Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Первая
мировая война. Отец четырнадцати детей Анри-Дезире Ландрю пытается прокормить
семью, находя одиноких женщин по брачным объявлениям в газете и сжигая
бедняжек в своем загородном доме в Гамбэ в нескольких километрах от Парижа.
Мужчины в военные годы стали на вес золота, к тому же Ландрю источает
изысканную и мужественную теплоту, поэтому у него нет недостатка в претендентках.
Берта Зон, ради любви к которой Ландрю якобы отказывается эмигрировать
в Бразилию, становится первой гостьей дома в Гамбэ. Убив Берту, Ландрю
пользуется доверенностью, выписанной на его имя, чтобы завладеть ее сбережениями.
Второй жертвой становится Анна Коломб-девственница, которой Ландрю открыл
радости любви; а вслед за ней-Селестина Бюиссон, еще вполне аппетитная
вдовушка. Свою жену, которая все сильнее его презирает (хотя и ничего
не знает о его истинных занятиях), Ландрю заставляет назваться именем
мадам Бюиссон, чтобы забрать из банка ценные бумаги. Андре Бабле-восхитительная
девушка, с которой Ландрю знакомится у гадалки-становится четвертой жертвой.
За ней следуют еще несколько женщин. Ландрю заводит себе постоянную любовницу-очаровательно
простодушную Фернанду Сегре, которой он дает уроки пения. 63-летней мадам
Гален суждено стать самой пожилой посетительницей дома в Гамбэ. Осыпанная
драгоценностями, она танцует с Ландрю, облаченным в мундир флотского офицера
с целой россыпью медалей. За танцующей парой мы видим три ведра с углем,
стоящие у дверей кухни. Вскоре ведра опустеют. Еще несколько женщин испаряются
в воздухе; вот-вот настанет черед мадам Икс, немецкой вдовы французского
офицера, но тут наступает перемирие. Сестра Селестины Бюиссон случайно
встречает Ландрю. Она обращается в полицию. Ландрю арестован в доме Фернанды.
Его судят в Версале. Мандель, глава правительства Клемансо, решает как
можно подробнее освещать процесс в прессе, чтобы отвлечь внимание общества
от содержания мирного договора с Германией. Ландрю украшает судебные заседания
короткими и ироничными замечаниями и так и не признается в преступлениях-даже
адвокату, который защищает его как родного брата…
Клоду Шабролю слишком часто казалось: для того чтобы снимать кино, достаточно
льстить вкусам французской публики, любящей детективные интриги, подражать
великим мастерам (Фрицу Лангу и Альфреду Хичкоку) и использовать слегка
саркастичный тон. Зачарованный ланговскими абстрактными схемами, он создавал
все более пустые, бессодержательные фильмы-вплоть до «Призрака шляпных
дел мастера» (1982-призрака фильма, головокружительного в своем ничтожестве.
Это второй кассовый успех режиссера после «Кузенов» (1959), так же рисует
красивые узоры в пустоте, однако эти узоры великолепны и отличаются подлинным
единством стиля. Пуст в этой истории персонаж Ландрю: никто не может похвастаться,
будто осознал или понял его до конца. Шаброль изображает его как маленького
мещанина времен Первой мировой войны, любезного и всегда исполненного
достоинства, в котором зрелище кровопролитной бойни, охватившей весь мир,
глубочайшим образом исказило нравственное сознание и вызвало странный
комплекс собственного превосходства. Шарль Деннер, актер «Национального
народного театра», дебютант в кино, полностью вживается в роль, наделяя
центрального персонажа необыкновенным гнусавым и певучим голосом; его
окружает целая труппа великолепных артисток. Скупая ирония диалогов, в
которых лучшие реплики принадлежат самому Ландрю, обманчиво наивное использование
цвета, восхитительные, наполненные юмором декорации Жака Сонье-все это
помогает Шабролю с блеском и даже с легкостью отладить эстетику насмешки,
которая зачастую смотрится в его творчестве столь громоздко и сентенциозно.
В своем невозмутимом безумии, расчетливом и скрупулезном зверстве Ландрю,
карикатурный мещанин, возможно, раскрывает подлинную природу на первый
взгляд стабильного и высокоморального общества, которое «во что-то верило»
и пришло прямиком к массовой резне. Во всяком случае, рассказ о нем является
лучшей главой в цикле о «безумствах буржуазии», которые Шаброль пытался
описать в большинстве своих фильмов.