The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon  The maltese falcon

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

The maltese falcon

«МАЛЬТИЙСКИЙ СОКОЛ»
(The maltese falcon)

США, 1941, 101 мин., ч/б, «Warner»
Режиссер и сценарист Джон Хьюстон по Дэшиллу Хэмметту, композитор Адольф Детч
В ролях Хамфри Богарт, Питер Лорре, Глэдис Джордж, Мэри Астор

В 1539 года рыцари-тамплиеры Мальты в дань уважения королю Испании Чарльзу Пятому послали ему золотого сокола, инкрустированного от клюва до лап редчайшими бриллиантами, но пираты напали на каравеллу, несущую бесценный груз, и вот уже до нашего времени местонахождение золотого мальтийского сокола неизвестно…Наше время. Частный детектив Сэм Спейд расследует дело убийства своего партнера Маилса Арчера, следившего за одним человеком. Девушка, которая наняла его партнера, оказывается не той, за которую себя выдавала. Вскоре вокруг Сэма начинает крутиться и полиция, и гангстеры, и вообще какие-то непонятные люди, которым неизвестно, что от него нужно…
Это режиссерский дебют Джона Хьюстона, которому было всего 34 года. Бюджет картины должен был составить 81 тысячу долларов, а съемки занять 6 недель. В итоге съемки заняли два месяца и стоили 300 тысяч долларов. В картине использовались две статуи сокола, так как первую Богарт уронил. В настоящее время статуя демонстрируется в музее студии «Warner». В сцене, где Сидней Гринвуд пытается заставить Богарта, находящегося в состоянии наркотического опьянения, выпить, была впервые показана в Голливуде. На роль Бриджитт О'Шогнесси претендовали Оливия Де Хавилланд, Рита Хейуорт и Ингрид Бергман, а выбором студии была Джеральдина Фитцжеральд. Стоимость всех соколов (слепленных и нарисованных) была менее 700 долларов. Партнер Спейда Маилс Арчер, погибающий в начале фильма, в исполнении актера Джерома Кована, находится на экране всего две минуты, хотя складывается впечатление, что значительно больше. Джордж Рафт отклонил главную роль, так как считал ее недостойной своего статуса и указал на пункт в контракте, который не позволял ему сниматься в ремейках. Картина была снята слово в слово, сцена в сцену, как написано в романе Хэмметта. Ссылка на Шекспира в конце фильма была предложена Богартом. Хамфри Богарт, в последний момент заменивший Джорджа Рафта, стал после этого фильма звездой. В 1989 году фильм был выбран на хранение в библиотеке конгресса США. Картина номинировалась на «Оскар» за лучший сценарий, актера второго плана (Сидней Гринвуд, это его первая разговорная роль) и как лучший фильм года. Роман Дэшилла Хэмметта 1929 года уже ранее экранизировался дважды: в 1931 году Роем Дель Рутом с Рикардо Кортезом и Биби Дэниелс в главных ролях под названием «Опасная женщина» и в 1936 году Уилльямом Дитерлом с Уорреном Уилльямом и Бэтт Дэвис под названием «Сатана встретил леди». Роман Хэмметта вышел как «криминальное чтиво» в пяти частях под названием «Черная маска». Также сюжет романа позднее использовался в картинах «Черная птица» (1975) с Джорджем Сигалом, «The maltese bippi» (1969) с Диком Мартином и Дэном Роуэном, «Таинственное убийство» (1976) и «Дешевый детектив» (1978). В небольшой роли без слов Хьюстон снял даже своего отца. Режиссер планировал снять продолжение под названием «Дальнейшее приключение мальтийского сокола». Хэмметт обрадовался, но студия отклонила проект, и писатель потерял кучу денег. Интересно, что Мэри Астор не номинировалась на «Оскар» за роль в этом фильме, но в том же году получила награду за роль второго плана в картине «Великая ложь». До этого фильма Богарт имел незавидную репутацию актера, игравшего отрицательные роли и лишь после «Мальтийского сокола» произошла разительная трансформация его амплуа. После этого фильма он стал играть исключительно героические главные роли вплоть до эпизода в картине «Мятеж на Баунти» (1954). Фильм считается первым по-настоящему фильмом жанра «noir». Постоянное курение актеров в кадре было сознательным со стороны Лорре и Богарта, которые знали, что глава студии Джек Уорнер не любит, когда в его фильмах курили. Богарт подговаривал других актеров закуривать, когда начинались съемки, чтобы позлить Уорнера. Несмотря на это, Хьюстон не возражал, говоря, что дым подчеркивает напряжение истории. Богарт снялся еще в четырех фильмах Хьюстона: «Сокровища Сьерра-Мадре» (1948), «Риф Ларго» (1948), «Африканская королева» (1951) и «Наперегонки с дьяволом» (1954). Гатман и Уилмер имеют прозвища «Толстяк» и «Малыш». Позднее так были названы атомные бомбы, сброшенные на Нагасаки и Хиросиму. Сидней Гринвуд в роли Каспера Гатмана весил 161 килограмм и ему было 60 лет. Он был таким большим, что на всей студии «Warner» не нашлось на него гардероба и ему его пришлось шить. Кульминационная сцена противостояния длилась 20 минут (5-я часть всего фильма), в ней принимали участие все 5 главных героев и съемки заняли целую неделю. Второй сокол был продан 9 месяцев спустя после смерти Джека Уорнера в декабре 1994 года, который подарил его Уилльяму Конраду. Его стоимость составила почти 400 тысяч долларов. На то время это был самый дорогой предмет декорации в кино. Режиссер Ховард Хоукс знал, что Хьюстон очень хотел снять этот фильм, несмотря на две предыдущие недавние экранизации. Из-за большого успеха картины студия хотела немедленно снимать ремейк под названием «Три незнакомца», но Хэмметт заметил, что права на персонажей все-таки принадлежат именно ему. Фильм все равно был снят в 1946 году, хотя и с другими героями, но Питер Лорре и Сидней Гринвуд умудрились появиться и в нем.