Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare  Milano odia: la polizia non puo sparare

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Milano odia: la polizia non puo sparare

«МИЛАН В НЕНАВИСТИ: ПОЛИЦИЯ БЕССИЛЬНА»
(Milano odia: la polizia non puo sparare)

Италия, 1974, 99 мин., «Dania Film»
Режиссер Умберто Ленци, сценарист Эрнесто Гастальди, композитор Эннио Морриконе
В ролях Томас Милиан, Лаура Белли, Генри Сильва, Марио Пьяве

Психически неуравновешенный преступник-неудачник Джулио Сакки беден как церковная мышь. В остальном он является стандартным безбашенным бандитом: жестоким, хвастливым, болтливым, жадным до денег и красивой жизни. Однажды во время ограбления банка он убивает обыкновенного патрульного полицейского, чем вызывает гнев других членов банды, которые избивают Джулио и выгоняют вон. Без гроша в кармане, избитый и униженный Джулио находит приют у своей подруги Йоны. На следующий день Джулио приходит встречать Йону с работы и замечает богатую молоденькую девушку Мари-Лу, садящуюся в шикарный лимузин, подогнанный к самому входу здания. Йона рассказывает, что это единственная дочь и наследница владельца компании, где она работает. Естественно, вскоре у Джулио рождается план похитить Мари-Лу и потребовать у ее отца большой выкуп. Но клеймо неудачника крепко приклеилось к Джулио, и когда план начинает идти не так, он оставляет за собой целую гору трупов…
Приличный фильм, если бы не отвратительное кривляние Томаса Милиана. Видимо, актер считал, что именно так должны вести себя настоящие подонки. Может быть…может быть…Интересно, что первоначально роль Джулио Сакки должен был играть актер Марк Порель («Не мучай утенка», 1972; «Сестра Урсула», 1978; «Венера на острове», 1979). Режиссер встретился с ним, но Порель произвел на него отвратительное впечатление как с человеческой, та и профессиональной точки зрения (насколько же он был ужасен, если перед камерой так себя ведет Милиан?). Ленци поставил перед продюсерами ультиматум: «Или он, или я!». Продюсеры предложили кандидатуру Милиана, которая устроила Ленци. Хотя при первой встрече они очень настороженно отнеслись друг к другу, ибо было заметно, что актер опасается Ленци, за которым закрепилась репутация импульсивного и вспыльчивого режиссера. Тем не менее, после этого разговора актер и режиссер нашли общий язык, в результате чего они вместе работали еще над семью фильмами. Роль комиссара Уолтера Гранди предназначалась американскому актеру Ричарду Конте («Крестный отец», 1972; «Крики из тьмы», 1975), но он умер вскоре после начала работы. Так как съемки нельзя было отложить, пришлось ангажировать первого попавшегося свободного актера. Им оказался Генри Сильва, который к тому времени переиграл множество злодеев и убийц, так что режиссеру пришлось приложить немало усилий, чтобы Сильва выглядел в роли инспектора полиции убедительно.