Садизм 
Вампиры 
Готика 
Подростковые фильмы ужасов 
Животные-убийцы 
Криминальные драмы 
Судебные драмы 
Мутанты 
Trash/Schlock 
Ведьмы 
Эротика 
Политика 
Giallo 
Noir 
Триллеры 
Детективы 
Предметы-убийцы 
Зомби 
Каннибалы 
Колдовство 
Медицина 
Психология 
Религия 
Мистика 
Мумии 
Оборотни 
Антологии 
Пародии 
Привидения 
Серийные убийцы 
Космос 
Компьютеры 
Будущее 
Роботы 
Инопланетяне 
Катастрофы 
Комиксы 
Сказки 
Приключения 
Шпионские фильмы 
Полицейские фильмы 
Исторические фильмы 
Боевики 
Наука 
Феномены 
Утопия 
Монстры 
Доисторические времена 
Пародии 
Философия 
Мультипликация 
Виртуальная реальность 
Вестерны 
Гангстеры 
Ниндзя/Самураи 
Боевые искусства 
Военные фильмы 
Биографические фильмы 
Путешествия во времени 
Увеличения-уменьшения

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Лучшие фильмы ужасов

Хочу коротко сформулировать принципы, по которым я составлял свой субъективный хит-парад лучших фильмов ужасов за всю историю кинематографа.
Во-первых, не включались продолжения и ремейки успешных картин, несмотря на то, что они также заслуживают внимания.
Во-вторых, сначала я старался выделять как можно больше современных фильмов, а не классику.
В-третьих, списки составлены по алфавиту, так что не стоит заострять внимание на первых числах.
В заключении честно признаюсь, что составлять эти списки было довольно трудным делом и очень много хороших фильмов осталось за бортом. Очень рекомендую Вам эти картины найти и посмотреть, а еще лучше-иметь в своей коллекции!

1. «А ТЕПЕРЬ НЕ СМОТРИ» (Don’t Look Now), 1973, режиссер Николас Роуг.
Культовый мистический фильм, действие которого разворачивается среди каналов очаровательной Венеции. Смелый для того времени, но вырезанный цензорами, оральный секс между Дональдом Сазерлендом и Джулией Кристи в современной версии на DVD присутствует.
2. «АДСКИЙ МОТЕЛЬ» (Motel Hell), 1980, режиссер Кевин Коннор.
Смесь каннибализма и юмора, поэтому не знаешь, то ли бояться, то ли смеяться. Постановка легкая, поэтому смотреть очень приятно, несмотря на то, что людей убивают по-настоящему.
3. «АМЕРИКАНСКИЙ ОБОРОТЕНЬ В ЛОНДОНЕ» (An American Werewolf In London), 1981, режиссер Джон Лэндис.
Также очень милая постановка, но главное достоинство фильма-грим Рика Бейкера и момент перевоплощения в оборотня. Картина считается классикой в категории «Оборотни». Было снято очень слабое продолжение «Американский оборотень в Париже».
4. «БАЛ ВАМПИРОВ» (The Fearless Vampire Killers), 1967, режиссер Роман Полански.
Постановка в духе студии «Hammer», впрочем, на фильмы которой и была снята эта пародия. Мне всегда нравилась внешность молодого Романа Полански, особенно этот его непонимающий наивный взгляд.
5. «БЕЗМОЗГЛЫЕ» (Braindead), 1992, режиссер Питер Джексон.
Как писали критики, более кровавый фильм можно снять, только засунув камеру в чан с кровью и продержав ее там полтора часа. В юности фильм произвел на меня ошеломляющее впечатление: я так и не понял, что это комедия.
6. «ВЕРЕВКА» (Rope), 1948, режиссер Альфред Хичкок.
Классика жанра, добавить нечего. Обратите внимание на движения камеры и минимум монтажа. Сейчас так не снимают, иначе будет заметен весь «ремесленнический» подход создателей фильма. А когда все дергается, прыгает, кадры сменяют друг друга-глядишь, народ «схавает», не разобравшись что к чему.
7. «ВЕРУЮЩИЕ» (The Believers), 1987, режиссер Джон Шлезингер.
Неплохой полицейский детектив с религиозным оттенком. Позднее новый интерес к фильмам такого рода подняла картина Дэвида Финчера «Семь» (1995).
8. «ВИДЕОДРОМ» (Videodrome), 1982, режиссер Дэвид Кроненберг.
Помимо оригинального сюжета и превосходных спецэффектов, эта картина мне памятна по съемкам в ней вокалистки группы «Blondie» Дебби Харри, чей альбом в середине 80-х годов прошлого века был заслушан мною «до дыр».
9. «ВОЗВРАЩЕНИЕ ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ» (The Return Of The Living Dead), 1984, режиссер Дэн О’Бэннон.
Снова смесь ужасов и юмора. В юности я не признавал такой симбиоз, полагая, что кино должно или пугать или смешить. Но сейчас все воспринимаю значительно спокойнее, особенно после того, как увидел фотографии постаревшей Линней Куигли в супероткровенных позах. Вот докатилась! Было снято четыре продолжения, из которых два последних не заслуживают Вашего внимания.
10. «ВОЙ» (The Howling), 1980, режиссер Джо Данте.
Классическая история про оборотней, в меру страшная, в меру оригинальная. Снова превосходен Рик Бейкер, но тон повествования чуть посерьезнее, чем в «Американском оборотне в Лондоне». Было снято шесть продолжений, которые от фильма к фильму становились все слабее и слабее.
11. «ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА» (Hellraiser), 1987, режиссер Клайв Баркер.
Один из моих любимых фильмов юности. В то время и сюжет, и спецэффекты просто «сносили мне башню». Пересматривал множество раз. Недаром до сих пор выходят многочисленные продолжения, коих набралось семь. Фильм сделал молодого писателя-гомосексуалиста Клайва Баркера миллионером.
12. «ГАЗОВЫЙ СВЕТ» (Gaslight), 1944, режиссер Джордж Кукор.
Превосходный мелодраматический психологический триллер с отличными актерами. Особенно если удастся достать цветную версию картины: цвет настолько мягкий, что нельзя оторвать глаз от экрана.
13. «ГЛАЗА БЕЗ ЛИЦА» (Les Yeux Sans Visage), 1959, режиссер Жорж Франчу.
Для того времени съемки были слишком натуралистичными, хотя сейчас смотрятся без эмоций. Тем не менее, фильм не лишен и других художественных достоинств. На страничке, посвященной режиссеру этого фильма можно скачать его раннюю документальную ленту «Кровь зверей» (1949), которую он снял...на скотобойне.
14. «ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ» (Vertigo), 1958, режиссер Альфред Хичкок.
Снова культовый фильм мэтра кинематографа, растащенный по цитатам многими режиссерами. А Брайан Де Пальма не стал «заморачиваться» и практически полностью повторил сюжет фильма в своей ленте «Двойник» (1984). Просто и эффективно!
15. «ГОЛОД» (The Hunger), 1983, режиссер Тони Скотт.
Артистичная, сложная картина о вампирах. Честно говоря, мне она памятна съемками в ней Дэвида Боуи. В восьмидесятых годах я увлекался рок-музыкой, слышал все альбомы этого певца, поэтому его игра в кино воспринималась мною как логичное продолжение его музыкального творчества.
16. «ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ» (Halloween), 1978, режиссер Джон Карпентер.
Без комментариев. Один из двух лучших подростковых фильмов ужасов за всю историю кинематографа, наряду с фильмом «Пятница-13» (1980). Можно сказать, что картина вышла в нужное время в нужном месте, так как несколькими годами ранее выходили похожие фильмы, но прошли незамеченными. Было снято семь продолжений и современный ремейк.
17. «ДЕНЬ МЕРТВЕЦОВ» (Day Of The Dead), 1985, режиссер Джордж Ромеро.
После второго фильма «Рассвет мертвецов» (1978), где события разворачивались в огромном пустом универсаме, перенос действия в клаустрофобный подвал мне сначала не понравился. Мне показалось, что слишком много разговоров, мало действия и самих зомби. Но, повзрослев, я усмотрел и в этом минимализме свою прелесть. Особенно в нюансах, которым не придавал значения в юности.
18. «ДЕТИ КУКУРУЗЫ» (Children Of The Corn), 1983, режиссер Фриц Кирш.
Дети-убийцы для начала восьмидесятых годов были чем-то необычным. Тем более, что в картине взрослых можно пересчитать по пальцам. Этакий фильм ужасов для детей и про детей. Было снято пять продолжений, но от фильма к фильму они становились все слабее и слабее.
19. «ДЕТСКАЯ ИГРА» (Child’s Play), 1988, режиссер Том Холланд.
Отличный фильм с куклой-убийцей в главной роли. Особенно мне понравилось заключительное сражение во втором фильме на фабрике. Впервые посмотрел этот фильм, когда мне было 18 лет. Было снято четыре продолжения. Все они достаточно хороши.
20. «ДРАКУЛА» (Dracula), 1931, режиссер Тод Броунинг.
Может быть, версия Фрэнсиса Форда Копполы 1992 года более зрелищная, но мне абсолютно «не вставляет». В этой старой картине приятно посмотреть на игру теней и света, непривычную для нынешнего глаза статичность актеров, и, конечно, же, живого Белу Лугоши (намекаю на знаменитую песню группы «Bauhaus» «Бела Лугоши мертв»).
21. «ДЬЯВОЛЬСКИЕ ДУШИ» (Les Diaboliques), 1954, режиссер Анри-Жорж Клузо.
Культовый детектив, поставленный по роману Буало и Нарсежака, за которым охотился сам Альфред Хичкок, но в конкурентной борьбе уступил. Тогда он обратился к писателям напрямую, попросив написать роман лично для него. Те написали произведение «Та, которой не стало», которое мэтр экранизировал в ленту «Головокружение». В 1996 году был снят отвратительный ремейк с Шерон Стоун и Изабель Аджани в главных ролях.
22. «ЖЕСТОКИЙ КАННИБАЛ» (Cannibal Ferox), 1981, режиссер Умберто Ленци.
Фильм примечателен собой исключительно съемками в джунглях, а также жестокостями, которыми сейчас уже никого не удивишь. Но в конце 80-х годов, когда я видел этот фильм, на меня это произвело сильное впечатление.
23. «ЖИЛЕЦ» (Le Locataire), 1976, режиссер Роман Полански.
Фильм можно пересматривать множество раз. Режиссура Полански лишена той помпезности, присущей большинству голливудских режиссеров, поэтому можно, не отвлекаясь на показушную мишуру, следить за развитием сюжета. Сам режиссер в главной роли великолепен.
24. «ЗА ЧЕРТОЙ» (E Tu Vivrai Nel Terrore-L'aldilа), 1981, режиссер Лучио Фулчи.
Превосходный фильм! Что удивительно для Лучио Фулчи, здесь даже есть сюжет. Впрочем, вскоре Фулчи прекратит обращать на такую мелочь внимание, сосредоточившись на ужасных жестокостях и спецэффектах. В этом же фильме, на мой взгляд, соблюдена относительная пропорция между вызывающими отвращение сценами и логичным развитием сюжета.
25. «ЗАЧАРОВАННЫЙ» (Spellbound), 1945, режиссер Альфред Хичкок.
Снова культовый детективный фильм на тему психоанализа. Обязательно должен быть в каждой видеотеке. Один из эпизодов сна героя в цвете создал сам Сальвадор Дали.
26. «ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ» (Evil Dead), 1982, режиссер Сэм Райми.
Знаменитый фильм, снятый молодым Сэмом Райми на деньги своих друзей и родных в заброшенном домике в лесу. Можно отметить не столько сюжет, сколько небывалую насыщенность кровавыми спецэффектами. Было снято два великолепных продолжения, после чего Райми получил пропуск в большое кино.
27. «ЗНАК ДЬЯВОЛА» (Hexen Bis Aufs Blut Gequalt), 1970, режиссеры Адриан Ховен и Майкл Армстронг.
Готика в чистом виде! Погружение во времена инквизиции и пыток гарантируется на 100 процентов. Год спустя аналогичный фильм «Дьяволы» снял Кен Расселл.
28. «ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА» (The Exorcist), 1973, режиссер Уилльям Фридкин.
Культовый фильм, вызвавший в свое время скандал. Писающая под себя, матерящаяся, блюющая бобами и поворачивающая голову на 180 градусов Линда Блэйр до сих пор пожинает плоды возникшей тогда популярности. Ни на какие серьезные роли ее никогда после этого фильма не приглашали. Картина вВходит в тройку самых страшных фильмов за всю историю кинематографа. Было снято три продолжения (последнее-в двух вариантах), но они оказались не очень удачными.
29. «ИССТУПЛЕНИЕ» (Frenzy), 1972, режиссер Альфред Хичкок.
Один из последних триллеров мэтра. Мне особенно запомнилось ломание пальцев трупа, лежащего в мешке с картошкой в кузове машины. Вот до чего дошла цивилизация в 70-х годах прошлого века: даже Хичкок не смог удержаться от демонстрациии откровенной эротики и садизма.
30. «ИСЧЕЗНОВЕНИЕ» (Spoorloos), 1988, режиссер Жорж Слузье.
Одно из немногих удачных подражаний Альфреду Хичкоку. Аналогичный фильм «На грани безумия» в том же 1988 году снял Роман Полански. Естественно, американцы в 1993 году попросили Слузье снять одноименный англоязычный ремейк с Джеффом Бриджесом и Кифером Сазерлендом в главных ролях.
31. «КОМА» (Coma), 1978, режиссер Майкл Крайтон.
В свое время фильм произвел на меня неизгладимое впечатление. Особенно висящие на веревках трупы с отсутствующими внутренними органами, выдаваемые за находящихся в коме пациентов. Обязательно посмотрите: Вам очень понравится!
32. «КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ» (A Nightmare On Elm Street), 1985, режиссер Уэс Крейвен.
Честно говоря, не понимаю сюжета этой картины, хотя в конце 80-х годов все мои товарищи рассказывали об этом фильме взахлеб. Чисто из уважения к их рассказам включаю эту картину в этот хит-парад. Было снято шесть продолжений, на мой взгляд, достаточно однообразных.
33. «КРИК» (Scream), 1997, режиссер Уэс Крейвен.
Думаю, главная заслуга в успехе этой трилогии, принадлежит превосходному эрудиту кино Кевину Уилльямсону. Режиссура Крейвена никогда не была его сильным местом, да и хватка бизнесмена после просчета в 1985 году с правами на фильм «Кошмар на улице Вязов» не раз давала сбои. Видимо после этого он стал больше внимания уделять своему окружению, куда вошел талантливый сценарист Уилльямсон. Было снято два абсолютно идентичных продолжения.
34. «ЛАУРА» (Laura), 1944, режиссер Отто Премингер.
Классический психологический детектив. Меньше мелодраматизма, больше закулисных интриг и полицейского расследования. Но от этого развязка менее шокирующей не становится.
35. «ЛОГОВО БЕЛОГО ЧЕРВЯ» (The Lair Of The White Worm), 1989, режиссер Кен Расселл.
Фильмы Кена Расселла никогда не были в одной струе со стандартной голливудской продукцией. Вот и данная картина наполнена необыкновенным эротизмом, своеобразием, артистизмом. Можно сказать-это симбиоз Питера Гринуэя с музыкой «Modern Talking». С одной стороны-визуально изысканно, с другой стороны-недалеко от мейнстрима.
36. «ЛОГОВО ДЬЯВОЛА» (The Haunting), 1963, режиссер Роберт Уайз.
Классическая история о привидениях в чистом виде: особняк, его обитатели, и что-то неодушевленное и пугающее. Никаких примесей. Но трупы иногда появляются, правда, не с такой периодичностью, как в современной продукции. В 1999 году был снят бездушный и на 90 % компьютеризированный ремейк.
37. «ЛЮДИ-КОШКИ» (Cat People), 1982, режиссер Пол Шредер.
После фильмов «Механический апельсин» (1971) и «Калигула» (1976) Тинто Браса, в котором актер засовывает по локоть руку, извините, в задний проход (слава Богу, не себе), я стал большим поклонником Малкольма Макдауэлла. Так вот, в этом фильме ему компанию составляет такая же незакомплексованная дочка Клауса Кински Настасья. Так что скучно Вам не будет. Это одноименный ремейк фильма Жака Турнера 1942 года.
38. «М» (M), 1931, режиссер Фриц Ланг.
Один из самых сильных фильмов прошлого века. Вроде бы ни сюжет, ни режиссура, ни актерская игра, ни декорации не впечатляют. Но дело в том, что в то время показывать на большом экране маньяка, убивающего без всякого смысла маленьких детей, было большой смелостью. А со стороны Питера Лорре, сыгравшего существовавшего в реальности серийного убийцу, это вообще был подвиг. Какой режиссер впоследствии пригласил бы его в свой фильм, если зрители всегда отождествляли бы его с маньяком из этой картины? Благо, Лорре пронесло, и он сделал неплохую кинокарьеру.
39. «МАНЬЧЖУРСКИЙ КАНДИДАТ» (The Manchurian Candidate), 1962, режиссер Джон Франенхаймер.
Политический триллер с фантастическим оттенком, рассказывающей о сомнительных операциях правительства США во время войны в Корее. Учтите, что тогда еще не было Уотергейтского скандала, так что сюжет был довольно смелым. Похожий фильм «Лестница Джейкоба» в 1990 году снял Эдриан Лайн. Уже в нынешнем веке был снят глуповатый ремейк.
40. «МАНЬЯК» (Maniac), 1980, режиссер Уилльям Ластиг.
Культовый малобюджетный фильм про психопата, насыщенный как потрясающей жесткостью, так и медленными вставками переживаний и моральных раздумий маньяка. Грим и спецэффекты Тома Савини выглядят чрезмерно натуралистичными.
41. «МАСКА ДЕМОНА» (La Maschera Del Demonio), 1960, режиссер Марио Бава.
Классический готический фильм ужасов, поставленный по повести Гоголя «Вий» и наполненный всеми без исключения ингредиентами, присущими жанру. Можно смотреть и конспектировать, что многие режиссеры впоследствии и делали.
42. «МИЗЕРИ» (Misery), 1990, режиссер Роб Райнер.
Однозначно, лучшая экранизация произведения Стивена Кинга. Игра актрисы Кэти Бейтс не поддается описанию. Именно после этой роли она вошла в мир большого кино.
43. «МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ» (The Silence Of The Lambs), 1991, режиссер Джонатан Демме.
Самый известный фильм, наряду с «Основным инстинктом» (1992), последнего десятилетия двадцатого века. Хотя, на мой взгляд, заслуга в успехе принадлежит исключительно Энтони Хопкинсу. Первая экранизация романа Томаса Харриса, вышедшая в 1986 году, ничем в режиссерском плане не отличалась от работы Джонатана Демме.
44. «МУМИЯ» (The Mummy), 1932, режиссер Карл Фройнд.
Классический фильм ужасов студии «Universal». Из множества последующих экранизаций эту картину выделяет отличная игра и грим Бориса Карлоффа. Избегайте четырех глупых компьютеризированных фильмов про мумию, начало которым положил в 1999 году Стивен Соммерс.
45. «МУХА» (The Fly), 1986, режиссер Дэвид Кроненберг.
Несмотря на то, что оригинал 1958 года также был цветным, я выделил этот ремейк, в котором мне запомнились Джефф Голдблюм и отличные спецэффекты Криса Уоласа, севшего в режиссерское кресло продолжения в 1989 году. В оригинале снимался Винсент Прайс.
46. «НАМЕРТВО СВЯЗАННЫЕ» (Dead Ringers), 1988, режиссер Дэвид Кронеберг.
Традиционно сложный и иногда не очень приятный фильм режиссера, привлекающий внимание необычностью темы и превосходной игрой Джереми Айронса в роли братьев-близнецов.
47. «НОСФЕРАТУ-СИМФОНИЯ УЖАСА» (Nosferatu, Eine Symphonie Des Grauens), 1922, режиссер Фридрих Вильгельм Мурану.
Недаром этому шедевру посвящен недавний фильм Элиаса Мериджа «Тень вампира». Фигура Макса Шрека действительно выглядит очень загадочной. Можно посмотреть в познавательных целях.
48. «НОЧЬ ЖИВЫХ МЕРТВЕЦОВ» (Night Of The Living Dead), 1968, режиссер Джордж Ромеро.
Классика фильмов о зомби. В то время так снимать было не принято. Реализм необыкновенный. По сути, это единственный фильм Ромеро, на котором держится вся его репутация сильного режиссера фильмов ужасов. Хотя на самом деле больше хороших фильмов он не снял, как и Кен Кизи кроме «Полета над гнездом кукушки» больше ничего стоящего не написал.
49. «НОЧЬ СТРАХА» (Fright Night), 1985, режиссер Том Холланд.
Подростковый фильм про вампиров, привлекший внимание в первую очередь превосходными спецэффектами Джона Бруно и Майкла Лантьери, а также непринужденностью повествования. Вроде бы фильм ужасов, а не страшно. Естественно, было снято не менее удачное продолжение.
50. «НУЖНЫЕ ВЕЩИ» (Needful Things), 1993, режиссер Фрезер Кларк Хестон.
Сын отличного актера Чарльтона Хестона отметился этим превосходным режиссерским дебютом по роману Стивена Кинга. Очень хорош не только сюжет, но и игра Макса Фон Сюдова. Фильм для головы, а не для глаз.
Смотрите документальный фильм «Прекрасная и ужасная жизнь Лени Рифеншталь» (Die Macht der Bilder: Leni Riefenstahl, 1993), посвященный самой знаменитой нацистской женщине-режиссеру, в чьей квартире Эрик Мария Ремарк в 1929 году написал свой самый известный роман «На Западном фронте без перемен».

 


(продолжение)