Landru  Landru  Landru  Landru  Landru  Landru  Landru  Landru  Landru  Landru  Landru  Landru  Landru  Landru

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Landru

«ЛАНДРУ»
(Landru)

Италия-Франция, 1963, 115 мин., «Compagnia Cinematografica Champion/Rome Paris Films»
Режиссер Клод Шаброль, сценарист Франсуаза Саган, композитор Пьер Янсен
В ролях Шарль Деннер, Мишель Морган, Даниэль Даррье, Хильдегард Кнеф, Стефан Одран

Первая мировая война. Отец четырнадцати детей Анри-Дезире Ландрю пытается прокормить семью, находя одиноких женщин по брачным объявлениям в газете и сжигая бедняжек в своем загородном доме в Гамбэ в нескольких километрах от Парижа. Мужчины в военные годы стали на вес золота, к тому же Ландрю источает изысканную и мужественную теплоту, поэтому у него нет недостатка в претендентках. Берта Зон, ради любви к которой Ландрю якобы отказывается эмигрировать в Бразилию, становится первой гостьей дома в Гамбэ. Убив Берту, Ландрю пользуется доверенностью, выписанной на его имя, чтобы завладеть ее сбережениями. Второй жертвой становится Анна Коломб-девственница, которой Ландрю открыл радости любви; а вслед за ней-Селестина Бюиссон, еще вполне аппетитная вдовушка. Свою жену, которая все сильнее его презирает (хотя и ничего не знает о его истинных занятиях), Ландрю заставляет назваться именем мадам Бюиссон, чтобы забрать из банка ценные бумаги. Андре Бабле-восхитительная девушка, с которой Ландрю знакомится у гадалки-становится четвертой жертвой. За ней следуют еще несколько женщин. Ландрю заводит себе постоянную любовницу-очаровательно простодушную Фернанду Сегре, которой он дает уроки пения. 63-летней мадам Гален суждено стать самой пожилой посетительницей дома в Гамбэ. Осыпанная драгоценностями, она танцует с Ландрю, облаченным в мундир флотского офицера с целой россыпью медалей. За танцующей парой мы видим три ведра с углем, стоящие у дверей кухни. Вскоре ведра опустеют. Еще несколько женщин испаряются в воздухе; вот-вот настанет черед мадам Икс, немецкой вдовы французского офицера, но тут наступает перемирие. Сестра Селестины Бюиссон случайно встречает Ландрю. Она обращается в полицию. Ландрю арестован в доме Фернанды. Его судят в Версале. Мандель, глава правительства Клемансо, решает как можно подробнее освещать процесс в прессе, чтобы отвлечь внимание общества от содержания мирного договора с Германией. Ландрю украшает судебные заседания короткими и ироничными замечаниями и так и не признается в преступлениях-даже адвокату, который защищает его как родного брата…
Клоду Шабролю слишком часто казалось: для того чтобы снимать кино, достаточно льстить вкусам французской публики, любящей детективные интриги, подражать великим мастерам (Фрицу Лангу и Альфреду Хичкоку) и использовать слегка саркастичный тон. Зачарованный ланговскими абстрактными схемами, он создавал все более пустые, бессодержательные фильмы-вплоть до «Призрака шляпных дел мастера» (1982-призрака фильма, головокружительного в своем ничтожестве. Это второй кассовый успех режиссера после «Кузенов» (1959), так же рисует красивые узоры в пустоте, однако эти узоры великолепны и отличаются подлинным единством стиля. Пуст в этой истории персонаж Ландрю: никто не может похвастаться, будто осознал или понял его до конца. Шаброль изображает его как маленького мещанина времен Первой мировой войны, любезного и всегда исполненного достоинства, в котором зрелище кровопролитной бойни, охватившей весь мир, глубочайшим образом исказило нравственное сознание и вызвало странный комплекс собственного превосходства. Шарль Деннер, актер «Национального народного театра», дебютант в кино, полностью вживается в роль, наделяя центрального персонажа необыкновенным гнусавым и певучим голосом; его окружает целая труппа великолепных артисток. Скупая ирония диалогов, в которых лучшие реплики принадлежат самому Ландрю, обманчиво наивное использование цвета, восхитительные, наполненные юмором декорации Жака Сонье-все это помогает Шабролю с блеском и даже с легкостью отладить эстетику насмешки, которая зачастую смотрится в его творчестве столь громоздко и сентенциозно. В своем невозмутимом безумии, расчетливом и скрупулезном зверстве Ландрю, карикатурный мещанин, возможно, раскрывает подлинную природу на первый взгляд стабильного и высокоморального общества, которое «во что-то верило» и пришло прямиком к массовой резне. Во всяком случае, рассказ о нем является лучшей главой в цикле о «безумствах буржуазии», которые Шаброль пытался описать в большинстве своих фильмов.