Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


ХОСЕ ФЕРРЕР
(Jose Ferrer)

Актер родился 8 января 1912 года в СанХуане, Пуэрто-Рико. Умер 26 января 1992 года в Корал-Гейблсе, штат Флорида, США от рака толстой кишки. Рост 178 см. Четыре раза был женат, имел шестерых детей. Первой женой была известна актриса и педагог актерского мастерства Ута Хаген (1938-48). Запомнился своей ролью Сирано де Бержерак. Отличительная, членораздельная речь. Богатый, ровный голос. Проколото левое ухо.
Хосе Феррер-пуэрториканский актер и кинорежиссер. Он получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль главного героя в фильме «Сирано де Бержерак» (1950). Феррер был первым пуэрториканским актером, получившим премию, а также первым латиноамериканским актером, получившим премию «Оскар». Феррер родился в 1912 году в Сан-Хуане, столице Пуэрто-Рико. Основанный как испанский колониальный город в 1521 году, Сан-Хуан является третьей старейшей столицей в Америке после Санто-Доминго (основанного в 1496 году) и Панама-Сити (основанного в 1521 году). Отцом Феррера был Рафаэль Феррер, юрист и писатель, родившийся и выросший в Сан-Хуане. Матерью Феррера была Мария Провиденсия Синтрон, уроженка прибрежного города Ябукоа. Дедушкой Феррера по отцовской линии был доктор Габриэль Феррер Эрнандес, который выступал за независимость Пуэрто-Рико от Испанской империи. Семья Феррер переехала в Нью-Йорк в 1914 году, когда Хосе было два года. Будучи школьником, Феррер получил образование за границей в Institut Le Rosey, престижной школе-интернате, расположенной в Ролле, Швейцария. В 1933 году Феррер был зачислен в Принстонский университет, расположенный в Принстоне, штат Нью-Джерси. Он изучал архитектуру и написал дипломную работу о французском натурализме и литературных произведениях испанской писательницы-натуралиста Эмилии Пардо Базан (1851-1921). В 1934 году Феррер перешел в Колумбийский университет, где изучал романские языки. В 1934 году, еще будучи студентом колледжа, Феррер дебютировал в театре Лонг-Айленда. В 1935 году его наняли постановщиком в Suffern Country Playhouse. Позже, в 1935 году, Феррер дебютировал на Бродвее в комедийной пьесе Дэймона Раньона (1880-1946) и Говарда Линдси (1889-1968) «Небольшое убийство». В этой постановке спектакля было проведено 69 спектаклей, во всех из которых появился Феррер. Большим успехом Феррера как бродвейского актера стала игра в пьесе Джона Монкса-младшего (1910-2004) и Фреда Ф. Финклхоффе (1910-1977) «Брат Крыса». С 1936 по 1938 год в спектакле было показано 577 представлений. Среди его последующих театральных появлений наиболее успешными были постановки «Дочерей Мамбы» (1938), в которых было показано 163 спектакля, и «Тетя Чарли» (1940-41), которой дал 233 выступления. Его роль в «Тетушке Чарли» потребовала от него выступления в костюме впервые в его карьере. Феррер добился одного из величайших театральных успехов в своей карьере, сыграв злодея Яго в бродвейской постановке «Отелло» Уилльяма Шекспира. В постановке было показано 296 спектаклей, продолжавшихся с 1943 по 1944 год. Свою самую известную роль Феррер сыграл в роли исторической фигуры Сирано де Бержерака (1619-1655) в бродвейском сезоне 1946-47 годов. За эту роль Феррер получил в 1947 году премию «Тони» за лучшую мужскую роль в пьесе. Дебют Феррера в кино состоялся в цветной эпопее «Жанна д'Арк» (1948). Он сыграл исторического монарха Франции Карла VII (1403-1461), правителя, которому служила Жанна д'Арк во время Столетней войны. За свою дебютную роль Феррер был номинирован на премию Академии за лучшую мужскую роль второго плана. Вместо него награду получил актер-соперник Уолтер Хьюстон (1883-1950). Успех Феррера как киноактера помог ему получить больше ролей в фильмах голливудского производства. Он сыграл «гладко говорящего гипнотизера Дэвида Корво» в фильме-нуар «Водоворот» (1949) и диктатора Рауля Фарраго в фильме-нуар «Кризис». Пиком карьеры стала экранизация пьесы «Сирано де Бержерак», где он сыграл главную роль. За эту роль он получил премию Американской киноакадемии за лучшую мужскую роль. Следующей его успешной у критиков ролью стала роль художника Анри де Тулуз-Лотрека (1864-1901) в исторической драме «Мулен Руж» (1968). За эту роль Феррер вновь был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль. Вместо этого награду получил актер-соперник Гари Купер (1901-1961). Фильм также ознаменовал финансовый успех Феррера, который получил 40 % прибыли от фильма. Феррер также появлялся в других кассовых хитах 1950-х годов, таких как мюзикл «Мисс Сэди Томпсон» (1953), драме на военно-морскую тему «Мятеж Кейна» (1954) и биографическом фильме «Глубоко в моем сердце» (1954). Феррер также хотел стать кинорежиссером. Его режиссерский дебют состоялся в фильме-нуаре «Сорокопут» (1955). Его последующие режиссерские работы включали военный фильм «Герои-ракушки» (1955), фильм-нуар «Великий человек» (1956), биографический фильм «Я обвиняю!» (1958) и комедийный фильм «Дорогая цена любви» (1958). Несмотря на то, что некоторые из этих фильмов по-прежнему были хорошо приняты критиками, они потерпели неудачу в прокате. Он взял перерыв в съемках фильмов. Феррер предпринял попытку вернуться в качестве кинорежиссера с продолжением фильма «Возвращение в Пейтон-Плейс» (1961) и музыкального фильма «Государственная ярмарка» (1962). Оба фильма потерпели кассовый провал. Как актер Феррер сыграл второстепенную роль турецкого бея в исторической драме «Лоуренс Аравийский» (1962). Хотя роль Феррера была относительно незначительной, он считал ее лучшей в своей кинокарьере. На телевидении Феррер получил заметную роль рассказчика в пилотном эпизоде популярного ситкома «Заколдованные» (1964-1972). В кино Феррер стал играть преимущественно роли второго плана. Он ненадолго вернулся к роли Сирано де Бержерака во французском приключенческом фильме «Сирано и д’Артаньян». У него была еще одна заметная роль исторического монарха, сыграв Ирода Антипу, тетрарха Галилеи и Переи (годы правления 4 г. до н. э.-39 г. н. э.) в библейском эпосе «Величайшая история, когда-либо рассказанная» (1965). Феррер получил свою первую заметную роль в качестве актера озвучивания, сыграв злодея Бена Харамеда в рождественском фильме «Маленький мальчик-барабанщик» (1968). Но в это время у него начались проблемы с законом. Служба внутренних доходов обвинила Феррера в том, что он все еще задолжал налоги с 1962 года. В 1970-е годы у Феррера было много ролей в кино, но ярких моментов не было. В качестве актера озвучивания он озвучил Сирано де Бержерака в эпизоде шоу ABC Afterschool Special. В 1980-е годы Феррер снова сыграл монарха, сыграв падишаха-императора Шаддама IV в научно-фантастическом фильме «Дюна». Фильм представлял собой экранизацию романа Фрэнка Герберта (1920-1986) «Дюна» 1965 года, а Шаддам был одним из злодеев фильма. Это была одна из последних заметных ролей в долгой карьере Феррера. Феррер полностью ушел из актерской деятельности в 1991 году из-за растущих проблем со здоровьем. Последней его театральной работой стала постановка драмы о разрыве поколений «Разговоры с отцом». Феррер умер в 1992 году от колоректального рака. Ему было 80 лет. Он умер в Корал-Гейблс, Флорида, но был похоронен на кладбище Санта-Мария-Магдалена-де-Паццис в Старом Сан-Хуане, Пуэрто-Рико. Некоторые из его детей сделали собственную актерскую карьеру.
У него было пятеро детей от Розмари Клуни. Их первый сын, Мигель Феррер (будущий известный голливудский актер), родился в 1955 году. За ним последовала Мария, 1956 года рождения; Габриэль Феррер, 1957 год; Монсита Феррер, 1958 год; Рафаэль Феррер, 1960 год. Свободно говорил на английском, итальянском и испанском языках; также хорошо знал французский язык. Сыграл Яго вместе с Отелло Поля Робсона в бродвейской постановке 1943 года «Отелло», самой продолжительной шекспировской постановке в истории Бродвея. Рекорд остается не побитым и по сей день. В 1985 году он стал первым актером, получившим Национальную медаль искусств США. Разделяет с Фредриком Марчем, Хелен Хейс, Ингрид Бергман, Дэвидом Уэйном и Патрисией Нил звание первых лауреатов актерской премии «Тони», когда это ежегодное мероприятие было учреждено в 1947 году. В реальной жизни он проколол левое ухо в 1972 году в возрасте 60 лет по настоянию своей девушки (впоследствии и жены). Всю оставшуюся часть своей карьеры ему часто нравилось включать серьгу в роль, даже если в некоторых постановках это было анахронизмом. В «Федоре» (1978) в диалог даже включена шутка по этому поводу: «Не позволяй этой серьге обмануть тебя». Дядя Джорджа Клуни. Его награда за лучшую мужскую роль за фильм «Сирано де Бержерак» (1950) сделала его первым латиноамериканским актером, получившим премию «Оскар». Его семья участвовала в четырех популярных научно-фантастических сериалах. Хосе сыграл падишаха-императора Шаддама IV в «Дюне» (1984). Его сын Мигель Феррер появился в фильмах «Звездный путь 3: В поисках Спока» (1984) и «Робот-полицейский» (1987). Его младший сын, Рафаэль Феррер, озвучивал фильмы «Звездные войны: Рыцари Старой Республики» (2003) и «Звездные войны: Рыцари Старой Республики II: Лорды ситхов» (2004). Сам работал с тремя другими Сирано, сначала с Уолтером Хэмпденом для специального бенефиса. Позже он исполнил эту роль в прямом эфире напротив роли Кристиана в исполнении Кристофера Пламмера. Позже Пламмер не только сыграл Сирано, но и нанял Энтони Берджесса для написания того, что сейчас считается одним из лучших переводов пьесы. В «Сирано и д'Артаньян» (1964) Д'Артаньяна играет Жан-Пьер Кассель, сыгравший Сирано в «Возвращении мушкетеров» (1989). Выиграл три премии «Тони», две за лучшую мужскую роль: в 1947 году за «Сирано де Бержерак», роль, которую он воссоздал в нескольких последующих постановках, включая оскароносную роль в киноверсии «Сирано де Бержерак» (1950 ). Он снова выиграл в 1952 году за оригинальную бродвейскую постановку «Шрайк». Также в 1952 году он получил премию за лучшую режиссуру за три пьесы: «Шрайк», «Плакат» и «Шталаг 17». Позже он воссоздал свою роль и снял киноверсию «Шрайка» (1955). Он также был номинирован в 1958 году за соавторство номинированной на лучший мюзикл книги «О, капитан!». В 1947 году Фредрик Марч разделил с ним номинацию Тони. Марч был номинирован за спектакль «Много лет назад». Он и Жерар Депардье были номинированы на лучшую мужскую роль за роль Сирано. Один из тринадцати актеров, которые номинировались на «Оскар» за исполнение роли реальных королей. Посещал Принстонский университет в Принстоне, штат Нью-Джерси, который окончил в 1934 году. Там он выступал с клубом «Треугольник» Принстонского университета, среди выпускников которого были Джеймс Стюарт, Ф. Скотт Фицджеральд, Брук Шилдс. Самым известным его спектаклем была партия «Сирано де Бержерак». Он играл эту роль на сцене в 1946 и 1953 годах, в кино в 1950 году («Сирано де Бержерак»), получив за этот спектакль «Оскар» и в прямом эфире на телевидении в 1949 и 1955 годах. Он получил премию «Тони» за сценическое исполнение этой роли в 1947 году и является одним из девяти актеров, получивших премию «Тони» и «Оскар» за исполнение одной и той же роли на Бродвее и в кино. Он величайший Сирано на памяти, и он затмил всех других американских актеров, сыгравших эту роль, даже Уолтера Хэмпдена, который сделал это своей специальностью в период с 1923 по 1936 год, и Ричарда Чемберлена, сыгравшего эту роль в 1973 году. Имеет одного ребенка от Уты Хаген. В автобиографии имя их дочери «Летиция» означало счастье, а ее второе имя «Тайра» происходит от имени матери Уты. Талантливый пианист в детстве, он всю жизнь сохранял страсть к музыке, в последующие годы выступая в качестве оперного певца в Бруклинской музыкальной академии и в Опере Беверли-Хиллз. Начал сниматься в кино только через восемь лет после того, как стал признанной звездой Бродвея. В начале 1950-х годов, когда его видели в некоторых из его самых запоминающихся фильмов, он также играл главную роль и руководил четырьмя бродвейскими постановками почти одновременно оригинальными сценическими постановками «Шталаг 17», «Четыре плаката» и «Шрайк», а также возрождение «Двадцатого века» Бена Хекта и Чарльза Макартура в 1951 году. Сыграл Сирано де Бержерака на телевидении в четвертый и последний раз в анимационном фильме ABC Afterschool Special «Cyrano» (1974), для которого он озвучивал только Сирано. За особым бенефисом «Сирано де Бержерака» он появился лишь в первых четырех действиях. В финальной сцене, в которой Сирано постарел на 15 лет, роль сыграл Уолтер Хэмпден. Хэмпден играл эту роль в течение нескольких лет, так что это сотрудничество означало передачу эстафеты Ферреру, который стал следующим великим Сирано и впоследствии сыграет главную роль в первой англоязычной киноверсии пьесы. Играл старшую версию того же персонажа, что и его сын (Мигель Феррер сыграл младшую версию в фильме «Чтобы мы не забыли», 1981). Был первым выбором сценариста и режиссера Билли Уайлдера на главную роль в «Потерянном уик-энде» (1945). Студия хотела, чтобы главную роль сыграл Кэрри Грант или аналогичный кумир. Когда стало очевидно, что Paramount не даст зеленый свет фильму с Феррером в этой роли, Уайлдер сдался и стал искать звезду, но роль сочли слишком несимпатичной и была отвергнута большинством звезд-мужчин того времени. В конце концов, Уайлдер пригласил на эту роль Рэя Милланда. Неохотный Милланд, который неоднозначно относился к этой роли, чтобы не навредить своей карьере, получил «Оскар». Феррер отомстил пять лет спустя, получив свой собственный «Оскар» за фильм «Сирано де Бержерак» (1950). В 1951 году он сказал, что «всегда был против коммунизма», но признал, что был легковерен, отдавая свое имя «добрым делам», которые оказались коммунистическими фронтами. Продюсеры телесериала «Бэтмен» (1966) изначально хотели, чтобы он сыграл Джокера. Его племянник Джордж Клуни спустя десятилетия сыграл самого Бэтмена. Рассматривался на роль Эддисона Де Витта в фильме «Все о Еве» (1950), но вместо него был выбран Джордж Сандерс, получивший «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана за свою игру. Хосе Феррер-один из 10 исполнителей, получивших «Тони» и «Оскар» за одну и ту же роль, победив за «Сирано де Бержерака» (Тони, 1947, Оскар, 1950). За роль в картине «Лоуренс Аравийский» (1962) Хосе получил 50 тысяч долларов и автомобиль Porsche.

Выборочная фильмография:

X