King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur  King Arthur

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

King Arthur

«КОРОЛЬ АРТУР»
(King Arthur)

США-Ирландия-Великобритания, 2004, 126 мин., «Touchstone Pictures/Jerry Bruckheimer Films/Green Hills Productions»
Режиссер Антуан Фукуа, композитор Ганс Циммер
В ролях Клайв Оуэн, Кира Найтли, Стеллан Скарсгард, Тиль Швайгер

Фильм о легендарной исторической личности. В нем большое внимание уделено историческим фактам и политическим событиям, имевшим место в период правления короля Артура. Но картина обещает совместить в себе как реальные исторические события, имевшие место в провинции Британия сразу после распада Великой Римской Империи, так и мифы о подвигах рыцарей короля Артура. Британия, V век. Шатающаяся под натиском варваров Римская империя доживает последние годы. Кажется, никто и ничто не в состоянии уберечь Туманный Альбион от накатывающих из-за моря орд кровожадных саксов. Но есть великий воин, сын римлянина и британки, которому суждено доказать обратное и золотом вписать свое имя-и имена своих преданных рыцарей-на скрижали истории. Его зовут Артур. Человек, который станет легендой. Человек, который станет символом доблести. Человек, который станет королем…
Король Артур-по преданиям, правитель королевства Логрес, легендарный вождь бриттов V-VI веков, разгромивший завоевателей-саксов. Самый знаменитый из кельтских героев, центральный герой британского эпоса и многочисленных рыцарских романов. Многие историки допускают существование исторического прототипа Артура. Согласно легенде, Артур собрал при своем дворе в Камелоте доблестнейших и благороднейших рыцарей Круглого стола. О подвигах Артура и его рыцарей существуют многочисленные легенды и рыцарские романы, в основном касающиеся поисков Святого Грааля и спасения прекрасных дам. Эпос о короле Артуре и его рыцарях послужил основой для произведений литературы, живописи, кинематографа и других видов искусства. Первое упоминание имени Артура содержится в валлийской поэме, традиционно приписываемой барду Анейрину и датируемой около 600 года. В поэме описывается битва при Катраэте между англосаксами и королями «Древнего Севера» из рода Койля Старого. В строфе, описывая предводителя бриттов, поэт сравнивает его с Артуром. Другая ранняя валлийская поэма, в которой фигурирует Артур, приписывается барду Талиесину (VI век н. э.). Поэма посвящена путешествию Артура в Аннун-валлийский потусторонний мир. Точная датировка времени написания поэмы оказалась затруднительной, но лингвистический анализ показал, что современную форму текст принял примерно к 900 году. Первая историческая хроника, в которой упоминается Артур-это «История бриттов», написанная на латыни примерно в 800 году валлийским монахом по имени Ненний. Многие ученые считают, что Ненний опирался при создании «Двенадцати битв Артура» на народные предания Уэльса. В ней об Артуре говорится, что он одержал двенадцать побед над саксами, окончательно разгромив их в Битве при горе Бадон. Первый последовательный рассказ о жизни короля Артура появляется в «Истории королей Британии», в XII веке написанной Гальфридом Монмутским. Этот труд объединяет работы Ненния и элементы валлийского фольклора с вкраплениями из более поздних произведений. Именно здесь Артур впервые назван «королем», впервые появляются ныне общеизвестные сюжеты: о зачатии Артура, об измене его жены и о гибели короля от рук его племянника Мордреда. Гальфрид писал об Артуре, как об историческом лице, но достоверность самого его труда вызывает сомнения у историков. В исторических кругах давно обсуждается вопрос об источниках, которыми пользовался Гальфрид при написании своего труда. Одним из таковых традиционно считается «Хроника Тисилио». Приписывается хроника авторству епископа и святого Тисилио из Мейфода, сына короля Поуиса Брохвайла Клыкастого, жившего в середине VI века. Масштабное исследование книги Тисилио было предпринято Петри Флайндерсом, который предположил, что и работа Гальфрида, и рукопись из собрания Колледжа Иисуса восходят к источнику, датируемому не позднее 940 года. В 1995 году английский историк и теолог Билл Купер опубликовал новый перевод «Хроники Тисилио» с предисловием, в котором отстаивает первичность этой летописи по сравнению с книгой Гальфрида. Таким образом, дискуссия по вопросу «Хроники Тисилио» далеко не окончена.
В качестве доводов в пользу первичности «Хроники Тисилио» выдвигаются два весомых аргумента. Первый-все валлийские имена в манускрипте переданы аутентично, второе-последняя фраза рукописи: «Я, Вальтер, архидиакон Ридихена (Оксфорда), перевел эту книгу с валлийского на латынь. И в старые мои годы я перевел ее во второй раз с латыни на валлийский». В этом послесловии историки видят Вальтера Оксфордского, друга Гальфрида, который и передал ему валлийскую рукопись, и который не раз упомянут на страницах «Истории бриттов».
Согласно хронике, при дворе король Утер увидел Эйгир, жену Горлоиса, и безумно влюбился. Горлоис заметил страсть короля и поспешил отбыть от двора. Утер отправил следом посла с требованием вернуться и угрозами кар за неповиновение. Но Горлоис проигнорировал угрозы и заперся в прибрежных замках. Эйгир он оставил в неприступном Тиндагол, а сам встал в Тинболте, поджидая Утера. Король быстро собрал войско и выдвинулся на войну против Горлоиса. Он рассеял войско Горлоиса и осадил замки. Не в силах выжидать долго, Утер обратился к Ульфину и поведал ему о своей страсти. Тот сказал, что штурмовать замки из-за этого-безумие, посоветовал обратиться к Мирддину (Мерлину) и рассказать ему все. Мирддин сказал, что если Утер хочет заполучить Эйгир, то должен принять образ Горлоиса, сам Мирддин примет вид любимого сквайра Горлоиса Брителя, а Ульфина он обратит в Медафа Тиндагольского, тогда втроем они проникнут в замок. Так они и поступили. Подойдя к замку, они объявили, что прибыл Горлоис, и привратник пропустил их. Войдя к Эйгир, Утер сказал, что соскучился по жене и решил, оставив войско, провести ночь с нею. Тем временем войска Утера, оставшись без руководства, решили самовольно пойти на штурм Тинболта и, проявив напор, взяли замок. Во время штурма пал Горлоис. Его люди отправили посыльного к Эйгир с известием о трагедии. Утер, находившийся у Эйгир под видом Горлоиса, рассмеялся и сказал, что волноваться не о чем, и он жив. Наутро он отбыл к своим войскам. Узнав подробности штурма, он огорчился из-за гибели Горлоиса, но был удовлетворен временем, проведенным с Эйгир. С этого дня он продолжил сожительство с Эйгир, от которой родились Артур и Анна. Артура отняли у матери и отдали Мирддину на воспитание, как и обещал Утер. Через много лет принцы англосаксов Окта и Азаф, узнав о болезни Утера, призвали германцев, и объявили ему войну. Но Утер, призвав на помощь Кинмарха, за которого выдал Анну, разбил англосаксов. Тогда они решили отравить Утера. Узнав, что он пьет воду только из колодца близ Веруламиума, саксы отравили колодец. Кроме Утера умерло много придворных, пивших ту же воду. Утера похоронили в пределах Кольца Гигантов, где до этого был похоронен Эмрис Вледиг (Амвросий Аврелиан). Тем временем в Британии высадились войска германцев под предводительством Колгрима. Вожди бриттов собрали экстренный совет, для решения вопроса о престолонаследии. На совете было решено передать корону Артуру, которому исполнилось всего 15 лет. Дубриций, архиепископ Каерлеона, провозгласил Артура королем. После победы над Фроло к Артуру прибыл посол от императора Льва с требованием дани и угрозой войны. Артур отказался давать ему дань. Война завершилась поражением императора. В ходе битвы погиб рыцарь Артура Кай. После битвы Артур узнает, что Мордред, сын его сестры Анны, которого он оставил наместником, узурпировал корону и взял супругу Артура Гвенвифар в жены. Артур собрал войско и выступил против Мордреда. В ходе кровопролитной битвы на реке Камлан Артур убил племянника, но и сам получил смертельную рану. Умирая, он попросил сэра Бедивера бросить меч Экскалибур в озеро. Он был вывезен прямо из битвы на Авалон для излечения.
Современник Гальфрида Монмутского-Уилльям Мальмсберийский-не сомневался в существовании Артура, но отнесся к нему весьма осмотрительно, посвятив ему в своем обширном труде «Хроника королей Англии» всего несколько строк на пару с Амвросием Аврелианом, повторяя Гильду и Ненния: Амвросий, единственный выживший из римлян, который стал королем после Вортигерна, подавил самонадеянных варваров с мощной помощью воинственного Артура. Это тот Артур, о котором британцы наивно рассказывают множество сказок, даже в наши дни, человек, безусловно, достойный прославления, не только из-за пустых фантазий, но ради истинной истории. Он долго поддерживал тонущее государство, и побуждал сломленный дух своих соотечественников к войне. Наконец, в сражении у горы Бадон, положившись на образ Святой Девы, который он прикрепил к своим доспехам, он вступил в бой с девятью сотнями врагов в одиночку и рассеял их с невероятной жестокостью. Далее Уилльям касается Артура, рассказывая о находке могилы Олвен. Тут он подробнее останавливается на личности Артура, но опять он только племянник великого Амвросия. В это время в провинции Уэльса, называемой Рос, была найдена гробница Олвен, благородной племянницы Артура. Он, самый прославленный рыцарь, управлял частью Британии все еще именуемой Уолверт, но был изгнан из своего королевства братом и племянником Хенгиста, хотя им и пришлось дорого заплатить за его изгнание. Он по праву разделяет вместе со своим дядей славу за спасение на протяжении долгих лет своей гибнущей страны. Гробница Артура никогда не была найдена, по этой причине старинные баллады измышляют, что он еще должен вернуться. Но могила другого, как я полагаю, была найдена во время короля Вильгельма, на морском берегу, четырнадцатью шагов длинной. Там, как рассказывают некоторые, он был ранен врагами, и потерпел кораблекрушение. Другие говорят, что он был убит подданными во время общественных зрелищ. Правда, следовательно, туманна. Хотя никто из этих людей не оказался ниже той славы, которую они приобрели. Менее подробное изложение истории Артура находится в анонимной хронике монаха из Ландаффа, сохранившейся в собрании манускриптов Коттона. Манускрипт датируется второй половиной XIV века. Автор отбросил большинство легендарных эпизодов Гальфрида, но дополнил некоторыми подробностями. Так, он сообщает, что Артур был коронован в 506 году. Дурбиций, короновавший Артура, был архиепископом Лландоффа (города церквей), а не Каэрлеона (города легионов), как у Гальфрида. Далее, в отличие от Гальфрида, который отправил Артура сразу на войну, хронист сообщает, что молодой король начал правление с грандиозного пира в Каэрлеоне, на который собрал знать королевства, измотанного войнами и междоусобицами. Всех явившихся Артур наделил землями, и тем приобрел много сторонников. Затем указывается, что Артур правил 36 лет. В конце концов, он потерпел поражение от своего сына Мордреда и перед смертью оставил трон Константину, сыну Кадора Корнуольского. Сам же отправился в Авалон, что ныне Гластонбери. Наиболее древними легендарными источниками об Артуре, его роде, и героях Артурианы считаются так называемые «Триады острова Британия»-поэтические трехстишия, рассказывающие о чертах того или иного персонажа. Сохранились общим числом 96 трехстиший в составе «Четырех древних книг Уэльса». Наиболее древние из трехстиший датируются досаксонским периодом. Другим важным источником для легенд об Артуре явился сборник валлийских легенд-Мабиногион. Так или иначе, с Артуром связаны практически все персонажи сборника. Наиболее старой частью сборника считается «Килух и Олвен». Романтические герои повести отодвигаются на второй план, уступая главную роль в истории Артуру-племенному вождю и грозному военачальнику. Другая часть цикла, в которой активно участвует Артур-«Сон Робанави», где он предстает уже феодалом-сеньором. Эта часть полна фантастических элементов. Поэтические хроники Роберта Васа и Лайамона появились практически одновременно с работой Гальфрида Монмутского. Влияние последней на летопись Роберта Васа «Estorie des Bretons» и через нее на «Layamon’s Brut» признается всеми исследователями. Роберт Вас, родом из Джерси, составил свою хронику около 1150 года либо на основе работы самого Гальфрида, либо на базе не сохранившегося ее перевода на нормандский язык, выполненный Джеффри Гаймаром. Поэтическая хроника Роберта Васа составляет 15 300 строк. Следуя канве хроники Гальфрида, Роберт Вас дополняет историю об Артуре первым сообщением о Круглом столе, здесь же меч Артура впервые получает имя-Экскалибур. О Лайамоне, сыне Леовената, известно лишь то, что он был священником церкви в Эрнлей близ Рэдстоуна на берегу Северна. По признанию самого Лайамона, при работе над своей хроникой он пользовался летописью Беды, не дошедшей до нас книгой святого Альбина и историей Васа, которую последний преподнес королеве Алиеноре Аквитанской. «Layamon’s Brut» значительно шире летописи Васа и состоит из 32 250 строк. До настоящего времени в полном объеме хроника сохранилась в рукописях собрания Коттона. Дату написания хроники точно установить не удалось, как и время жизни автора. С достаточной достоверностью можно определить лишь то, что работа была создана в период между 1155 и 1200 годами. В средние века об Артуре писали такие авторы куртуазных романов, как Кретьен де Труа (XII век), Вольфрам фон Эшенбах (XII век), и анонимные авторы Вульгатского цикла (XIII век). Их произведения, основанные на устном европейском фольклоре, были уже безусловным вымыслом. Большинство из них использовали королевство Артура как место для подвигов новых героев-рыцарей-Гавейна, Ланселота, Галахада, Персиваля, а сам Артур отодвигался на второй план. Окончательно закрепил образ Артура в литературе и массовом сознании сэр Томас Мэлори (XV век в своем масштабном эпосе «Смерть Артура», в котором он объединил и литературно оформил все самые распространенные легенды об Артуре и рыцарях Круглого стола. Именно книга Мэлори является основным источником для всей последующей «Артурианы». Сюжет легенды в общих чертах остается неизменным со времен Гальфрида Монмутского, хотя отдельные детали отличаются у разных авторов.
Артур-сын короля Британии Утера Пендрагона. Утер воспылал любовью к прекрасной Игрэйне, жене старого герцога Горлоиса из замка Тинтагель. Чтобы провести с ней ночь, король попросил волшебника Мерлина придать ему облик герцога Тинтагеля. В качестве платы Мерлин потребовал отдать ему младенца на воспитание, когда тот родится. После убийства герцога Утер взял его вдову в жены, таким образом, узаконив сына. Мерлин наложил на мальчика чары, придав силу и отвагу. Затем чародей отдал Артура на воспитание старому рыцарю сэру Эктору. Через несколько лет Утера отравили приближенные, и страна погрузилась в безвластие и междоусобицу. Спустя двадцать лет Мерлин и епископ Кентерберийский в Лондоне представили собравшимся рыцарям «меч в камне» (меч лежал на каменной плите, способной плавать по воде, и был придавлен сверху наковальней; в поздней литературе он превратился в меч, воткнутый в камень). На камне была надпись: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землей английской». Ни один из королей и баронов не смог извлечь меча. Его случайно вынул юный Артур, который искал меч своему названому старшему брату-сэру Кею. Мерлин раскрыл юноше тайну его происхождения и провозгласил Артура королем. Однако правители удельных королевств, метившие на трон Утера, отказались его признать, и пошли на юного Артура войной. Призвав на помощь заморских королей-полководцев Бана и Борса, Артур отстоял свой трон и начал править. Артур сделал своей столицей город Камелот и собрал за одним столом лучших рыцарей мира. Чтобы между ними не было раздоров из-за высоких и низких мест, Мерлин подарил королю Круглый Стол. Артур женился на прекрасной Гвиневре, дочери короля Лодегранса, но их брак был бездетным. После того, как Меч-из-Камня сломался в поединке Артура с сэром Пелинором, Мерлин пообещал молодому королю новый чудо-меч. Его выковали эльфы озера Вателин, и Владычица Озера вручила меч Артуру с условием: обнажать только во имя правого дела и вернуть ей, когда придет срок. Меч, названный Экскалибур, разил без промаха, а его ножны защищали лучше любой брони. Однажды Гвиневру во время прогулки похитил негодяй Мелегант. Ланселот, один из лучших рыцарей Круглого Стола, не дожидаясь подмоги, ворвался в замок Мелеганта, освободил королеву и прикончил злодея. Между ним и спасенной дамой вспыхнул роман, и Гвиневра изменила мужу. Об этом узнал коварный Мордред, племянник (и, по слухам, незаконный сын) Артура. Он доложил королю об измене. Артур послал Мордреда с отрядом арестовать Ланселота и Гвиневру. Королеве грозила казнь на костре за ее прегрешение, но Ланселот освободил королеву из-под стражи, заодно по ошибке убив безоружных племянников короля Гарета Белоручку и Гахериса. Ланселот и Гвиневра бежали за море, Артур отправился за ними в погоню, оставив наместником Мордреда. Воспользовавшись случаем, коварный бастард узурпировал власть и провозгласил себя королем. Попытавшийся навести порядок сэр Гавейн был убит. Узнав о смуте в Британии, Артур вернулся из-за моря. Войска короля и самозванца встретились на Каммланском поле для переговоров. Но во время встречи змея укусила одного из рыцарей, и он выхватил меч, что стало сигналом для атаки обеим сторонам. В грандиозной битве, разразившейся в Каммлане, погибло все воинство Британии. Предатель Мордред пал, пронзенный копьем Артура, но и сам смертельно ранил короля. Умирающий король попросил сэра Бедивера вернуть меч Экскалибур Владычице Озера. Затем его самого на лодке печальные леди под предводительством младшей сестры Морганы, Моргиатты-увезли на остров Авалон. По преданию, Артур дремлет на Авалоне в ожидании дня великой нужды, когда он воспрянет ото сна, чтобы спасти Британию.
Исторический Артур, видимо, являлся «dux bellorum»-вождем или военачальником кельтского племени бриттов, населявшего нынешние Англию и Уэльс, и жил в начале VI века. В этот период высокоразвитая и крещеная кельтская Британия переживала разрушительное нашествие варварского племени саксов с материка. Вторжение в итоге закончилось к VIII веку уничтожением бриттской культуры и полным завоеванием саксами южной части острова, которая по сей день заселена в основном англосаксами. Однако именно в начале VI века продвижение саксов на запад на время приостановилось. Это, по мнению многих исследователей, может служить доказательством реальности побед Артура над саксами. Об объединении всей Британии и прилегающих островов, как о том гласят легенды, впрочем, речи идти не может.
Древнейшее упоминание Артура по имени содержится в валлийской поэме VII века-про одного из героев говорится, что он проявил доблесть в битве, «хоть он был и не Артур». Больше об Артуре поэма ничего не говорит. Предположительно валлийское имя «Arthur» вероятно, происходит от сложения кельтских «arth»-«могучий», «медведь» и «ythr»-ужасный. Некоего «медведя» упоминает и бриттский автор VI века Гильда в своем труде «О погибели Британии», хотя и без всякой связи с битвой при Бадоне. Есть также версия, что это искаженное римское «Artorius» или греческое «Арктурус». В форме «Арктур» имя употреблено в книге XVI века «История Шотландии» Джорджа Бьюкенена. В некоторых вариантах имя Артура переводится как «арт-Утер», медведь Утера. Главная заслуга Артура, согласно летописям-победа над саксами в битве при горе Бадон. Эту битву упоминают и Гильда, говоря о победе Амвросия, и Беда Достопочтенный, (относит к 493 году), не говоря, однако, кто командовал в ней. Ненний (IX век) впервые называет полководца кельтов Артуром. Анналы Камбрии (X век) тоже упоминают победу Артура под Бадоном, датируя ее 516 годом, а также упоминают, что они с Мордредом убили друг друга в битве под Камланном в 537 году. Архиепископ Джеймс Ашер Армагский, основываясь на данных Матвея Вестминстерского, определил год Бадонской битвы как 520. Какие места в средние века назывались «горой Бадон» и «Камланном», ученые достоверно не установили. По наиболее распространенной версии, Бадон-это Баннесдоун вблизи Бата. Однако Ритсон сомневается в этой версии ссылаясь на Гильду, который указал, что битва произошла недалеко от устья Северна. Согласно Неннию, под Бадоном Артур уничтожил девятьсот шестьдесят саксонских рыцарей. Сражаясь против язычников, он носил на доспехах образ Девы Марии. Рассказывая о битве при Бадоне, Уилльям Мальмсберийский не указывает о том, что Артур перебил саксов, а только рассеял. Самая известная археологическая находка-так называемая «Могила Артура». В 1191 году при ремонте аббатства в Гластонбери была обнаружена могила мужчины и женщины, на которой якобы было высечено имя короля Артура. Могила была обновлена в мраморе и долгие годы оставалась объектом паломничества со всей Британии. Монастырь был разогнан в 1539 году, и от него остались только руины. Могила не сохранилась, хотя ее предполагаемое место помечено табличкой для туристов. Замок Тинтагель, место рождения Артура-реальное историческое место. В культурных слоях, относящихся как раз к VI веку, найден камень (т. н. «камень Артура») с надписью на латыни «Отец Коль сотворил это, Артугну, потомок Коля, сотворил это» (согласно археологу Гордону Мэйхену, часть букв пропущена, и оригинальная надпись означала «Артугну воздвиг этот камень в память своего праотца Коля»). Камень долгое время использовался, как крышка канализационного люка и надпись на нем была обнаружена совсем недавно. Это единственный реально имеющийся артефакт, на котором присутствует надпись имени «Артур».
Неплохой фильм. В режиссерское кресло должен был сесть Майкл Бей, который разрабатывал проект целых пять лет, но покинул его по причине сокращения бюджета. Интересно, что погода в фильме кажется очень холодной, хотя это было одно из самых жарких времен года в Ирландии. Интересно, что оператор фильма носил во время съемок мотоциклетный шлем и был окружен людьми с щитами, ибо боевые сцены действия разворачивались непосредственно рядом с ним. Для фильма было сделано 2500 разных костюмов, 300 мечей, 700 копей и 350 топоров. Стену Адриана строили 300 человек на протяжении 4 месяцев. Она оказалась 1 километр в длину, 121 метр в высоту и 3 метра в ширину. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучший DVD-релиз. При бюджете в 120 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 204 миллиона. В ролях саксонских воинов использовалось более 400 статистов, большинство из которых вообще ранее не держало оружие в руках. Во всех крупных баталиях использовалось 18 камер одновременно. Кира Найтли едва не погибла, учась ездить на лошади до начала съемок. Антуан Фукуа хотел видеть в главной роли Даниэля Крейга, но продюсер Джерри Брукхаймер настоял на кандидатуре Клайва Оуэна, веря, что он станет следующим Джеймсом Бондом, что увеличило бы коммерческий успех картины на DVD. Но выбрали как раз Даниэля Крейга. Ивано Марескотти, сыгравший отца Германиуса, учил английский язык вместе со своей ролью, ибо ранее не знал ни слова. Стеллан Скарсгард отклонял роль Сердика три раза, прежде, чем режиссер смог убедить его. Этого с Антуаном Фукуа ранее никогда не встречалось. Сражение на льду потребовало 9 месяцев работы: от написания сценария до наложения спецэффектов. Центральное сражение у Badon Hill заняло 5 недель съемок.