X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand  X-Men-3: The Last Stand

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

X-Men-3: The Last Stand

«ЛЮДИ ИКС-3. ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА»
(X-Men-3: The Last Stand)

Канада-США-Великобритания, 2006, 104 мин., «20th Century Fox»
Режиссер Бретт Ратнер, композитор Джон Пауэлл
В ролях Хью Джекман, Патрик Стюарт, Халли Берри, Йан Маккеллен, Фамке Янссен, Джеймс Марсден, Анна Пакин

Прошло несколько месяцев с тех пор, как людям Икс удалось остановить злодея Уилльяма Страйкера. Но в том сражении, спасая своих товарищей, погибла Джин Грей. Скотт Саммерс все еще скорбит о ее смерти. Однажды он приходит на то место, где девушка принесла себя в жертву, и внезапно видит живую Джин. Тем временем люди выяснили причину того, почему они мутируют в людей Икс. Вскоре людям удается изобрести лекарство, предотвращающее такую трансформацию. Вскоре эта новость доходит до Магнето, которому вовсе не безразлично, что людей Икс становится все меньше. Он собирает армию мутантов и развязывает новую войну против людей. Вскоре выясняется, что Джин не исчезла с лица земли, а трансформировалась в новую формацию под названием Феникс с такими сверхъестественными способностями, которые даже она не может полностью контролировать. Короче говоря, людям Икс вновь приходится вступить в борьбу с Магнето, чтобы предотвратить войну с обыкновенными людьми, а также остановить Джин, чьи способности приводят в ужас даже Магнето, с удовольствием принявшего ее под свое крыло…
Оператором картины пригласили опытного Филиппа Русло («Луна в сточной канаве», 1983; «Интервью с вампиром», 1994; «Мэри Рейлли», 1999), но тот вскоре после начала съемок покинул проект, сказав, что это была его самая большая ошибка в жизни. Тогда был приглашен оператор Данте Спинотти («Охотник на людей», 1986; «Мамба», 1988; «Гудзонский ястреб», 1991), работавший с Ратнером на двух его предыдущих фильмах. Но и тот не доработал до конца, так как был вынужден отправиться в ранее запланированный проект «Контракт» (2006). В итоге заканчивал снимать картину оператор Майкл Муро («Побег», 1993; «Правдивая ложь», 19994; «Странные дни», 1995). Крылья Ангела оказались слишком тяжелыми для Бена Фостера, поэтому их пришлось переделать из пены. Моложавого Патрика Стюарта (как и Йана Маккеллена) «восстановили» по рекламным фотографиям телесериала «Звездный путь. Следующее поколение» (1987). Первоначально Халли Берри не собиралась возвращаться к роли Шторма из-за слабого раскрытия характера этого персонажа в двух предыдущих фильмах и конфликта с режиссером Брайаном Сингером. Но уход с режиссерского кресла Сингера, а также феноменальный провал ее предыдущего фильма «Женщина-кошка» (2004), заставили актрису переменить решение с условием, что ее персонаж станет ведущим среди людей Икс. Просьбу Берри удовлетворили. Одно время Брайан Сингер планировал пригласить на роль главного злодея Феникса Сигурни Уивер, но актриса отказалась. Роль Ангела предназначалась актеру Майку Вогелю («Техасская резня бензопилой», 2003; «Монстро», 2008), но тот был занят на съемках фильма «Посейдон» (2006). Для эпизода на мосте Сан-Франциско «Золотые врата» был построен кусок моста в полную величину длиною 28 метров, а остальную часть добавили компьютерным способом. Первоначально в режиссерское кресло должен был сесть продюсер Мэттью Вон («Карты, деньги, два ствола», 1998; «Большой куш», 2000), но за полтора месяца до начала съемок он покинул проект по той причине, что не считал возможным снять фильм в столь сжатые сроки, установленные студией, тем более с таким недоработанным сценарием. У Брайана Сингера был контракт на три фильма со студией «20th Century Fox», первым из которых стал «Люди Икс-2» (2003). Но когда режиссер не пришел к соглашению с этим проектом, то мгновенно ухватился за поступившее предложение студии «Warner» снять фильм «Возвращение Супермена» (2006), пообещав после него снять «Люди Икс-3». В результате после Вона режиссерское кресло перешло Брету Ратнеру. Впоследствии Сингер очень сожалел, что не смог снять этот фильм. Роли персонажей в исполнении Ребекки Ромин (Мистика) и Джеймса Мардсена (Циклоп) были существенно сокращены, так как из-за проволочек с началом съемок актеры были вынуждены покинуть проект из-за занятости в других запланированных фильмах. На одном из предварительных этапов от режиссерского кресла отказался актер и режиссер Питер Берг («Королевство», 2007; «Хэнкок», 2008), снимавшийся в картинах «Электрошок» (1989), «Огонь в небесах» (1993), «Последнее соблазнение» (1994), «Страна полицейских» (1997), «Соучастник» (2004). Всего в фильме 56 трупов. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую актрису второго плана (Янссен), а номинировала за лучшие костюмы, музыку, спецэффекты, актера второго плана (Келси Граммер) и как лучший фантастический фильм года. При бюджете в 210 миллионов картина в прокате США собрала 235 миллионов.
Третий закон Ньютона-в кратком изложении-гласит, что действие равно противодействию. Великий ученый открыл закон механики, но применим он к самым разным сферам жизни. В том числе и к кино. Правда, зачастую он трансформируется в нечто, напоминающее популярные законы Мерфи. Например, чем назойливее реклама, тем, скорее всего, хуже фильм. Часто говорят, что самое трудное-это второй фильм. В общем, наверное, так и есть. Однако стоит добавить, что в большинстве случаев наблюдается четкая закономерность: если случилось чудо и второй фильм удался лучше первого или, по крайней мере, оказался не хуже, то третий наверняка будет провальным. И наоборот: после неудачного второго обычно следует вполне благополучный третий. Примеров успешных и незадавшихся триквелов предостаточно. К первым можно отнести «Индиану Джонса и Последний Крестовый поход», «Назад в будущее 3», «Кошмар на улице Вязов 3», «Парк юрского периода 3». Ко вторым-«Крестного отца 3», «Смертельное оружие 3», «Крепкого орешка 3», «Терминатора 3: Восстание машин», «Безумного Макса 3: Под Куполом Грома», «Очень страшное кино 3». Неудачных вспомнилось больше не случайно. Их число действительно перевешивает. И причин тому много. Это и смена режиссера, и исчерпанность темы, и попытки срубить денег не напрягаясь, и творческое бессилие. Нередко дело губит чрезмерное давление на постановщика-груз ответственности, возложенный фанатами и продюсерами, пригибает к земле. Режиссер-не цыпленок-табака, ему пресс не нужен. Список можно продолжать, но смысла в этом нет. Потому что главной проблемой была и остается ненасытность, свойственная многим. Не бывает так, чтобы фильм удовлетворял полностью, всегда хочется чего-то еще. И раз уж оригинал не переделать (режиссерские версии не трогаем), то большего ждут от продолжений. И так до бесконечности. На первый сиквел хватает многих, а вот на второй-уже не всех. Очень хочется верить, что «Люди Икс» и «Миссия: невыполнима» получат достойные триквелы, но уверенности в этом нет. Морали не ждите. Ибо человеческую природу не переделать. Как не изменить третий закон Ньютона. Действие было, есть и будет равно противодействию. С этим надо просто смириться. Три года назад, рассказывая о второй части «Людей Икс», мы подробно изложили историю исходного комикса студии Marvel. Напомним, что этот проект, начавший публиковаться в 1963 году, стал одним из самых ярких событий «Серебряного века» американских комиксов. Детище легендарного редактора и сценариста Стэна Ли и не менее знаменитого художника Джека Кирби, «Люди Икс» могли похвастаться невиданным ранее разнообразием персонажей, тем, идей и сюжетов. И хотя успех к комиксу пришел не сразу (слишком уж необычным он казался публике поначалу), со временем его наработки стали фундаментом для дальнейшего сценарного и графического развития индустрии. Несмотря на поистине культовую популярность, с экранизациями у «Людей Икс» не ладилось. Что вполне понятно. Кинематограф 1960-70-х годов по определению не справился бы со спецэффектами, которые требовала киноверсия комикса. Разумным выходом был анимационный проект, но для американских мультфильмов того времени «Люди Икс» были слишком «экстремальным» материалом. В 1980-х годах, когда уровень доступных спецэффектов стал резко расти, продюсеры впервые всерьез заговорили о возможности создания киноверсии. Но и тогда смелые мечты не нашли своего воплощения в реальных проектах-ни в кино, ни на телевидении. Для сравнения заметим, что анимационные сериалы по мотивам «Человека-паука», столь же суперпопулярного кoмикса Marvel, начали выходить еще в конце 1960-х годоа. Лишь в 1992 году «Людям Икс» удалось превратиться в одноименный анимационный сериал, созданный студией Fox. Вскоре это шоу вoшло в число самых популярных мультсериалов за всю историю американского телевидения-внушительное достижение, даже для проекта со столь долгой и прославленной историей. После пяти лет царствования наголубых экранах проект был закрыт, хотя до самого последнего мoмента оставался на вершине рейтинговых чартов. Дело в том, чтo продюсерам Fox не нравилось делить контроль над ним с создателями комикса из студии Marvel. Принято считать, что деньги в медиабизнесе решают все. В одном из ранних интервью Брайан Сингер рассказывал, что одним из главных героев третьей части станет мутант по имени Гамбит, на роль которого он хочет позвать Киану Ривза собственным финансовым интересам. По той же причине был свернут не менее популярный мультсериал Fox и Marvel о Человеке-пауке, который предварительно замордовали смехотворными цензурными придирками. Впрочем, как боссы поссорились, так они и помирились. Экранизация комикса Marvel «Блэйд» удачно прошла в прокате, и Fox согласилась запрыгнуть на подножку трамвая кинокомиксов. Иными словами, студия подписала контракт на киноверсию «Людей Икс», которую взялся снимать режиссер блестящих «Подозрительных лиц» Брайан Сингер. Разумеется, было бы странно предположить, что на время съемок студийный конфликт поутих. Наоборот, создание ленты проходило по методу «тяни-толкая»: Fox то с готовностью финансировала проект, то начинала минимизировать расходы, опасаясь возможного провала. Наконец, творческий процесс был обременен массой неувязок-достаточно сказать, что сценарий переписывался 28 раз! Имелись проблемы и с кастингом, и с подбором мутантов, которые должны были появиться в картине…А то, что рождается в таких муках, далеко не всегда становится цельным и мощным по воздействию произведением. Куда чаще получается истрепанное «лоскутное одеяло». Так что продюсерам Fox в самом деле было отчего нервничать. Как и предсказывали скептично настроенные аналитики, «Люди Икс» не стали кассовым суперхитом всех времен и народов. Тем не менее, выйдя в 2000 году, фильм в одной только Америке собрал почти 160 миллионов долларов, в два раза перекрыв отпущенные на него деньги. Аналогичным успехом картина пользовалась и на DVD. Финансовые достижения «Людей Икс» предопределили появление сиквела. Собственно говоря, сценарий первой ленты изначально создавался в расчете на продолжение. Там были, например, мельком появляющиеся персонажи, которым предстояло сыграть важную роль в дальнейших событиях. Однако Fox не заключила контракта с Сингером на производство сиквелов, и потому какое-то время у журналистов, следящих за проектом, были сомнения, что режиссер продолжит заниматься этой темой. Тем не менее, вскоре эти сомнения были официально развеяны, и Сингер, засучив рукава, взялся за сиквел.
Когда вторая лента была завершена, на нее оказался огромный спрос со стороны владельцев кинотеатров. Сами того не ожидая, дистрибьюторы «Людей Икс 2» поставили рекорд, достойный Книги рекордов Гиннеса, продав картину в 3741 зал (только в Америке). Выйдя в 2003 году и обойдясь инвесторам в 110 миллионов долларов, фильм в США заработал 215 миллионов, а в других странах-более 190 миллионов. Если взглянуть на историю «Людей Икс» из нашего времени, то может показаться, что волнения продюсеров Fox были безосновательны. Однако будем объективны: тогда еще не было очевидно, что публика окупит почти 80-миллиoнные затраты на фильм. Во-первых, мода на высокобюджетные комикс-блокбастеры только начиналась. Во-вторых, Сингер принял ряд принципиальных решений, которые могли отвратить целевую аудиторию ленты. Например, он настоял на замене традиционных цветастых костюмов Людей. Более того, ряду критиков и многим фанатам комикса вторая серия понравилась больше первой-исключительный, хотя и не уникальный случай в истории жанра (вспомним первого и второго «Человека-паука»). Надо было срочно запускать второй сиквел, но Fox oпять проявила осторожность, правда, на сей раз совершенно неoправданную. Продюсеры вновь притормозили подписание контрактов на третью ленту и в итоге потеряли режиссера. Сингер, которому надоело мучиться с причудами Fox, перешел в стан Warner и занялся проектом «Возвращение Супермена». Третьи «Люди Икс» остались без локомотива проекта, а заодно и без нескольких заметных членов съемочной группы, которых Сингер утянул за собой. Когда Бретт Ратнер начал разбираться в сценарии картины, его поразило, насколько авторы текста хорошо знают исходный материал. На очередной его вопрос «Откуда вы взяли этот фрагмент?» сценаристы с легкостью находили в завалах комиксов том и страницу, где была такая или похожая сцена. В итоге, к концу освоения текста у Ратнера было по фотокопии страницы комикса для каждого эпизода сценария. Позднее эти страницы использовались как ориентир для разработки визуальных решений. Безусловно, уход Сингера был ощутимым ударом по сериалу. Но третьи «Люди Икс» были не настолько личным проектом, чтобы их можно было закрыть из-за «предательства» режиссера. Студия должна была лишь отыскать другого специалиста и затем вплотную заняться новой лентой. Первым кандидатом на роль продолжателя дела Сингера был Мэттью Вон-американец по происхождению, предпочитающий жить и работать в Лондоне. Старый друг Гая Ритчи, Вон продюсировал первые картины будущего мужа Мадонны. В 2004-м он дебютировал как режиссер криминальным триллером «Слоеный пирог». Конечно, подобный послужной список не слишком подходил для работы над подростковым фантастическим блокбастером, но и Сингер, напомним, начинал не с экранизаций комиксов. Пока Вон осваивался на новом месте, продюсеры занимались сценарием будущего фильма. Писать его были приглашены Зак Пенн, бывший одним из соавторов «Людей Икс 2», и Саймон Кинберг, сценарист вторых «Трех иксов» (правда, забавное пересечение?) и «Мистера и миссис Смит». Темы сценария были, в общих чертах, ясны: продолжение противостояния людей и мутантов, а также развитие истории Феникса, в которого в финале второй серии превратилась Джин Грей, героиня Фамке Янссен. Но прежде чем расписывать детали сюжета, надо было решить два главных вопроса: кто из персонажей комикса добавится к перечню действующих лиц, и кто продолжит сниматься в сериале? Конечно, с точки зрения логики комикса, разумно было бы в каждой следующей серии устраивать ротацию персонажей. Если вводить новых и одновременно «отправлять в отставку» старых героев, то в фокусе повествования всегда будет несколько ярких и достаточно свежих фигур. Подобная политика была неразумна с точки зрения бизнеса. Если публика полюбила основных героев первых серий, то как можно вывести их из сюжета-да вдобавок с играющими их популярными актерами? Следовательно, новые «кадры» надо было добавлять сверх «штата». Сценаристам же предстояло жонглировать все увеличивающимися толпами супергероев, стараясь никого не упустить из виду. Среди тех, кто претендовал на вылет из проекта, была Холли Берри, успевшая между первой и второй сериями заработать «Оскара». Соответственно, амбиции актрисы сильно возросли, и ее уже не устраивала роль второго плана, которую «генеральная линия» сериала отводила ее героине Шторм. Есил бы «Женщина-кошка» стала хитом, то Берри почти наверняка взялась бы за развитие своего сольного сериала. Но «Кошка» провалилась, и актрисе пришлось возвращаться к «Людям Икс» (разумеется, вытребовав себе очередное расширение роли и более модную прическу). Подумывал об уходе и Йен МакКеллен, игравший Магнето. Актеру oсталось три года до 70-летия, и он бoялся, что его не возьмут в очередной сиквел по возрасту. Впрочем, он был готов продолжить рабoту, если попросят. И продюсеры не стали заменять ключевую фигуру двух первых серий. В итоге, из ведущих звезд вторoй серии не стали продлять контра кт только с Аланом Каммингом. Его персонажа Курта Вагнера (он же Ночной Охотник) просто не включили в очередной сценарий. За бортом осталась и Кэти Стюарт, которая во второй серии сыграла проходящую сквозь стены Китти Прайд. В «Людях Икс: Последней битве» эту роль поручили юной канадке Эллен Пейдж. Впрочем, Китти Прайд меняли и между первой и второй сериями. В оригинальном фильме ее играла Сумела Кей. Но это еще далеко не все мутанты картины. Сингер давно мечтал ввести в нее Зверя-доктора Хэнка МакКоя, который выглядит как страшилище с голубой кожей, но при этом является добродушным человеком и талантливым ученым-генетиком. Задумка режиссера исполнилась лишь после его ухода. Зверь был введен в третью серию, а играть его пригласили телевизионного комика Келси Грэммера, которого у нас, в основном, знают те, кто видел глупую, но веселую комедию середины 1990-х годов «Убрать перископ!». В «Людях Икс» у Грэммера более драматичная роль, чем обычно, но чувство юмора Зверя всегда было его визитной карточкой. Когда Сингер снимал в Канаде «снежные» сцены для «Людей Икс 2», он специально вывез группу в провинцию Альберта, известную своими снегопадами. Однако выяснилось, что именно тогда со снегом Альберте не повезло, и режиссеру потребовалось прибегнуть к помощи спецэффектов. По закону подлости, когда Ратнеру в третьих «Людях Икс» надо было снимать эпизоды без снега, съемочную территорию пришлось чистить и закрывать специальным тентом, чтобы не помешал обильный снегопад. Еще одним существенным новым положительным персонажем второго сиквела стал Ангел (Уоррен Уортингтон III)-крылатый и нечеловечески сильный мутант. Этот образ достался еще не очень популярному Бену Фостеру («11:14», «Заложник»). Роль отца Ангела получил Майкл Мерфи, которого и вовсе трудно назвать звездой. На память сразу приходит лишь его небольшая работа в образе мэра Готэма во втором «Бэтмене». Что же касается сподвижников Магнето (и, соответственно, злодеев сериала), то из их числа стоит специально отметить лишь силача Джаггернаута (бывший британский футболист, а ныне актер Винни Джонс), обладательницу сверхъестественных рефлексов Каллисто (актриса из Доминиканской Республики Дания Рамирес) и Иглу (Кен Леунг из «Часа пик» и «Пилы»), который умеет выпускать из своего тела иглы и стрелять ими. В фильме засветились также известная британская звезда Оливия Уилльямс, уроженка Ирана Шоре Агдашлу и юный Кэмерон Брайт («Рождение», «Ультрафиолет»). Итак, Мэттью Вону предстояло руководить всем этим «зоопарком», параллельно режиссируя хитроумные спецэффекты. Несколько месяцев проработав над проектом и почти доведя его до съемочного периода, Вон не выдержал давления продюсеров и своих семейных обстоятельств. Дело в том, что у режиссера двое маленьких детей, и он не мог на все время съемок бросить их в Лондоне на попечение жены. В результате ему пришлось уйти, а продюсеры вновь оказались перед мучительным выбором. К счастью, у создателей картины был запасной вариант. Еще во время работы над первой лентой на кресло режиссера претендовал создатель «Часа пик» Бретт Ратнер. После провалившегося в прокате криминального триллера 2004 года «После заката» он был не слишком занят, так что в начале лета 2005-го возглавил третьих «Людей Икс». Интересно, что до этого он хотел «порулить» «Возвращением Супермена»-в итоге Сингер и Ратнер просто поменялись местами.
Сами съемки, как и в случае двух предыдущих лент, в основном проходили в Канаде, и принципом создателей спецэффектов было снимать 90 % трюков вживую (с использованием каскадеров, миниатюрных моделей и так далее) и лишь 10 % эффектов дорисовывать с помощью компьютерной графики. По мнению дизайнеров картины, в противном случае нельзя было рассчитывать на экранный реализм. Другое дело, что на практике многие трюки слегка подправлялись на компьютерах. Например, в сценах полетов Ангела актер в кадре настоящий, и он в самом деле «летает» с помощью системы тросов. А дальше берется снятая на пленку картинка и обрабатывается-убираются тросы и дорисовываются крылья. Кстати, летает в картине не только Ангел. Кое-кто из наших старых знакомых также обрел эту способность. 150-миллиoнный бюджет картины позволил потратиться не только на приглашение звезд, компьютерную графику и полеты наяву. Так, одним из самых дорогих фрагментов фильма стал эпизод, в котором Магнето с помощью суперсилы передвигает знаменитый мост «Золотые Ворота». Эту сцену можно было снять разными способами, но зачем мелочиться, если есть деньги? Создатели ленты просто построили в натуральную величину фрагмент этого огромного моста, а затем передвинули его с помощью специальных механизмов! Один этот макет длиной более чем 750 метров обошелся продюсерам почти в два миллиона долларов. Выходя на экраны, «Люди Икс: Последняя битва» завершает трилогию с единым сюжетом. Однако это не значит, что продолжений у фильма не будет. Уже сейчас начинают ходить слухи о четвертой серии, но пока что куда больше внимания уделяется ответвлениям от основного сюжета «Людей Икс». Речь идет об «отпрысках» с рабочими названиями «Магнето» и «Росомаха», которые полностью сосредоточатся на соответствующих персонажах. И это не считая мультсериалов, компьютерных игр, новых комиксов…Пока Вселенная Людей Икс будет приносить деньги, она будет жить. И никакие смены режиссеров, корпоративные ссоры и прочие несуразицы не смогут ее прикончить. Если, конечно, она не утратит зрительскую любовь. Но пока что она держится вот уже больше сорока лет-и все больше кажется бесконечной.