Актер родился 14 апреля 1904 года в Лондоне, Англия.
Умер 21 мая 2000 года в Уоттон Андервуде, Эйлсбери, Бэкингемшир, Англия,
от естественных причин. Рост 181 см. Богатый баритон. Выдающийся крючковатый
нос, придававший ему характерный профиль.
Джон Гилгуд учился в Школе актерского мастерства Леди Бенсон и RADA в
Лондоне. Наиболее известный своими шекспировскими ролями в театре, он
впервые сыграл Гамлета в возрасте 26 лет. Он работал под опекой Лилиан
Бэйлисс с другом и коллегой-исполнителем Лоуренсом Оливье и другими современниками
Национального театра в «Олд Вик» в Лондоне. Дебютировал на экране в 1924
году. Премия «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана за «Артура»
(1981), номинация на премию «Оскар» за «Беккета» (1964).
Сэр Джон Гилгуд был выдающимся и плодовитым актером, который считается
одним из лучших актеров своего поколения. Выпускник Королевской академии
драматического искусства в Лондоне, он сыграл своего первого Гамлета в
1930 году и быстро зарекомендовал себя как один из самых выдающихся интерпретаторов
Шекспира своего времени, а также уважаемый режиссер. Он дебютировал на
экране в 1924 году в фильме «Кто этот мужчина» (1924) и появился в «Секретном
агенте» Альфреда Хичкока (1936), а также в нескольких шекспировских адаптациях,
таких как «Юлий Цезарь» (1953) и «Ричард III» Лоуренса Оливье (1955).
С конца 1960-х годов он все чаще появлялся в характерных ролях. Другие
работы в кино включают: «Беккет» (1964); «Атака легкой кавалерии» (1968);
«О, что за чудесная война», завоевав репутацию великого актера. В сезоне
1930 года Гилгуд впервые сыграл главную роль в «Гамлете» Уилльяма Шекспира,
вошедшем в историю театра, поскольку это был первый раз, когда английский
актер моложе 40 лет играл эту роль в Вест-Энде. Благословен тем, что Лоуренс
Оливье под названием «Голос, покоривший мир», Гилгуд произвел революцию
в этой роли своей скоростью исполнения. Развивая свою интерпретацию «Гамлета»
в последующих постановках на протяжении многих лет, он, как правило, был
признан величайшим Гамлетом своего поколения и 20-го века, а его способности
к роли соперничали только на сцене с Джоном Бэрримором. Но именно его
«Гамлет» 1930-х годов и его исполнение главной роли в шекспировском «Ричарде
Третьем», еще одной роли, которую он сам создал, принесли ему репутацию
главного шекспировского актера в Англии. Вдохновленная выступлениями Гилгуда,
женщина написала под псевдонимом Гордон Давио специально для него пьесу
«Ричард Бордоский», а он снялся в ней и поставил ее. «Ричард Бордоский»
имел кассовый успех и сделал его знаменитостью. Огромный финансовый успех
спектакля означал, что Гилгуд мог ставить классику в Вест-Энде. Новатор,
Гилгуд стал пионером системы театральных трупп. Он также поощрял новое
поколение актеров, в том числе Лоуренса Оливье, Энтони Куэйла и Алека
Гиннесса, который, как сообщается, видел его в «Ришаре Бордоском» пятнадцать
раз.
Театральная карьера сэра Джона Гилгуда длилась 64 года: от роли в лондонской
постановке 1924 года «Постоянная нимфа» до постановки 1988 года «Сэр Сидней
Кокерелл: Лучшие друзья», а также карьера в кино, начавшаяся в 1924 году
и завершившаяся незадолго до его смерти. Он сыграл своего первого Гамлета
в Лондоне в 1930 году, и многие провозгласили его Гамлетом своего поколения
(а, оглядываясь назад, и века). В 1965 году его шекспировский диалог «Века
человека» принес ему премию «Тони» на Бродвее. Великий актер, лучше всего
сыгравший классические роли, даже получил премию «Оскар» за лучшую мужскую
роль второго плана, сыграв нетипично дворецкого в комедийном хите «Артур»
(1981). Он родился в семье Францишека Хенрика Гилгуда, биржевого маклера,
и его жены Кейт Терри. Его отец был польского происхождения, с далекими
литовскими корнями, а мать была англичанкой и из актерской семьи. Его
прабабушка по отцовской линии, Аниела (в девичестве Васинская) Аспергер,
была шекспировской актрисой в Польше, а его бабушка по материнской линии,
Кейт Терри, сыграла Корделию в возрасте 14 лет. Также по материнской линии
его двоюродный дедушка Фред Терри стала звездой театра, играя роль Скарлет
Пимпернель, а сестра Фреда, Эллен Терри, великая актриса театра, прославившаяся
как главная героиня Генри Ирвинга, приходилась ему двоюродной бабушкой
(брат Гилгуда, Вэл, стал главой радио BBC в 1950-х годах). Джон Гилгуд
посещал подготовительную школу Hillside, где он получил свой первый сценический
опыт в роли Шейлока Шекспира и Шалтая-Болтая, а затем перешел в Вестминстерскую
школу в Лондоне. Он часто прогуливал школу, чтобы посетить спектакли балета
Дягилева. Ему было 17 лет, когда он дебютировал как профессиональный актер
в «Олд Вик» в 1921 году, сыграв французского герольда в «Генрихе V». В
следующем году его двоюродная сестра Филлис Нилсон-Терри наняла его помощником
режиссера и дублером в «Колесе». Продолжая свою сценическую карьеру, он
изучал актерское мастерство в Драматической академии леди Бенсон, а затем
в течение года посещал Королевскую академию драматических искусств (RADA).
В своем первом кинофильме он появился в 1924 году в немом фильме «Кто
такой мужчина». Первой крупной ролью Гилгуда на лондонской сцене стала
партия Трофимова в чеховском «Вишневом саде». В 1924 году он дублировал
Ноэля Коварда в «Вихре» и «Неизменной нимфе», роли, которые он впоследствии
взял на себя. Во время показа «Постоянной нимфы» Гилгуд познакомился с
актером Джоном Перри, у которого была второстепенная роль в фильме Эйвери
Хопвуда «Золотоискатели» с Таллулой Бэнкхед в главной роли. Гилгуд и Перри
полюбили друг друга, и Перри отказался от своей бесперспективной сценической
карьеры, чтобы жить с Гилгудом в его квартире в Ковент-Гардене. Впоследствии
Гилгуд присоединился к труппе Дж. Б. Фэгана, которая выступала в Оксфорде
и Вест-Энде, как назывался коммерческий театральный район Лондона. В 1929
году Лилиан Бэйлис пригласила его присоединиться к «Олд Вик», и в течение
следующих двух сезонов он сыграл все основные роли. Во время Второй мировой
войны Гилгуд оказался наставником молодого демобилизованного военнослужащего
Королевских ВВС Ричарда Дженкинса, который в одночасье стал звездой в
постановке Гилгуда «Леди не для сжигания» под именем Ричарда Бартона.
Эти двое оставались друзьями на всю жизнь. Гилгуд руководил Бартоном в
его памятной нью-йоркской постановке 1964 года «Гамлет». Гилгуд был известным
трудоголиком и целеустремленно сосредоточился на своем ремесле. Беверли
Николс рассказала, как Гилгуд вернулся из деревни в конце 1939 года, нагруженный
газетами и с обеспокоенным видом. На вопрос, объявлена ли, наконец, война
Германии, Гилгуд ответил: «О, я ничего об этом не знаю. Представленный
театральным агентством HM Tennent, управляющим директором которого был
знаменитый Хью Бомонт, Гилгуд утратил романтические привязанности Джона
Перри к Бомонту (они были преданной парой до самой смерти Бомонта). Во
время Второй мировой войны, действуя без ведома Гилгуда, Бомонт добился
освобождения от военной службы для Гилгуда, который ожидал призыва, но
был вынужден довольствоваться тем, что был начальником пожарной охраны
в Лондоне. В послевоенном театре Гилгуд отказался от романтических ролей,
сделавших его звездой кассового проката, в пользу характерной работы.
В этом направлении на него повлиял 25-летний Питер Брук, который поставил
его в пьесе Шекспира «Мера за меру». Другой великий Питер, Питер Холл,
который основал Королевскую шекспировскую труппу, а затем сменил Лоуренса
Оливье на посту директора Национального театра, поставил Гилгуда в роли
Просперо в «Буре» в 1973 году, первой постановке, которую он поставил
для NT на Южном берегу. Он стал сэром Джоном Гилгудом, когда ему было
присвоено рыцарское звание в списке почестей коронации в июне 1953 года.
К этому времени у него начались долгосрочные отношения с Полом Ансти.
21 октября 1953 года Гилгуд был арестован в Челси за подстрекательство
к гомосексуальному акту в общественном туалете. На следующее утро его
привлекли к суду, он признал себя виновным, извинился перед судом и был
оштрафован на десять фунтов стерлингов. Он представился полиции как «Артур
Гилгуд, 49 лет, клерк с Коули-стрит, Вестминстер». Гомосексуальность была
запрещена законом в Великобритании, и Гилгуд назвал свое менее распространенное
имя при рождении и фальшивую должностную инструкцию в надежде, что пресса
не пронюхает о его ущемлении. Он продолжал восстанавливать свою репутацию
в 1970 году, когда появился в «Доме» Дэвида Стори, и в 1976 году, когда
он появился в «Ничейной зоне» Гарольда Пинтера. Вместе с его восстановленной
репутацией в 1977 году ему было присвоено звание Почетного компаньона.
Возрождение его карьеры было подтверждено получением премии «Оскар» за
лучшую мужскую роль второго плана за фильм «Артур» (1981). Хотя он снялся
примерно в 80 фильмах, его высокомерный характер не сделал его популярным
или особенно выдающимся киноактером, за исключением блестящей роли Кассия
в экранизации «Юлия Цезарь» (1953) и его жемчужины камео в роли Кларенса
в опере Лоуренса Оливье «Ричард III» (1955). Его гений остался привилегированным
для сцены. В середине 1930-х годов он даже отклонил предложение Александра
Корды экранизировать его великого «Гамлета». Как восхваляла «Таймс» после
его смерти: «В уникальной степени его величайшие выступления совпадали
с величайшими пьесами». Джон Гилгуд встретил свою последнюю любовь, Мартина
Хенслера, на выставке в галерее Тейт в 1960-х годах. Они поддерживали
связь, и шесть лет спустя Хенслер переехал к Гилгуду. Они оставались парой
более 30 лет до смерти Гилгуда. Несмотря на огласку, окружавшую его арест
в 1953 году и легализацию гомосексуализма в Великобритании в 1967 году,
Гилгуд не говорил публично о своей сексуальной ориентации, поэтому предприняла
попытку помешать прессе узнать об инциденте, но журналист Evening Standard
в то утро был в суде. Публично униженный, Гилгуд беспокоился о том, как
отреагирует публика Вест-Энда, когда он в следующий раз появится на сцене.
Гилгуду посоветовали не искать работу в Соединенных Штатах в течение как
минимум четырех лет, поскольку американские иммиграционные власти, скорее
всего, откажут ему во въезде. В письме Лилиан Гиш в то время (не раскрыто
до его смерти) Гилгуд сказал ей, что, возможно, ему следовало покончить
жизнь самоубийством. В то время как Бинки Бомонт изначально выступала
за то, чтобы Гилгуд не появлялся на доске объявлений, брат Гилгуда Вэл,
тогдашний глава радио BBC, пригрозил гомосексуалисту Бомонту разоблачением,
если он будет удерживать своего брата от актерской деятельности. Бомонт
созвал конференцию своих друзей, чтобы определить, как лучше всего справиться
с кризисом, поскольку Гилгуд должен был открыть пьесу Н. К. Хантера «День
на море» в Вест-Энде, которую он также режиссировал. В «военный совет»
вошли Лоуренс Оливье, его жена Вивьен Ли, Ральф Ричардсон и Глен Байам
Шоу, который руководил Мемориальным театром Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне.
Только Оливье советовал ему отложить спектакль; остальные убеждали его
продолжать. Гилгуд прислушался к совету большинства и приступил к постановке.
При выходе на сцену в первый вечер зал был обрушен овациями. За пределами
театра пресса разожгла общественную реакцию по поводу «гомосексуальной
угрозы». Среди гей-сообщества театра были опасения, что полиция примет
жесткие меры, и ведущий хореограф Фредерик Эштон сказал о Гилгуде: «Он
испортил все нам». Его возлюбленный Пол Ансти был так напуган, что сжег
все свои письма. Официальный биограф Гилгуда Шеридан Морли, который воздерживался
от публикации своей официальной биографии до смерти Гилгуда, чтобы не
поднимать тему ареста и сексуальной ориентации Гилгуда при его жизни,
считает, что арест Гилгуда и шумиха в прессе, вероятно, были частью организованной
кампании против гомосексуализма, которая гноилась в Британии еще накануне
Второй мировой войны. К середине 1950-х годов традиционная английская
сцена находилась в состоянии стагнации, столь же подверженной восстаниям,
как и театр в 1930-х годах, когда игра и режиссура Гилгуда свергли старый
порядок. Попытка Гилгуда в шекспировском «Короле Лире» в 1955году оказалась
неудачной, а его стиль игры вышел из моды после театральной революции,
ознаменованной постановкой Королевского двора в мае 1956 года Джона Осборна
«Оглянись во гневе». В отличие от Оливье, который заново открыл себя,
сыграв Арчи Райса в фильме Осборна «Развлекатель» (режиссер-стойкий приверженец
кухонной мойки Тони Ричардсон), приближалась эра восстания против культурного
истеблишмента, которая сделала нынешних львов сцены устаревшими. Это был
новый мир, в котором Гилгуд чувствовал, что ему нет места. Гилгуд придерживался
того, что знал. Он создал сольный концерт шекспировских отрывков под названием
«Века человека» для Эдинбургского фестиваля 1957 года. Концерт оказался
чрезвычайно популярным, и он гастролировал с шоу в течение десяти лет,
выиграв специальную премию Тони в 1958 году за постановку шоу на Бродвее.
В 1960-х годах он потерпел заметную неудачу со своим «Отелло», и он не
добился успеха в постановке Питера Брука «Эдипа» 1968 года, двух ролях,
в которых Оливье преуспел. Лоуренс Оливье, когда-то его помощник, к этому
времени считался величайшим актером английского языка, если не мира. Он
стал первым актером, удостоенным дворянства, когда стал лордом Оливье
Брайтонским в 1970 году. Гилгуд, напротив, казался, как и их современник
Ральф Ричардсон, старомодным и отсталым от времени. Он был номинирован
на премию «Тони» за роль Джулиана в умышленно малоизвестной «Маленькой
Алисе» Эдварда Олби в 1965 году, но Гилгуд по-настоящему начал трансформироваться
в современного актера только после своего появления в фильме Тони Ричардсона.
Большая часть общественности не знала, что Гилгуд был геем. Хенслер, с
одобрения Гилгуда, успешно лоббировал, чтобы в программе 1988 года к пьесе
Хью Уайтмора «Лучший из друзей» говорилось, что он и Гилгуд были счастливой
парой на протяжении многих лет, но это не было опубликовано в прессе.
Эта пьеса стала последним появлением Гилгуда в театре. Гилгуд на десять
лет пережил своих великих современников Оливье и Ричардсона, «Трех рыцарей
сцены». Бенедикт Найтингейл писал в «Таймс» (2000) об этих троих, что
«Лоуренс Оливье был самым вспыльчивым и физически непостоянным, Ральф
Ричардсон-самым приземленным и самым причудливым, но Гилгуд был самым
вокально изысканным, интеллектуально элегантным и духовно здоровым». Шеридан
Морли, его биограф, сказал: «С 1917 года, когда он начал играть роли,
он никогда не оставался без работы более четырех недель». Просперо в «Буре»,
которую он позже написал для режиссера Питера Гринуэя в «Книгах Просперо».
Гилгуда можно рассматривать как сделавшего карьеру своего величайшего
помощника, Лоуренса Оливье, его единственного соперника за звание величайшего
шекспировского актера 20-го века, конкурс, который, по мнению большинства,
Гилгуд выиграл благодаря красоте его фразировок и более умной интерпретации.
Шекспира. Оливье обычно считался лучшим актером современных ролей. Великий
Ричард II (как и Гамлет), щедрый Гилгуд сделал возможным появление Болингброка
благодаря наставничеству молодого актера в Новом театре в сезоне 1935
года (где они чередовал роли Ромео и Меркуцио, при этом Гилгуд получил
лучшие отзывы), а также заново изобретя Шекспира для коммерческого театра
в 20 веке. Современная, обновленная шекспировская сцена охотно приняла
более физического Оливье. Директор сэр Питер Холл, восхваляя великого
человека, сказал. «Его работа в Vic в 1930-х годах, а затем в собственной
компании, была новаторской. Он не был актером старого образца, который
хотел, чтобы вокруг него были актеры низшего качества, чтобы выглядеть
звездой, что и происходило во многих компаниях. Он хотел быть среди людей,
которые были лучше, чем он. Он верил в такое смирение. Его компании были
очень счастливыми местами, с одним юмористическим свойством-подвижный
ум означал, что как режиссер он всегда менял его». Таким образом, величайшим
наследием Гилгуда была его работа в качестве актера-менеджера в 1930-х
и 1940-х годах, в то время, когда коммерческий театр Вест-Энда был в целом
легкомысленным, а его Шекспир так же застрял в янтаре, как постановка
Д'Ойли Карт оперетты Гилберта и Салливана. Гилгуд создал классические
труппы, которые заложили основы великого возрождения британского театра,
который расцвел после войны, заложив основу в Новом театре в 1935 году,
в Королевском театре в сезонах 1937-38 года и в Хеймаркете в 1944 году.
Труппы, представленные в репертуаре Шекспира, Шеридана, Конгрива и Чехова,
а также его покровительство команде дизайнеров Мотли заново изобрели облик
британской театральной постановки. Помимо Оливье, который впоследствии
основал Национальный театр, Джордж Дивайн основал в 1956 году компанию
English Stage Company. Без Гилгуда такие образцы современного английского
театра, как Королевская шекспировская компания и Национальный театр, вероятно,
не появились бы на свет. Перси Харрис, один из команды театральных дизайнеров
Motley, сказал: «Я думаю, что он в одиночку вернул английский театр на
карту мира. Оливье получает всю славу, а Джон-нет, что, я думаю, является
знаком врожденной скромности Джона». За свою карьеру Гилгуд написал множество
книг, начиная с автобиографии 1939 года под названием «Ранние стадии».
За этим последовали «Джон Гилгуд: биография актера в картинках» в 1952
году, «Режиссуры» в 1963 году, «Выдающаяся труппа» в 1972 году, новая
автобиография «Актер в свое время» в 1979 году, «Назад Взгляды: Часть
первая, Время для размышлений: Часть вторая, Выдающаяся компания» в 1989
году, «Научите себя» в 1990 году и учебник для шекспировских актеров «Шекспир-хит
или промах» в 1991 году. В 1994 году была опубликована книга «Записки
богов: развлечения двадцатых годов», основанная на аннотированных театральных
программах Гилгуда из лондонских театральных постановок 1919-25 годов.
Гилгуд и Хенслер жили вместе в последние годы его жизни в своем загородном
доме South Pavilion в Уоттон-Андервуде, недалеко от Эйлсбери, Бэкингемшир,
где он умер «просто от старости» 21 мая 2000 года в возрасте 96 лет. Театр
Гилгуда и еще 12 участников «Действительно полезной группы» Эндрю Ллойда
Уэббера были затемнены на три минуты в честь кончины человека, признанного
величайшим шекспировским актером века. На небольшой поминальной службе
в Бэкингемшире сэр Алек Гиннесс, сэр Джон Миллс, дама Мэгги Смит и лорд
Ричард Аттенборо были среди тех, кто почтил легендарного актера. Позже
его тело было кремировано на церемонии, свидетелями которой стала небольшая
группа самых близких ему людей. Через год после смерти Гилгуда архив писем,
описывающих его личную и профессиональную жизнь, был завещан нации и размещен
в Британской библиотеке. «Стиль», как однажды сказал Гилгуд, «это знать,
в какой пьесе ты играешь».
Один из 15 человек, которые получили на конкурсной основе хотя бы одну
из всех четырехосновных наград в сфере развлечений: «Эмми», «Грэмми»,
«Оскар» и «Тони». Другими лауреатами являются Ричард Роджерс, Хелен Хейс,
Рита Морено, Одри Хепберн, Марвин Хэмлиш, Джонатан Туник, Мел Брукс, Майк
Николс, Вупи Голдберг, Скотт Рудин, Роберт Лопес, Джон Ледженд, Эндрю
Ллойд Уэббер и Тим Райс. Был первоначальным источником вдохновения Джоан
Роулинг для создания персонажа Альбуса Дамблдора. Его назвали, пожалуй,
величайшим «Гамлетом» века. Он считал, что животных нельзя эксплуатировать.
Он особенно любил птиц и присоединился к кампании PETA против индустрии
фуа-гра в начале 1990-х годов, рассказывая видеоролик PETA, разоблачающий
принудительное кормление гусей и уток. Многие повара и рестораторы, посмотревшие
это видео, исключили фуа-гра из своих меню. Он дважды получал награду
PETA «Гуманитарий года»-в 1994 и 1999 годах. Лоуренс Оливье, признавая
мастерство Гилгуда в стихах Шекспира (хотя он критиковал его за то, что
он слишком напоминал песню), сказал, что Гилгуд обладал голосом, «который
покорил мир». Трехкратный обладатель премии «Тони», он 15 раз украшал
бродвейские постановки в качестве живого исполнителя в период с 1928 по
1976 год, но ни разу не получил актерской премии «Тони». Он был дважды
номинирован на лучшую мужскую роль: за «Маленькую Алису» Эдварда Олби
и за «Дом» Дэвида Стори. Именно как режиссер он был удостоен награды «Тони»
1961 года как лучший режиссер за фильм «Большая рыба, маленькая рыбка».
Поставив в общей сложности 15 бродвейских постановок с участием самого
себя или других людей, он также был номинирован на звание лучшего режиссера
в 1963 году за фильм Ричарда Б. Шеридана «Школа скандала». Он выиграл
еще две премии «Тони», специальную премию 1959 года «за вклад в театр
за его выдающееся понимание произведений Шекспира, продемонстрированное
в его моноспектакле «Века человека»», а также разделил награду 1948 года
за выдающиеся достижения за рубежом. Компания для фильма Оскара Уайльда
«Как важно быть серьезным», который он продюсировал, режиссировал и играл
главную роль. Однажды он игриво пошутил: «Ингрид Бергман свободно говорит
на пяти языках. И она не может играть ни на одном из них». В декабре 1998
года он умер раньше своего давнего любовника Мартина Хенслера (который
был почти на четыре десятилетия моложе Гилгуда). Его арест в 1953 году
за «подстрекательство к гомосексуальным действиям» в общественном туалете
был инсценирован в 2008 году в пьесе Николаса де Йонга «Чума над Англией».
Архивные кадры, на которых он в роли Гамлета, ненадолго появляются на
экране компьютера Итана Хоука в роли Гамлета в версии пьесы Шекспира 2000
года. Эта роль считается вершиной трагика, а Гилгуд был самым знаменитым
Гамлетом 20-го века, превзойдя даже Джона Бэрримора, Лоуренса Оливье и
Ричарда Бартона в признании за его сценическое изображение меланхоличного
датчанина. В 1986 году он был награжден специальной театральной премией
Лоуренса Оливье за заслуги перед театром. Снялся в трех фильмах. удостоенных
«Оскара» за лучший фильм года. Кроме этого, Гилгуд снялся еще в пяти фильмах,
номинированных на «Оскар» за лучший фильм года. Синяя мемориальная доска
в его честь находится на таунхаусе XVIII века на Коули-стрит в Вестминстере,
где он жил с 1945 по 1976 год. Будучи преподавателем в RADA, Джон Гилгуд
был известен своим строгим приверженцем дисциплины и требовал от своих
студентов 100 % самоотдачи. Он никогда не был женат и не имел детей. Всю
свою жизнь он посвятил актерскому мастерству. Претендовал на роли доктора
Ганса Фаллады и сэра Перси Хеселтина в картине «Жизненная сила» (1985).
На фото с Ральфом Ричардсоном на одной из восьми британских памятных почтовых
марок, посвященных 200-летию театра «Олд Вик», выпущенных 30 августа 2018
года. На марке изображены Гилгуд и Ричардсон в спектакле «Ничья земля»
1975 года. Другие исполнители, фигурирующие на марках этого набора-Лоуренс
Оливье, Гленда Джексон, Альберт Финни, Мэгги Смит, Шэрон Бенсон, Джуди
Денч, Джон Страйд и Ричард Бартон. Джон записал повествование для фильма
«Зелиг», но Вуди Аллен отказался от него, так как посчитал голос Джона
слишком величественным. Его рассматривали на эпизодическую роль сэра Майкла
Хьюза в «Метеорите» (1979). В конце концов, был выбран Тревор Ховард.
Имел небольшие роли в двух фильмах, которые получили «Оскар» как лучший
фильм года: «Огненные колесницы» (1981) и «Ганди» (1982). Появился вместе
с Лоуренсом Оливье в постановке 1935 года «Ромео и Джульетта», в которой
он и Оливье чередовали роли Ромео и Меркуцио. Гилгуд получил лучшие отзывы
в главной роли Ромео, что побудило Оливье стать лучшим актером. Уилльям
Редфилд, сыгравший роль Гильдернстерна в сценической версии «Гамлета»
Ричарда Бартона, поставленной Гилгудом (экранизированная версия постановки
была выпущена в 1964 году, как «Гамлет»), написал в своих мемуарах 1967
года об этом событии: «Записки актера», что Гилгуд обладал энциклопедическими
знаниями о пьесе и мог играть любые ее части по памяти для своего состава,
когда он руководил постановкой. Он никогда не уходил из актерского мастерства
и работал вплоть до своей смерти в возрасте девяноста шести лет. Все его
номинации на «Оскар» и «Эмми» были получены во второй половине его карьеры,
после того как ему исполнилось 60 лет. В 1936 году он и Лесли Ховард появились
на Бродвее в «конкурирующих» постановках «Гамлета». Из этих двоих проект
Гилгуда оказался более успешным. В 1982 году он был награжден специальной
премией Лондонской вечерней театральной премии за заслуги перед театром.
Он был единственным актером, снявшимся в шекспировском фильме Лоуренса
Оливье («Ричард III», 1955) и Кеннета Браны («Гамлет», 1996). Он играл
Бенджамина Дизраэли в «Премьер-министре» (1941) и «Эдварде Седьмом» (1975).
Гилгуд заявил в своей автобиографии, что он отчаянно хотел получить роль
Хора в фильме Лоуренса Оливье «Король Генрих V» (1944). Он понимал, почему
Оливье не пригласил его на роль: когда они вместе играли в шекспировском
репертуаре в середине 1930-х годов, Гилгуд получил больше положительных
отзывов. Обладая прекрасным голосом, Гилгуд играл Шекспира традиционно,
стиль, который Оливье считал слишком близким к песне по сравнению с его
собственным революционным разговорным стилем. Когда Оливье был в большей
безопасности, он выбрал Гилгуда на роль Кларенса в «Ричарде III» (1955).
Сын Францишека Хенрика Гилгуда (1860-1949) и Мейбл Терри-Льюис (1868-1958).
Брат Вэла Гилгуда. Посвящен в рыцари в Списке почестей коронации 1953
года и стал почетным кавалером в Списке почестей ко Дню рождения королевы
1977 года. Выиграл премию «Тони» в 1961 году за лучшую режиссуру пьесы
«Большая рыбка, маленькая рыбка». Его бабушка и дедушка по отцовской линии,
Адам Ежи, Константин Гилгуд и Леонтина Аниэла Ашпергер, были поляками
(Адам также имел дальние литовские корни, семейная фамилия изначально
была Гельгаудас). Мать Леонтины, Анэла Васинская Ашпергер, была известной
польской актрисой театра. Его бабушка и дедушка по материнской линии,
Артур Джеймс Льюис и Кейт Терри, были англичанами, а Кейт также была известной
актрисой. Весьма критично относился к Клоду Рейнсу, когда тот уезжал в
Америку и Голливуд. В декабре 1996 года королева Елизавета II наградила
его орденом «За заслуги» за выдающийся вклад в искусство. Сыграл за свою
карьеру трех Пап. Он появился в двух разных экранизациях пьесы Уилльяма
Шекспира «Юлий Цезарь», причем, сыграв разные роли. Некоторые гонорары
актера: «Война и воспоминание» (1988)-300 тысяч долларов, «Романтика в
Восточном экспрессе» (1985) и «Дама с камелиями» (1984)-по 100 тысяч,
«Скандальный» (1984)-260 тысяч, «Далекие шатры» (1984)-200 тысяч, «Вагнер»
(1983)-48 тысяч фунтов стерлингов.
Выборочная фильмография:
X