Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause  Rebel Without a Cause

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Rebel Without a Cause

«БУНТОВЩИК БЕЗ ПРИЧИНЫ»
(Rebel Without a Cause)

США, 1955, 111 мин., «Warner»
Режиссер и сценарист Николас Рей, композитор Леонард Розенман
В ролях Джеймс Дин, Натали Вуд, Деннис Хоппер, Сол Минео, Джим Бакус, Энн Доран

Трое молодых людей знакомятся в полицейском участке американского города среди ночи: подвыпивший Джим сетует на слабохарактерность отца и постоянное давление матери; у 16-летней Джуди тоже проблемы с отцом, который не понимает ее и не выносит теплоты в отношениях; Платона, самого младшего из троицы, бросила мать: она ушла от мужа и доверила сына чернокожей служанке. Протрезвев, Джим рассказывает о своих проблемах полицейскому Рею, чуткому и внимательному человеку, и тот предлагает Джиму приходить к нему, когда захочется поговорить. За Джимом приходят родители. На следующий день он впервые идет в университет. Его родители постоянно переезжают, поскольку не видят другого решения проблем. По дороге Джим встречает Джуди, с которой познакомился в участке. Она вступила в банду под руководством Базза: это ее парень. Первая лекция, на которую попадает Джим, проходит в планетарии. Преподаватель рассказывает о гипотезе, по которой планета Земля образовалась в результате взрыва-событие мелкое с точки зрения космоса. После лекции Джима поджидают на улице Базз и его банда; они протыкают шину его автомобилю. Базз вызывает Джима на поединок, и Джим оказывается ловчее соперника. Базз предлагает ему встретиться вечером и принять участие в необычной гонке. Базз и Джим сядут в угнанные машины и помчатся к обрыву над океаном. Тот, кто первым выпрыгнет из машины, будет считаться трусом. Джуди дает сигнал к старту. Джим успевает выпрыгнуть, но Базз цепляется рукавом за дверную ручку и вместе с машиной падает в океан. После этого происшествия молодые люди разбегаются по домам. Джим рассказывает обо всем родителям, и те советуют ему не ходить в полицию. Он их не слушает и идет в полицейский участок, где натыкается на трех парней из банды Базза, которым как раз оформляют привод. Они думают, что Джим выдал их. В действительности же Джим хочет поговорить с инспектором Реем, но того нет на месте. Джим находит Джуди, которая так же, как и он, не хочет возвращаться к родителям. Три члена банды берутся за Платона и крадут его записную книжку, чтобы узнать адрес Джима. Платон очень хочет стать лучшим другом Джима (ему не хватает отца); он ищет его, чтобы предупредить об опасности. Преступная троица наведывается к родителям Джима и вешает курицу на их двери. Джим и Джуди приходят на заброшенную виллу, принадлежащую семье Платона. Платон находит их. На руинах большого особняка, в котором есть даже бассейн, трое молодых людей забавляются как дети, причем Джим и Джуди разыгрывают новобрачных. Платон засыпает. Джим и Джуди признаются друг другу в любви. Вскоре Платон оказывается в окружении трех бандитов. В одного он стреляет из револьвера. Остальные двое гонятся за ним, и он спасается в планетарии, откуда его пытается выгнать полиция. Джим и Джуди пробираются в здание и уговаривают его сдаться. Испугавшись прожекторов, Платон бежит и погибает под пулями. Джим в отчаянии показывает полицейским пули, которые он вынул из его револьвера. Затем он знакомит Джуди со своими родителями…
Второй фильм Джеймса Дина и первый крупный успех Николаса Рэя, известного прежде лишь небольшой группе посвященных. По правде говоря, для Рэя «Бунтарь без причины» так и останется единственным коммерческим успехом. Этот фильм позволит ему продолжить карьеру в Голливуде, хотя карьера эта преждевременно оборвется десятью годами позже. Сценарный материал могла захлестнуть волна штампов, пришедших из фильмов о трудных подростках, от которых Голливуд в то время был без ума. Но поэтичность и лиричность авторского стиля выходят за рамки этого материала. Лиризм Николаса Рэя располагает персонажей в декорациях (планетарий, отвесный обрыв над океаном, заброшенная роскошная вилла в стиле Кокто), в большинстве своем вызывающих мысли о конце света, экзистенциальное головокружение у героев фильма-подростков, которые ищут себя и отчаянно нуждаются хоть в каких-нибудь ценностях. Конфликтные отношения с родителями усиливают их неуверенность, а неуверенность приводит к мрачному упоению жизнью. Мастерство Рэя в этой картине видно по тому, как он использует социологический контекст для поэтических размышлений на тему одиночества, насилия и неизлечимой тоски некоторых людей. Ему как художнику тоже нужны оправдания, чтобы установить контакт с массовым зрителем, и это придает его фильму определенную двусмысленность, аромат декаданса-еще один источник обаяния. В самом деле, на строго социологическом уровне «Бунтарь без причины» лишен той силы реализма, что отличает, например, «Стучись в любую дверь», и социальное положение банды, сплотившейся вокруг Базза, остается довольно туманным. Если фильму удается преодолеть собственную склонность к декадентству, то происходит это благодаря его драматургической строгости, преувеличенной театральности. Все действие фильма сжато в 24 часа (фильм начинается и заканчивается среди ночи) и разворачивается в нескольких местах, которые и банальны, и необыкновенны, и прекрасно смотрятся в широкоэкранном формате. В этих декорациях происходят подчас очень длинные сцены, таящие в себе яркие и незабываемые моменты. Фильм внес существенный вклад в подкрепление мифа о Джеймсе Дине, сложившегося после фильма «К востоку от рая». Но очевидно, что любимый персонаж Рэя-подросток Платон (Сэл Минио), гораздо более хрупкий, чем герой Джеймса Дина. Отчаянная нехватка дружбы и отцовской любви приведет его прямиком к трагедии. Впрочем, именно этот персонаж занимал главное место в сценарии на ранней стадии-до того, как Джеймса Дина утвердили на роль Джима Старка. Рассказ, легший в основу сценария, был написан Николасом Рэем и озаглавлен «Гонка вслепую». Его переработал Леон Юрис, автор «Исхода», затем-Ирвинг Шульман (который, в частности, добавил гонку у обрыва) и, наконец, Стюарт Стерн написал окончательную версию сценария. При подготовке к съемкам режиссер лично вращался среди уличных банд несколько ночей. В сцене драки с ножами актеры (Джеймс Дин и Кори Аллен) использовали настоящие ножи, только под одеждой у них была предохраняющая от порезов ткань. Все исполнители главных ролей погибли в молодости: Джеймс Дин погиб в автокатастрофе в возрасте 24-х лет, Сол Минео был убит бродягой в 37-летнем возрасте, Натали Вуд утонула, когда ей было 43 года. мало того, Эдвард Платт покончил жизнь самоубийством в 58-летнем возрасте. Несколькими годами ранее этот проект предназначался Марлону Брандо в главной роли. позднее на роль Джима претендовал молодой Пол Ньюман. Все события фильма укладываются в 24 часа. Джеймс Дин не дожил до премьеры картины. Картина номинировалась на «Оскар» за лучший сценарий, актера и актрису второго плана (Сол Минео и Натали Вуд). Британская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшего иностранного актера (Джеймс Дин) и как лучший фильм года. В 1990 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США.