Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde  Tristan + Isolde

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Tristan + Isolde

«ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА»
(Tristan + Isolde)

Германия-Чехия-США-Великобритания, 2006, 125 мин., «20th Century Fox/Scott Free Productions/ApolloProMedia/Filmproduktion KG»
Режиссер Кевин Рейнольдс, композитор Энн Дадли
В ролях Джеймс Франко, София Маилс, Марк Стронг, Руфус Сьюэлл

История любви британского воина Тристана и ирландской принцессы Изольды. Действие разворачивается вскоре после падения Римской империи. Осиротевший в детстве, Тристан был воспитан другом его семьи лордом Марком. Повзрослев, Тристан становится храбрым рыцарем, успешно сражающимся с армией ирландского короля. Едва не погибнув в одной из битв, Тристан случайно оказывается у ирландских берегов, где его находит, а затем и исцеляет дочь короля Изольда. Между молодыми людьми, еще ничего не знающими друг о друге, вскоре зарождается настоящая любовь. Вернувшись домой, Тристан узнает, что ирландский король решил выдать свою дочь замуж за одного из британских лордов якобы для того, чтобы объединить эти государства. Будущим супругом Изольды должен стать победитель турнира. Защищая честь лорда Марка, Тристан побеждает в состязании. И только после этого он узнает, что его возлюбленная Изольда и есть та самая ирландская принцесса, которая теперь должна достаться его лучшему другу…
Тристан и Изольда-легендарные персонажи средневековых рыцарских романов. Параллели к мотивам романа есть в сказаниях древневосточных, античных, кавказских и других, но в поэзию феодальной Европы сказание это пришло в кельтском оформлении, с кельтскими именами, с характерными бытовыми чертами. В честь Изольды назван астероид, открытый 10 декабря 1879 года. В 1982 году Международный астрономический союз присвоил кратерам на спутнике Сатурна Мимасе наименование Тристан и Изольда. Сказание это возникло в районе Ирландии и кельтизированной Шотландии и впервые было исторически приурочено к имени пиктского принца Дростана (восьмой век). Оттуда оно перешло в Уэльс и Корнуолл, где окрасилось рядом новых черт. Так, в валлийских «Триадах острова Британия», созданных в одиннадцатом веке, Дростана называют сыном короля Талорка, реальный исторический прототип которого жил в шестом веке. Валлийские легенды рассказывают о королеве Ессилт и ее супруге короле Мархе, правившем в стране, где «говорят на четырех языках», то есть в долине реки Клайд. Имя Ессилт можно возвести к гипотетическому дороманскому имени Адсильтия («та, на которую взирают»). Реальными историческими прототипами короля Марка и Изольды также могли быть Мейрхион Гул, правивший в бриттском королевстве Регед в 490-535 годах и его супруга Эссилт Килвинед. В двенадцатом веке сказание стало известно англо-нормандским жонглерам, один из которых около 1140 года переложил его во французский роман в стихах, до нас не дошедший, но послуживший источником для всех дальнейших литературных его обработок. В том числе выполненной около 1170 года англо-нормандским поэтом Томасом так называемой куртуазной. И созданной около 1191 года Берулем эпической. Примерно в 1230 году на их основе был создан объемистый прозаический роман, действие которого уже разворачивается одновременно при дворе короля Марка, мужа Изольды и дяди Тристана, и при дворе короля Артура. Сам же Тристан выведен одним из рыцарей Круглого стола и искателей легендарного Грааля. Таково мнение известного французского филолога Жозефа Бедье, но его точка зрения в настоящее время взята под сомнение. Многие ученые склоняются к мнению, что совершенно не обязательно должен был существовать не дошедший до нас вариант Бедье. Если существование романа загадочного Брери или Бледрика весьма сомнительно, то, по-видимому, книга некоего Ла Шевра-это не выдумка и не ловкая мистификация, и уж вряд ли можно оспаривать утверждение Кретьена де Труа, в прологе «Клижеса», что он написал не дошедший до наших дней роман «о короле Марке и белокурой Изольде». В свою очередь к перечисленным французским и немецким редакциям восходят более поздние редакции-итальянские, испанские, чешские и так далее, вплоть до белорусской повести «О Трыщане и Ижоте». Хотя от книги Беруля сохранились фрагменты несколько больших размеров, чем от романа Томаса, внимание исследователей привлекает прежде всего творение нормандца. Во-первых, роман Томаса отмечен большей литературной обработанностью, чем книга Беруля, порой очаровательного в своей наивности, но часто путающегося в противоречиях исходного сюжета. Во-вторых, благодаря своим литературным достоинствам, роман Томаса вызвал целый поток подражаний и переводов, позволяющих восполнить утраченные части.
Произведение Томаса Мэлори «Смерть Артура» (1485) включает в себя «Книгу о Тристраме», созданную при использовании французского источника-прозаического «Романа о Тристане». Мэлори окончательно снимает трагизм легенды, отбрасывает скорбный финал-Тристрам и Изольда остаются живы и здоровы.
Тристан, королевич Лоонуа, рано осиротел и, скрываясь от козней мачехи, попал в Тинтагель-ко двору своего дяди, корнуэльского короля Марка, воспитавшего его как родного сына и намеревавшегося (по причине собственной бездетности) сделать его своим преемником. Юный Тристан оказывает своей новой родине большую услугу, убив в единоборстве ирландского великана Морхульта, взимавшего с Корнуэльса живую дань. Сам тяжко раненный отравленным оружием Морхульта, Тристан садится в ладью и плывет наудачу в поисках исцеления, которое он получает в Ирландии от белокурой принцессы Изольды, искусной во врачевании. Позже, когда вассалы понуждают Марка жениться для получения законного наследника, Тристан добровольно ищет ему невесту и привозит Изольду. Но в пути они с нею выпивают по ошибке любовный напиток, который ей дала мать для обеспечения прочной любви дочери и ее будущего мужа. На корабле между Тристаном и Изольдой вспыхивает любовь. Перед свадьбой Тристан переживает и обращается за советом к своему воспитателю Горвеналу. Тот говорит, что в первую ночь следует погасить все свечи и подложить к королю Бранжьену, служанку Изольды. Так они и поступают. Король так и не догадался о подмене. Тристан и Изольда связаны любовью столь же сильной, как жизнь и смерть. Между ними происходит ряд тайных свиданий. Много раз от наказания и смерти их спасают верные Горвенал и Бранжьена, наконец, любовники разоблачены и осуждены. Они бегут и долго скитаются в лесу. Затем Марк прощает их и возвращает Изольду ко двору, но Тристану велит удалиться. Тристан уезжает в Британию и совершает там ряд подвигов. У короля Британии есть сыновья Каэрдин и Ривален, и дочь Изольда Белорукая. Однажды во сне Тристан произносит вслух признание любви своей Изольде. Каэрдин же уверен, что Тристан говорит о его сестре, Изольде Белорукой. Он рассказывает об этом своему отцу, и тот с радостью отдает Тристану свою дочь, Тристан же не смеет отказаться. Был устроен свадебный пир-однако, верный своему чувству к первой Изольде, Тристан не сближается с женой. Однажды Тристан ранен отравленным оружием и просит Каэрдина, сына Британского короля, отправиться к белокурой Изольде с мольбой приехать и побеседовать последний раз в жизни с любимой. Они условились, что если Каэрдину удастся привезти Изольду, на его корабле будет выставлен белый парус, в противном случае-черный. Ревнивая жена Тристана, проведав об этом, в последний момент говорит умирающему супругу, что показался корабль с черным парусом. Тристан поворачивается к стенке и произносит: «Я больше не могу сдерживать свою жизнь», трижды выкрикивает «Изольда, любовь моя!» и умирает. Изольда сходит на берег, ложится рядом с телом Тристана и умирает от горя по любимому. Их хоронят в двух соседних могилах по обе стороны храма в Тинтагеле, и терновник, зеленый и крепкий, благоухающий цветами, за ночь перекидывается через часовню и уходит в могилу Изольды. Трижды рубят терновник горожане и трижды он вырастает. Впоследствии, король Марк узнает об этом чуде и запрещает когда-либо срезать терновники. Король Марк хотел оставить при себе Горвенала с Бранжьеной, но они не пожелали остаться. Горвенал стал королем Лоонуа, наследником которого был Тристан, а Бранжьена-его женой и королевой.
Автор этой версии чрезвычайно развил сюжетно кельтское сказание, присоединив к нему ряд дополнительных черт, взятых им из разнообразных источников-из двух кельтских сказаний (плавание Тристана за исцелением), из античной литературы (Морольт-Минотавр и мотив парусов-из сказания о Тесее), из местных или восточных сказаний новеллистического типа (хитрости влюбленных). Он перенес действие в современную ему обстановку, включив в него рыцарские нравы, понятия и учреждения и в основном рационализировав сказочные и магические элементы. Но главным его нововведением является оригинальная концепция взаимоотношений между тремя основными персонажами. Тристан все время терзается сознанием нарушения им троякого долга по отношению к Марку-его приемному отцу, благодетелю и сюзерену (идея вассальной верности). Это чувство усугубляется великодушием Марка, который не ищет мести и готов был бы уступить ему Изольду, но защищает свои права только во имя феодального понятия престижа короля и чести мужа. Этот конфликт между личным, свободным чувством любящих и общественно-моральными нормами эпохи, пронизывающий все произведение, отражает глубокие противоречия в рыцарском обществе и его мировоззрении. Изображая любовь Тристана и Изольды с горячим сочувствием и рисуя в резко отрицательных тонах всех, кто хочет помешать их счастью, автор не решается открыто протестовать против господствующих понятий и учреждений и «оправдывает» любовь своих героев роковым действием напитка. Тем не менее, объективно роман его оказывается глубокой критикой старозаветных феодальных норм и понятий. Это социальное содержание «прототипа» в форме художественно разработанной трагической концепции перешло в большей или меньшей степени во все последующие обработки сюжета и обеспечило ему исключительную популярность вплоть до эпохи Возрождения. Например, немецкий поэт Ульрих фон Тюргейм (1195-1250) написал сухое и прозаичное окончание для версии Готфрида Страсбургского. В позднейшее время он также много раз разрабатывался поэтами в лирической, повествовательной и драматической форме, особенно в девятнадцатом веке. Крупнейшими обработками его здесь являются опера Вагнера «Тристан и Изольда» (1864; по Готфриду Страсбургскому) и реконструкция Жозефа Бедье «Роман о Тристане и Изольде» (1898; был несколько раз издан на русском языке), в основном воспроизводящий содержание и общий характер вышеописанной версии.
В конце семидесятых годов режиссером должен был стать молодой Ридли Скотт, но он предпочел проект «Чужой» (1979). В прокате США картина собрала 15 миллионов долларов.