в голову. Ли был амбициозным и очень требовательным к себе человеком. Но, несмотря на свой экранный образ, он был очень вежлив и обходителен в общении, очень уважительно относился к окружающим. Он популяризовал восточные боевые искусства в западных странах во второй половине XX века. Стал широко известен в области боевых искусств и вызвал множество подражателей в кино и на телевидении. Всего Брюс Ли снялся в 36 фильмах. Брюс Ли скоропостижно скончался в Гонконге 20 июля 1973 года, в период работы над фильмом «Игра смерти»: он (по одной из версий) принял таблетку от головной боли («Экваджестик»), содержащую аспирин и мепробамат, это привело к отеку мозга, что и показало вскрытие. Никакие специальные анализы не были взяты (хотя вскрытие проводилось), что ставит под сомнение то, что Брюс Ли мог умереть от таблетки. После его смерти начали распространяться слухи, что его убил другой мастер, однако они не нашли достаточного подтверждения. Несмотря на это, факт оставался фактом: Брюс Ли скончался от отека мозга, наступившего по до сих пор неизвестным причинам. Похороны Брюса Ли превратились в общегородской траур. Друзья и тысячи поклонников шли отдать ему последние почести. Затем тело Брюса Ли было переправлено в Сиэтл, где с ним попрощалась семья и где он был похоронен. К могиле Брюса Ли до сих пор ходят поклониться любители боевых искусств, прибывающие в Сиэтл. Последний фильм Брюса Ли «Игра смерти» был доснят только спустя 5 лет после его смерти (в 1978) при помощи двух дублеров: главным образом Тай Чун Кима и Йена Бяо (исполнившего акробатические трюки). Фильм вызвал новую волну интереса к кунг-фу и восточным боевым искусствам. Брюс Ли мог удерживать на весу на вытянутой вперед руке гирю массой в 34 килограмма в течение нескольких секунд. Удары Брюса Ли были настолько быстрыми, что порой их не удавалось заснять обычной в то время технологией 24 кадра в секунду, поэтому некоторые сцены приходилось снимать 32-кадровым способом. Брюс Ли мог держать ноги уголком в упоре на руках 30 минут и больше. Брюс Ли мог подбрасывать в воздух зерна риса и ловить их палочками для еды. Брюс Ли мог пальцами пробить запечатанную банку колы (в те времена банки изготавливались из стали и были гораздо толще, нежели современные алюминиевые). Брюс Ли мог отжиматься на двух пальцах одной руки, а также подтягиваться, используя только мизинец для обхвата перекладины. Рост Брюса Ли составлял 171 см. В некоторых источниках ошибочно указывается 175 см. Вес-59 кг. При этом также известно, что на момент смерти он весил 65 кг. О нунчаках Брюс узнал от легендарного мастера карате Хидэхико «Хиди» Отияи, с которым он познакомился в лос-анджелесском центре Христианской ассоциации молодежи в середине 1960-х годов. Арнольд Шварценеггер считает его телосложение эталоном полного отсутствия лишнего жира в организме. Кадры с реальных похорон Ли были использованы в его последнем фильме «Игра смерти». В 1993 году Брюс Ли получил звезду на аллее славы в Голливуде за вклад в развитие киноиндустрии. В том же году был снят биографический фильм о нем. Любимыми цветами Брюса Ли были хризантемы. О жизни и творчестве Брюса Ли в мире было снято около 30 фильмов. Согласно книге Линды Ли, ее муж любил песню «And When I Die» (И когда я умру). Она входит в репертуар рок-группы «Blood, Sweat & Tears». Другой источник дает понять, что Брюса могло интересовать и иное творчество этой группы, а не только эта песня.
Хороший фильм. На кинофестивале «Golden Horse» картина номинировалась за лучший монтаж. Киноакадемия Гонконга номинировала картину на свой приз за лучшее художественное оформление, костюмы, грим, актера (Тони Ленг Ка Фай) и актера-дебютанта (Ханджин Тан). Бюджет картины составил 7, 3 миллиона долларов.