Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve  Le jour se leve

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Le jour se leve

«ДЕНЬ НАЧИНАЕТСЯ»
(Le jour se leve)

Франция, 1939, 93 мин., ч/б, «Les Films Vog/Sigma/Vauban Productions»
Режиссер Марсель Карне, композитор Морис Жобер
В ролях Жан Габен, Жюль Берри, Артур Девер, Арлетти

После бурной ссоры между двумя мужчинами в парижской квартире раздается выстрел. Участник ссоры Валентен выходит в коридор, держась за живот, и вскоре умирает. Убийца Франсуа отказывается сдаться полиции. Его дом осажден. Ночью он восстанавливает в памяти события, предшествовавшие этой драме…Франсуа, заводской рабочий, знакомится с продавщицей цветов Франсуазой, которая тоже выросла в детском доме. Они влюбляются друг в друга с первого взгляда. Они встречаются уже три недели, но Франсуаза постоянно отказывает Франсуа. Однажды ночью он идет за ней и попадает в маленький мюзик-холл, где выступает дрессировщик собак Валентен. В этот вечер любовница Валентена Клара решает окончательно расстаться с этим мерзким и отталкивающим человеком. Она увивается вокруг Франсуа, пока Франсуаза в восхищении следит из зала за выступлением Валентена. На глазах у Франсуа Клара в резкой и оскорбительной манере порывает с Валентеном…Тем временем полицейские стреляют в дверь и замок осажденной квартиры. Франсуа придвигает к двери огромный шкаф и продолжает вспоминать…Клара и Франсуа становятся любовниками, но Франсуа против совместной жизни. Встретившись с Франсуа тет-а-тет, Валентен заявляет ему, что Франсуаза-его дочь и Франсуа не достоин такой завидной партии. Франсуаза говорит Франсуа, что это отцовство-чистая выдумка Валентена, который готов на все, лишь бы удержать ее рядом. Влюбленные договариваются расстаться с партнерами: он-с Кларой, она-с Валентеном. Клара на прощание дарит Франсуа камею из коллекции Валентена. Она добавляет, что Валентен имел привычку раздавать их покоренным женщинам. Франсуа вспоминает, что такую же камею дала ему Франсуаза…Полицейские продолжают стоять под окнами дома. Франсуа швыряет камень в окно. Наступает рассвет. Франсуа обращается к толпе, собравшейся у здания, и гневно просит людей разойтись. Свидетели просят Франсуа не совершать непоправимого…Франсуа продолжает вспоминать, как Валентен наносит ему визит. Он говорит, что пришел убить его, но передумал-и отбрасывает револьвер. Шутливыми намеками Валентен говорит о своей связи с Франсуазой. Франсуа в инстинктивном порыве хватает револьвер и стреляет в Валентена…Наконец, полицейские поднялись на крышу. Один готовится бросить в комнату Франсуа гранату со слезоточивым газом. Но прямо перед этим Франсуа пускает себе пулю в лоб. Он уже лежит на полу, когда рядом с ним падает граната…
Последний довоенный фильм Марселя Карне, снятый в Мюнхене и выпущенный на экраны в июне 1939 года. Это наивысший образец студийного фильма, где все отстроено, взвешено до миллиметра; осталось только дернуть за ниточку, чтобы произвести необходимый эффект или вызвать необходимую эмоцию. На своем уровне фильм демонстрирует такой же полный контроль над изображением, как в картинах Фрица Ланга или японских каллиграфов. Эти методичность и тщательность помогают выразить фатальность, которая и является темой картины. В то время как у Ренуара трагедия прорывается внезапно, словно из трещины в человеческом сердце, переполненном чувствами и страстями, и соответствует таким образом крайнему проявлению свободы персонажа, созданный Карне и Превером социальный рок не оставляет главному герою ни малейшего шанса. Действия героя, если можно так выразиться, запрограммированы его прошлым, знакомствами, обстановкой и обстоятельствами повседневной жизни; все это-элементы механизма, которому суждено перемолоть его жизнь. Чтобы придать вес этому року, Карне придумал нововведение: он рассказывает историю в трех флэш-бэках. Мало кому до него хватало на это смелости. Чаще всего называют фильм Уилльяма Ховарда «Власть и слава» (1933), повлиявший на Орсона Уэллса при создании «Гражданина Кейна» (1941). Как бы то ни было, Карне первым предложил подобный тип повествования широкой публике. Карне часто рассказывал о том, как родился этот ставший легендарным сценарий. Незнакомый ему прежде сосед, коллекционер примитивистской живописи Жак Вио, однажды принес ему сценарий под названием «День начинается». Сюжет сценария не заинтересовал Карне, но конструкция, построенная на флэш-бэках, показалась захватывающей. Он попросил Превера отложить другой, тяжело продвигавшийся сценарий, и Превер с большой настороженностью начал работать в паре с Вио, который тоже предпочел бы писать в одиночку. Не менее легендарная декорация дома, где живет Жан Габен, была создана по фотографиям, снятым в Париже при подготовке к съемкам «Северного отеля» (1938). Декорация была построена на том же месте. Чтобы максимально усилить клаустрофобичность комнаты, где находится Габен, Карне потребовал, чтобы декорация действительно была ограничена четырьмя стенами. Актеры и члены съемочной группы могли выбраться оттуда только через верх. Почти пророческий и просто-напросто «злободневный» пессимизм картины, ее мрачный романтизм не понравились большей части зрителей, а также некоторым политическим группировкам, как это случалось и раньше с другими фильмами Карне. Но неоспоримое совершенство фильма довольно быстро принесло ему статус классики французского кино, который с тех пор ни разу не был поставлен под сомнение. Семена, посеянные этим совершенством, вскоре принесли плоды. Так же, как «Бальная записная книжка» (1937) Жульена Дювивье предвосхитила некоторые аспекты итальянского каллиграфизма, так и этот фильм возвещает начало владычества флэш-бэков в американских фильмах-noir, где чувствуется немалое влияние «поэтического реализма». В этот наиболее богатый период своей истории (вторая половина тридцатых годов) французский кинематограф постоянно оказывается в самом сердце и даже в авангарде главных мировых направлений эстетического поиска. В 1947 году американцами был снят ремейк «Длинная ночь», где главные роли сыграли Генри Фонда и Винсент Прайс. На Венецианском кинофестивале картина номинировалась на Гран-при.