Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Однажды молодая парижанка Жанна знакомится с таинственным американцем
средних лет Полом. Тот рассказывает ей, что его жена недавно покончила
жизнь самоубийством, поэтому у него сейчас очень большое горе. Неожиданно
между столь разными людьми пробегает искра страсти, которая перерастает
в бурный сексуальный роман. Любовники не говорят друг другу своих имен,
и просто встречаются для занятий сексом на съемной квартире. Но у Жанны
есть жених Том, за которого она вскоре собирается выйти замуж. Постепенно
занятия сексом между странными любовниками перерастают в садомазохистские
игры, и Жанна оказывается на перепутье: продолжать эти необычные отношения
с Полом или бросить его ради молодого и привлекательного, но пустоголового
Тома…
Фильм, сломавший карьеру и всю жизнь Марии Шнайдер (1952-2011), позднее
снявшейся в фильмах «Профессия: репортер» (1975), «Сиделка» (1975), «Ненависть»
(1980), «Мама Дракулы» (1980), «Отель Бункер-палас» (1989). Большую часть
своих диалогов Марлон Брандо сымпровизировал, так как чувствовал, что
написанное в сценарии не соответствует его стилю, образу и репутации.
Идея фильма пришла в голову самому Бертолуччи, мечтавшему когда-нибудь
заняться любовью с обыкновенной женщиной, повстречавшейся на улице, даже
не знакомясь с ней. Первоначальный вариант картины длился более четырех
часов. После выхода этого фильма в прокат (с порно-рейтингом Х) суд Болоньи
лишил Бернардо Бертолуччи всех гражданских прав (в том числе права голосовать)
на пять лет. Актер Жан-Пьер Лео («Четыреста
ударов», 1959; «Уик-энд», 1967), сыгравший
роль жениха Жанны по имени Том, так уважительно относился к заморской
кинозвезде Брандо, что боялся встречаться с ним. Поэтому все свои сцены
он снимал по субботам, когда Брандо отказывался работать. В результате
два актера так никогда и не встретились на съемочной площадке в течение
всего фильма. Когда Марлон Брандо в первый день прибыл на съемочную площадку,
на нем был сантиметровый слой грима. Увидев его, оператор Витторио Сторато
и Бертолуччи были просто шокированы, как и сам актер, не понимавший, как
можно снимать при естественном освещении с минимальным добавлением искусственного
света. В результате Бертолуччи попросил Брандо стереть грим носовым платком.
Ингмар Бергман заметил, что фильм вызывает такие чувства, словно он повествует
о двух гомосексуалистах. Интересно, что бы он сказал о фильме Райнера
Вернера Фассбиндера «Кулачное
право свободы» (1975)? На главные роли также рассматривались Жан-Луи
Трентиньян и Доминик Санда. Сцена анального секса (которая поставила крест
на карьере Шнайдер) не была прописана в сценарии, а в последнюю минуту
была придумана Брандо и Бертолуччи, которые даже не посоветовались с актрисой.
Слезы Шнайдер в этой сцене настоящие, потому что она была шокирована происходящим
перед камерой. Мария Шнайдер позднее рассказывала, что временами текст
Брандо был просто прилеплен к ее голому телу, так как Брандо плохо видел,
да и с трудом запоминал его. Во время съемок режиссер пытался объяснить
Брандо, о чем этот фильм. Позднее Брандо признавался, что он так и не
понял, о чем толковал ему Бертолуччи. В автобиографии Брандо указана причина,
по которой он не смог сделать свою полностью обнаженную сцену: на съемочной
площадке пенис у него сморщивался до размера грецкого ореха. Картина номинировалась
на «Оскар» за лучшего режиссера и актера (Брандо). Также Марлон Брандо
номинировался на приз английской киноакадемии «BAFTA». Итальянская киноакадемия
вручила Марии Шнайдер специальный приз «David di Donatello» (также за
роль в фильме «Дорогие родители», 1973). Музыка Гато Барбьери номинировалась
на премию «Грэмми». Также фильм номинировался на «Золотой глобус» за лучшую
режиссуру и как лучший фильм года. При бюджете в 1, 3 миллиона долларов
картина в мировом прокате собрала 97 миллионов и еще 37 миллионов выручила
за право использования во всем мире.