Алан Хьюм (Alan Hume)
Алек Гиллис (Alec Gillis)
Алекс Уэлдон (Alex Weldon)
Альберт Уитлок (Albert Witlock)
Арнольд Гиллеспи (Arnold Gillespie)
Брюс Николсон (Bruce Nicholson)
Бад Уэстмор (Bud Westmore)
Бен Най (Ben Nye)
Билл Джордж (Bill George)
Боб Кин (Bob Keen)
Брайан Джонсон (Brian Johnson)
Вэ Нилл (Ve Neill)
Ганс Руди Гигер (Hans Rudi Giger)
Глен Робинсон (Glen Robinson)
Грэг Кэнном (Greg Cannom)
Грэг Никотеро (Greg Nikotero)
Деннис Мюрен (Dennis Merren)
Деннис Скотак (Dennis Skotak)
Дерек Мэддингс (Derek Meddings)
Джек Косгроув (Jack Cosgrove)
Джек Пирс (Jack Pierce)
Джим Данфорт (Jim Danforth)
Джо Джонстон (Joe Jonston)
Джон Бруно (John Bruno)
Джон Дюкстра (John Dykstra)
Джон Карл Беклер (John Carl Buchler)
Джон Ричардсон (John Richardson)
Джон Фултон (John Fulton)
Джон Чамберс (John Chambers)
Дик Смит (Dick Smith)
Дуг Бесуйк (Doug Beswick)
Дуглас Трумбулл (Douglas Trumbull)
Дэйв Аллен (Dave Allen)
Дэнни Ли (Danny Lee)
Евгений Лурье (Eugene Lourie)
Карл Фуллертон (Carl Fullerton)
Карло Рамбальди (Carlo Rambaldi)
Кевин Ягер (Kevin Yagher)
Кен Ролстон (Ken Ralston)
Кеннет Смит (Kenneth Smith)
Кит Уэст (Kit West)
Клиффорд Стин (Clifford Steen)
Крис Уолас (Chris Walas)
Ленвуд Эбботт (L. B. Abbott)
Лес Боуи (Les Bowie)
Майкл Лантьери (Michael Lantieri)
Майкл Уэстмор (Michael Westmore)
Марк Салливан (Mark Sullivan)
Мишель Бурк (Michele Burke)
Монти Уэстмор (Monty Westmore)
Мэттью Юричич (Matthew Yuricich)
Патрик Люссьер (Patrick Lussier)
Патрик Татопулос (Patrick Tatopulos)
Перк Уэстмор (Perc Westmore)
Питер Робб-Кинг (Peter Robb-King)
Пол Ле Блан (Paul LeBlanc)
Рик Бэйкер (Rick Baker)
Рик Лазарини (Rick Lazarini)
Ричард Гринберг (Richard Greenberg)
Ричард Эдлунд (Richard Edlund)
Ричард Юричич (Richard Yirichich)
Роб Боттин (Rob Bottin)
Роберт Буркс (Robert Burks)
Роберт Курцман (Robert Kurtzman)
Роберт Скотак (Robert Skotak)
Рой Эштон (Roy Ashton)
Рэй Келлог (Ray Kellog)
Рэй Харрихаузен (Ray Harrihausen)
Сара Монзани (Sarah Monzani)
Седрик Гиббонс (Cedric Gibbons)
Сержио Стивалетти (Sergio Stivaletti)
Стивен Норрингтон (Steven Norrington)
Стэн Уинстон (Stan Winston)
Тед Николау (Ted Nicolaou)
Том Вудрафф (Tom Woodruff)
Том Савини (Tom Savini)
Том Смит (Tom Smith)
Уб Иверкс (Ub Iwerks)
Уиллис О’Брайан (Willice O'Brian)
Уилльям Камерон Мензис (William Cameron Menzies)
Уилльям Меса (William Mesa)
Уолли Уэстмор (Wally Westmore)
Фабрицио Де Анжелис (Fabrizio De Angelis)
Фил Типпетт (Phil Tippett)
Фред Серсен (Fred Sersen)
Фрэнк Уэстмор (Frank Westmore)
Ходжи Тани/Кричащий Безумный Джордж (Screaming Mad George)
Эмилио Руис (Emilio Ruis)
Эустас Лизетт (Eustace Lycett)

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


Гримеры и постановщики спецэффектов

Компьютерные эффекты весьма упростили съемку фильмов с участием животных и млекопитающих. Прошли те времена, когда для съемок эпизода в картине «Искатели затерянного ковчега» (1981) панически боявшемуся змей Харрисону Форду приходилось сидеть перед гадюкой за тонким невидимым стеклом, чтобы создалось впечатление, что он столкнулся с ней нос к носу. А в 1975 году продюсеры фильма Стивена Спилберга «Челюсти» всерьез думали снимать фильм с использованием настоящей акулы, но после неудачных попыток им пришлось отказаться от этой безумной идеи. Теперь змей и акул сотнями выдает «на гора» компьютерная анимация в фильмах «Анаконда» (1997) и «Глубокое синее море» (1999). Эдди Мерфи без проблем разговаривает со зверями в «Докторе Дулиттле» (1998), а свинья из фильма «Малыш» (1993) ведет себя разумнее, чем иной человек. Компьютерные звери не капризничают, не просят есть, не требуют бесчисленного множества дублей. Красота!
Сейчас выходят отреставрированные цифровым способом культовые фильмы прошлого, в которых куклы или модели заменяются полностью сделанными в недрах компьютера героями. Например, Джабба Хутт из картины «Возвращение джедая» стал полностью компьютерным, а в 1983 году его играл человек. Аналогичным способом в программе ElectricImage был нарисован «Тысячелетний сокол» Хана Соло, в 1977 году в картине «Звездные войны» бывший просто игрушечной моделью.
С помощью компьютерных графических и анимационных редакторов можно устранять многочисленные погрешности, допущенные при съемке. Все реже появляются на экране ляпы, в прошлом бывшие обыденным делом. В кадре были видны свисающие с потолка микрофоны, заметны края матов, подпрыгивающих при падении актеров с высоты, на противоположной стене появлялись тени оператора с камерой, отсвечивались нитки, на которых висели космические корабли, появлялись подпрыгивающие глыбы и камни, сделанные из папье-маше.
Сейчас можно без проблем отретушировать или подправить любую мелочь. Слишком откровенно оголилась актриса-не беда, герой выглядит опухшим-не страшно, «звезда» вообще на съемку не явилась-да и черт с ней, заменит виртуальная. Например, в фильме «Звездный десант» (1997) Майкл Айронсайд ходит по учебному классу с ампутированной левой рукой: в действительности она была видна в некоторых эпизодах, поэтому ее пришлось стирать из каждого кадра.
Кратко упомяну самые популярные редакторы и программы, позволяющие создавать компьютерные спецэффекты. Во-первых, программы, позволяющие создавать 3D-изображения. Выделяется Wavefront от Alias, дочерней фирмы известного производителя компьютеров Silicon Graphics, обладающая широким набором функций. Программа может оживлять фигуры, приводить их в движение и комбинировать. Программа SoftImage компании Microsoft является стандартом в индустрии 3D-анимации. Программа компании Pixar-самый серьезный преобразователь компьютерных изображений. Самая быстрая и мощная программа для Macintosh-это ElectricImage. Великолепными мультипрограммами являются Newtek и Kinetix. Для платформ UNIX и NT существует программа RenderDotC.
Во-вторых, редакторы, сканирующие и записывающие в цифровом формате модели. Среди них можно отметить программы Electron Filmworks, Celco, Solitaire и самый популярный инструмент IMAGER3000V. В-третьих, 2D-анимационные и комбинирующие системы. Весьма популярны программы Ultimatte, Primatte, Discreet Logic, Qantel, Interactive Effects, один из пионеров цифровой обработки изображений Avid, Silicon Grail, программы фирмы Adobe Photoshop и After Effects, Commotion для Macintosh, а также Snake для платформ SGI и NT.
Создание спецэффектов во все времена требовало много денег, времени и сил. Так, в 1925 году фильм «Затерянный мир», снятый по одноименному роману Артура Конан-Дойля, поразил зрителей своими 18-дюймовыми макетами динозавров и уникальными трюками, придуманными знаменитым постановщиком спецэффектов Уиллисом О’Брайаном. Каждая минута показа требовала 960 кадров, и за полный рабочий день удавалось снять около 20 секунд картины. Потом нужно было совместить актеров с макетами динозавров. Производство всего фильма заняло 14 месяцев. Впечатляет?
Падение Ким Новак с колокольни в картине Альфреда Хичкока «Головокружение» (1958) заняло несколько секунд, а на съемки этого эпизода было потрачено 19 тысяч долларов. Для сравнения: король низкобюджетного кино Роджер Корман на весь свой фильм «Чудовище с миллионом глаз» (1956) затратил всего 29 тысяч долларов. Нужно ли это современному режиссеру, когда есть компьютер? Вместо ответа-еще одна цифра для сравнения: показ смоделированного на компьютере инопланетного микроба в фильме «Штамм Андромеда» (1971) обошелся создателям картины в 250 тысяч долларов!
Кевин Костнер «угрохал» более 200 миллионов долларов на постройку полномасштабных декораций надводного города для своей полностью провалившейся картины «Водный мир» (1995). В огромную сумму обошлась постройка «Титаника» в натуральную величину в одноименном фильме 1997 года режиссера Джеймса Камерона. Но что интересно: зрители так и не могут отличить, где на экране макет корабля, а где его виртуальная модель, сконструированная компьютером!
Братья Вачовски в ходе съемок второй части «Матрицы» только на одни спецэффекты потратили почти 100 миллионов долларов. Им тоже захотелось поразить публику, и они построили трехполосное шоссе длиной 1, 4 мили, где на протяжении трех месяцев снимали захватывающий эпизод автомобильной погони, который, наряду с семнадцатиминутной сценой драки Нео, стоившей 40 миллионов долларов, стал единственным запоминающимся эпизодом этой киберпанковской саги.
Да, сейчас не требуется огромное количество статистов, декораций и съемочных дней. Картина больше чем на пятьдесят процентов делается в студии за монитором компьютера. При этом можно «размножить» сколько угодно людей. Но обратите внимание на любопытный факт: в фильме «Звездные врата» (1994) многочисленных статистов заменили манекенами-так вышло намного дешевле!
Задние планы из стекла, покадровая анимация миниатюрных моделей, оптическая техника и многое другое в середине прошлого века преподносилось одним термином «спецэффекты» без объяснения подробностей. Но цифровая технология привнесла свои особенности. Компьютеры стали ключевым орудием в производстве визуальных эффектов в кино. В результате среди любителей кино стали все чаще звучать фразы «это сделано на компьютере» или «это компьютерный эффект». Соответственно, успех или провал фильма все чаще напрямую связывают с талантом постановщика спецэффектов, с технической стороной создания фильма.
Неаккуратное использование журналистами понятий CGI и другой компьютерной терминологии привело к обезличиванию этого термина, к его упрощенному пониманию. Будто бы Джеймс Камерон садится за монитор компьютера, вводит в программу параметры корабля, который существовал в 1912 году, температуру воды, ее цвет, рыбок и дельфинов, после чего просто нажимает на кнопку. Бам! На экране появляется полностью созданный компьютером эффект плавания «Титаника».
В результате на каждом углу стали кричать о дегуманизации самого процесса создания кинофильмов. Данная проблема имеет три аспекта. Во-первых, исчезает человеческий фактор. Режиссеры перед камерами рассуждают об эпизодах, которые «были сделаны на компьютере», не упоминая, что за минутами и секундами фильма скрываются сотни людей и многие часы скрупулезной и кропотливой работы. Во-вторых, техническая сторона, не связанная с использованием компьютера, уже не берется зрителем в расчет. В большинстве случаев он даже не подозревает о миниатюрных моделях, об автоматически движущейся над искусственными декорациями камере, о совмещении кадров. В-третьих, зритель порой просто не обращает внимания на место съемок, полагая, что все без проблем можно сделать на компьютере: развалины римского Колизея, Эйфелеву башню, руины древних замков, плато и долины. А все остальное делают люди, настоящие профессионалы.
Не скажу, что CGI стали панацеей от всех трудностей при съемках фильмов. Очень многим зрителям не нравится смотреть на созданные компьютерным способом декорации, абсурдный движения актеров («Матрица», «Люди Икс», «Ангелы Чарли»), на разнообразных компьютерных чебурашек и чудовищ. А ведь сейчас компьютеры делают только то, что раньше делали на принтере или в отделе анимации. Многим уже порядком надоели фигуры, сделанные в недрах «ILM», такие обтекаемые, словно их обкатывали в аэродинамической трубе. Надоели микросхемы, стилизованные под небоскребы. Но отрицать то, что с применением CGI технология индустрии развлечений сделала шаг вперед так же абсурдно, как соглашаться с высказыванием одного из героев фильма Джона Бурмана «Освобождение» (1972), что цивилизация и технический прогресс, пришедшие на смену первобытной жизни, есть шаг назад в эволюции человечества. И цивилизацию, и технический прогресс во всех проявлениях, несмотря на то, что их основы часто кажутся нам сомнительными, современный человек должен принимать.
Смотрите третью часть документального сериала «Искусство кино» (2009), посвященного спецэффектам.