Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone  Harry Potter And The Sorcerer’s Stone

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Harry Potter And The Sorcerer’s Stone

«ГАРРИ ПОТТЕР И ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ»
(Harry Potter And The Sorcerer’s Stone)

США, 2001, 152 мин., «Warner»
Режиссер и продюсер Крис Коламбус, композитор Джон Уилльямс
В ролях Даниэль Рэдклифф, Эмма Уотсон, Руперт Гринт, Ричард Харрис

Одиннадцатилетний мальчуган по имени Гарри Поттер открывает мир ведьм, колдунов, призраков и гоблинов. Оказывается, он простой вундеркинд с необычными способностями. Он-осиротевший сын двух могущественных волшебников, и сам обладает магической силой. Поэтому его дядя Вернон и тетя Петунья, а также их бессовестный и жадный сыночек Дадли, держат его взаперти под лестницей. Его родители погибли в автокатастрофе, и Гарри убежден, что это несчастье есть дело рук злого колдуна Вольдеморта. Тем временем Гарри приглашают в Хогвардскую школу волшебников, которая располагается в старинном замке. Это здание-странное место, наполненное потайными комнатами, троллями, двусторонними зеркалами, запертыми дверьми, призраками, гигантским псом, меняющими форму лестницами и пылающими свечами. Там обучаются только дети, наделенные сверхъестественными способностями. У Гарри мгновенно появляется двое друзей, Уизли и Гермиона. Не обходится и без завистников и врагов. В этой школе чародейства и волшебства Гарри попадает в водоворот невероятных событий. Он изучает квидич-спортивную игру высшего пилотажа, играет в захватывающую игру живыми шахматными фигурами, встречается с Темным волшебником, который хочет его уничтожить. Постепенно Гарри учится контролировать свои эмоции и управлять способностями, так что теперь у него есть возможность отомстить своим обидчикам. Вместе со своими друзьями он обнаруживает таинственный лес возле замка, который населен злыми монстрами и добрыми привидениями…
Сравнивать книгу с экранизацией-всегда занятие неблагодарное. То, на что иные зрители могут не обратить внимания вовсе, по мнению других зачастую оказывается чуть ли не главной составляющей, которую ни в коем случае нельзя было изменять режиссеру. Когда же речь идет об экранизации книги столь популярной, как «Гарри Поттер», подобных разночтений не избежать. «Гарри Поттер» выглядит именно фильмом, законченным произведением, а не набором разрозненных иллюстраций к книге. Не вызывает сомнений, что к экранизации подошли со всей тщательностью, и с первого же момента появляется и уютно устраивается где-то рядом с сердцем ощущение качественного голливудского семейного блокбастера. Музыка красива и создает замечательную атмосферу сказки, каждый кадр пронизан невероятным стилем и фантазия, с которой рисуют мир Поттера авторы, прямо-таки озаряет фильм. Но, к сожалению, в этой тщательности кроются и несколько вполне очевидных для человека, не причастного к книгам о Гарри Поттере, минусов. Делать семейное кино, пусть даже то, в котором каждую секунду творятся заклинания, таинственно скрипят заросшие паутиной двери, а за колоннами, в полумраке прячутся страшные монстры, продолжительностью в два с половиной часа-очень спорное решение. С одной стороны, в фильм получилось втиснуть практически все события книги, но с другой, из-за этого лента серьезно провисает в середине. Постановщик Крис Коламбус выделяет самыми яркими мазками визуально выгодные ключевые моменты, но в остальное время темп падает, а краски тускнеют, сливаясь между собой и высыхая на глазах. Фильм превращается в чисто созерцательную экскурсию по закоулкам этой волшебной реальности. Впрочем, возможно, что те детали, которые сейчас кажутся не самыми нужными и лишь пригибающими динамику к земле, встанут на свои места, когда лет через десять все фильмы о Гарри Поттере сформируют единую картину его приключений. Скрупулезное отношение к первоисточнику порой выражается в банальной экономии бюджетных средств. В то время, как декорации выглядят отменно, спецэффекты в наш технологически продвинутый век порой неприятно архаичны. Компьютерный «дублер» героя, вступающий в дело в схватках со сказочными монстрами, ведет себя совершенно неприлично в плане реалистичности движений. Впрочем, все эти недостатки все равно оказываются погребенными целым ворохом достоинств, на первый план среди которых выходит несомненная универсальность картины. Крис Коламбус обошелся без заигрывания с детской аудиторией (многие сцены получились действительно пугающими и напряженными), вместо этого сыграв на жажде приключений и новых открытий, которая, как известно, особенно сильно обострена в детстве, но у многих так и не выветривается до самой старости. Картина поставлена по вполне заурядной, но феноменально раскрученной рекламной компанией в средствах массовой информации многотомной серии детских произведений англичанки Джоан Роулинг о вундеркинде Гарри Поттере и его пребывании в школе волшебников. Америке надоели Майкл Крайтон и Стивен Кинг, практически каждый роман которых экранизировался в Голливуде. Сценарий написал Стивен Кловс («Наперегонки с Луной», 1984; «Плоть и кость», 1993; «Удивительные ребята», 2000). Картина напоминает такие детские фантазии, как «Оливер Твист» (1948), «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (1971), «Уиллоу» (1988). Бюджет картины составил 125 миллионов долларов, большая часть которых ушла на компьютерные спецэффекты Роберта Легато, работавшего над телесериалом «Звездный путь» (1987-93), а также картинами «Интервью с вампиром» (1994), «Аполлон-13» (1995), «Титаник» (1997), «Армагеддон» (1998), «Что скрывает ложь» (2000). Оператором фильма был много работавший с Питером Уэйром Джон Сил («Пикник у висячей скалы», 1975; «Последняя волна», 1977; «Галлиполи», 1981; «Год опасной жизни», 1982; «Свидетель», 1985; «Попутчик», 1986; «Дети меньшего Бога», 1986; «Побережье москитов», 1986; «Гориллы в тумане», 1988; «Человек дождя», 1988; «Общество мертвых поэтов», 1989; «Фирма», 1993; «Газета», 1994; «Американский президент», 1995; «Английский пациент», 1996; «Призраки Миссисипи», 1996; «Город ангелов», 1998; «Талантливый мистер Рипли», 1999; «Совершенный шторм», 2000). Джоан Роулинг категорично настаивала, чтобы все актеры были британцами. К ее мнению прислушались: всего несколько актеров были гражданами США. Первоначально режиссуру предложили Стивену Спилбергу, но тот не согласился с требованиями писательницы, так как хотел использовать в главной роли американца Хейли Джоэла Осмента. Другими кандидатами на режиссерское кресло были Терри Гиллиам (фаворит писательницы), Джонатан Демме и Брэд Силберлинг. Но, в конце концов, выбор студии пал на Криса Коламбуса, так как тот имел опыт работы с актерами-детьми. Самого Криса настойчиво просила снять этот фильм его дочь. В небольшой роли снялась Дрю Бэрримор, большая поклонница книг о Гарри Поттере. Робин Уилльямс и Рози О’Доннел просили роли в этой картине без уплаты гонорара, но им было отказано. Тим Рот был главным претендентом на роль профессора Северуса Снейпа, но ушел из проекта ради роли генерала Тейда в картине Тима Бартона «Планета обезьян» (2001). Гонорар Даниэля Радклиффа составил 110 тысяч долларов. Первым актером, получившим роль в саге, стал Робби Колтрейн. Патрик Макгухан отказался от роли Альбуса Дамблдора из-за проблем со здоровьем. После этого от роли отказался Ричард Харрис. Но когда его 11-летняя внучка пригрозила никогда не разговаривать с ним, если он не согласится сниматься, Харрису пришлось принять предложение. Джоан Во всем мире фильм известен с приставкой «Philosopher’s Stone и только в США она звучит как «Sorcerer’s Stone», поэтому актерам постоянно приходилось делать два дубля, произнося эти слова по очереди. Прокат картины в США начался в самом большом количестве кинотеатров за всю историю кино: 3762 кинотеатра. К февралю 2002 года фильм стал самым прибыльным в истории кино после картины «Титаник». Даниэль Рэдклифф узнал о том, что он получил роль, находясь в ванне. Студия «Warner» первоначально хотела снять сагу о Гарри Потере в мультипликационном варианте или объединить несколько книг в один фильм, аргументируя это тем, что дети-актеры быстро взрослеют, поэтому исполнителей главных ролей пришлось бы менять, если промежутки между экранизациями книг затягивались. Но Джоан Роулинг наложила вето на обе идеи, и студии ничего другого не оставалось, как запустить в производство всю 8-серийную сагу про Гарри Поттера. Лозунг школы Хогвартса гласит: «Никогда не дразни спящего дракона!». Роль профессора Снейпа Джоан Роулинг лично отдала Алану Рикману, а роль Хагрида-Робби Колтрейну. Актер Дэвид Тьюлисс претендовал на роль Куиррелла, но позднее получил роль профессора Люпена в картине «Гарри Поттер и узник Азкабана» (2004). Одна время на режиссерское кресло претендовал даже Алан Паркер. Музыку к трейлеру фильма написал Джон Уилльямс. До этого он сделал это лишь однажды для фильма Стивена Спилберга «Капитан Крюк» (1991). Продюсер Дэвид Хейман отверг сценарий Майкла Голденберга, выбрав вариант Стива Кловза. Но ему все равно понравилась работа Голденберга, и он пригласил его поработать над сценарием фильма «Гарри Поттер и орден Феникса» (2007), который Кловз покинул в знак протеста, намереваясь работать над собственным проектом. Во время съемок фильма Рэдклифф в качестве шутки изменил язык на мобильном телефоне Робби Колтрейну на турецкий. Тому пришлось позвонить отцу стилистки Эйфны Феннель, чтобы спросить, как сменить язык, ибо ее отец был турком. Крис Коламбус очень просил студию нанять в качестве оператора Джона Сила. Но тот в это время работал над картиной «В ловушке времени» (2003), так что съемки пришлось немного задержать, пока Сил не освободился. Интересно, что первоначально роль Гарри Поттера была предложена Лайаму Айкену, который раньше работал с Коламбусом, но когда на следующий день выяснилось, что актер-не англичанин, предложение отозвали. Как шахматист, могу отметить, что дебютом в шахматной партии в фильме была «Скандинавская защита», которую я также изредка применял. Интересно, что внешние виды Хогвартса снимались снаружи реальных исторических сооружений в Англии, и лишь эпизоды внутри них потребовали сооружения декораций. В мировом прокате картина собрала почти 1 миллиард долларов и еще 600 миллионов выручила за право использования во всем мире. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшее художественное оформление, костюмы и музыку. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшие костюмы, а номинировала за лучшую режиссуру, грим, спецэффекты, актера и актрису второго плана (Робби Колтрейн и Мэгги Смит), юных актеров (Даниэль Рэдклифф и Эмма Уотсон) и как лучший фильм-фэнтази года. Англичане номинировали фильм на свой приз «BAFTA» за лучшие костюмы, спецэффекты, грим, художественное оформление, звук, актера второго плана (Колтрейн) и как лучший британский фильм. Многочисленными и разнообразными эффектами занимались компании «ILM», «Jim Henson's Creature Shop», «Sony Pictures Imageworks» и «Mill Film».