Впервые мы встретились с Мерилин Монро в фильме Джозефа
Манкевича «Все о Еве», где она мелькнула скромной гостьей на вечеринке
у актрисы Марго Ченнинг и оказалась неразличимой в тени остроумной, злой
и блестящей Бэтт Девис. Поэтому наше настоящее знакомство с Мерилин состоялось
несколькими годами позже, когда в 1965 году вышла на экраны комедия Билли
Уайлдера «В джазе только девушки». Это была пародия на американский гангстерский
«черный фильм», мрачный и одновременно веселый фарс с гэгами и комическими
проверенными трюками, неувядающими в кино со времен их бабушки «Тетки
Чарлея». Мерилин Монро сыграла там певичку в дамском оркестре, хорошенькую
простушку, которая вместе с товарками поддается на уловки двух мужчин,
пробравшихся в их джазик в женском платье, и влюбляется в одного из них.
В фильме Уайлдера Мерилин делала то, что делала почти всегда: пела, дергаясь
в нервно синкопирующем ритме, показывала точеные ножки и зубы неправдоподобной
белизны, а заодно, конечно, дразнила своим легендарным бюстом, смутившим
воображение и покой не одного миллиона американцев. Мы смотрели на Мерилин
с любопытством и сожалением, потому что на экране впервые возник во плоти
один из мифов XX века и потому что Мерилин Монро, приняв смертельную дозу
снотворного, уже кончила счеты с жизнью и доконавшим ее Голливудом. Уже
отшумели споры журналистов, обсуждавших, кто она: глупая блондинка, не
связанное дурацкими условностями воплощение секса, символ девушки, победившей
разлагающееся буржуазное общество, или просто очередная Золушка, вынесенная
вверх капризным колесом голливудской фортуны. Уже Морис Золотое написал
знаменитую книгу о Мерилин и рассказал, как затянул Голливуд петлю на
ее горле, и уже Андрей Вознесенский написал в монологе мертвой Мерилин
Монро:
Я Мерлин, Мерлин.
Я героиня Самоубийства и героина.
Сегодня сквозь пелену сплетен, газетных россказней и грязной болтовни
можно разглядеть подлинное лицо актрисы и контуры ее трагической судьбы.
Настоящее имя Мерилин Монро-Норма Джин Бейкер Мортенсон; родилась она
1 июня 1926 года в Лос-Анжелосе, покончила с собой 4 августа 1962 года
в Брентвуде (штат Калифорния). Миф Мерилин и по сей день мешает понять,
что правда о ее жизни, а что вымысел для рекламы, но многое уже ясно.
Она выросла у чужих людей, кочуя от одних приемных родителей к другим
(их набралось двенадцать), в шесть лет ее изнасиловал «друг дома», в десять
она попала в сиротский приют. Потом работала на военном заводе, где ходили
по рукам фотографии обнаженной Мерилин. Вдохновившись их коммерческим
успехом и устав от нужды, она стала фотомодельершей-ее нагое тело украшало
обложки Плейбой календаря и оборот игральных карт. В таком качестве Мерилин
и попала в Голливуд сразу после войны. В Голливуде она появилась в то
время, когда пора так называемых «прикнопленных девочек» (pinup girls)
уже миновала. Они были рождены войной, когда американские солдаты, заброшенные
надолго в разные части света, мечтали об увольнении, родном городке и
«шикарной девчонке», с которой можно недурно провести время. Белокурая
и загадочная Рита Хейворд, темноволосая, длинноногая, демоническая Джейн
Рассел, уютная, лукавая «пышечка» Бетти Грейбл были ходким кино-товаром,
под стать жевательной резинке или арахисовому маслу, которым Америка заваливала
Европу. Карточки этих девочек легко было «прикнопить» к блиндажной стене
или в офицерском клубе. Потому-то их и прозвали pinup. В их фарватере
возникла Мерлин Монро и под таким артикулом была оприходована в голливудских
сметах. Успех Мерилин постепенно набирала маленькими ролями. В лихом и
бездарном мюзикле «Девочки из дансинга» (1947) Мерилин сыграла певичку
Пегги Мартин, развлекающую завсегдатаев бара сногсшибательным стриптизом
и глубокомысленной песенкой «Мне, как шляпа, нужен папа». Ее Пегги влюблялась
в славного парня из богатого респектабельного семейства, союзу влюбленных,
конечно, противились строгие и противные родительницы, но потом они, разумеется,
уступали своим непутевым чадам, и все кончалось безотказно действующим
добродетельным хеппи-эндом. Чаще всего Мерилин поначалу играла таких беззаботных
куколок, которые по-своему чистосердечны и милы, пленяют мужчин, поют,
пляшут и с неподдельным простодушием отправляются в постель к тому, кто
им по нраву. Именно так играла Мерилин разбитную подружку вернувшегося
из армии степенного семьянина в «Любовном гнездышке» (1950), такой была
в комедии «Давай поженимся», где Мерилин ошарашивала зрителя быстротой,
с которой меняла бикини на теннисные шорты, а купальник на вечернее платье
с гигантским декольте. Молоденькую Мерилин Голливуд беззастенчиво использовал
в рамках коммерческого «верняка», и она выполняла свои обязанности с полной
добросовестностью и усердием. Так, в действительно «Веселом развлечении»
Хокса (1952) Мерилин удачно показалась в роли дурочки-секретарши, которая
не умеет ни грамотно писать под диктовку, ни стенографировать, но с завидной
ловкостью заводит шашни с чудаковатым и знаменитым патроном-биохимиком.
Пожалуй, лишь в фильме «Заходите не стуча» Рей Бейкер снял ее в непривычном
амплуа-Мерилин сыграла няню-шизофреничку в заштатной нью-йоркской гостинице,
где она настолько «свихнулась» от долгого и тупого сидения с детьми, что
приняла за своего бывшего любовника незнакомого пилота (тот, конечно,
сразу попадал в ее сети) и чуть было не прикончила ночного сторожа, в
котором почемуто увидела своего отца. И как ни старалась Мерилин Монро
придать мало-мальски психологический рисунок этой роли, из ее затеи ничего
не вышло. В начале пятидесятых годов в амплуа Мерилин Монро обозначился
поворот: из нее стали делать комическую вамп а ля знаменитая голливудская
звезда Мэй Уэст, которая в тридцатые годы была олицетворением женского
своеволия и секса американского Запада. Именно в этом ключе старалась
сыграть Мерилин в картине Генри Хетуэя «Ниагара» развращенную красотку,
которая замужем за ветераном войны, нервным, угрюмым и психически неуравновешенным
человеком. Первые кадры фильма убеждали зрителя в том, что замученный
подозрениями в неверности жены ревнивый супруг вынашивает план, как ее
уничтожить, а потом на поверку оказывалось, что это его супруга вместе
с любовником замышляет убийство сумрачного ревнивца. В этой гиньольной
мелодраме, построенной на пресловутом «suspense» (напряжении), мастером
которого был Альфред Хичкок, Мерилин, вопреки ожиданиям, оказалась демоническим
синтезом «роковой женщины» типа Марлен Дитрих и секс-бомбы под стать Рите
Хейворт. Успех Мерилин Монро в «Ниагаре» превзошел все коммерческие прогнозы
продюсера. Мерилин поднялась на гребень волны только по одной причине:
центральной темой фильма стала тема рокового и гибельного женского тела.
И Мерилин была натурщицей этой темы буквально и фигурально. Пресса сразу
же зашумела вокруг «влажного эротизма» Мерилин Монро, обволакивающего,
как облако водяных брызг того самого Ниагарского водопада, возле которого
героиня «Ниагары» мучила своего незадачливого супруга. С «Ниагары» начался
миф Мерилин, он же ознаменовал начало ее личной трагедии. Мерилин очертя
голову устремилась навстречу славе и миллионам, и два следующих фильма,
естественно, пошли торной дорожкой «Ниагары». В фильме Говарда Хокса «Джентльмены
предпочитают блондинок» и в «Как подцепить миллионера» Жана Негулеско
она была полненькой блондинкой, которая охотится за богатыми мужчинами.
«Бриллиант-мой лучший друг»-пела она. Надо сказать, что Мерилин по мере
сил старалась разнообразить свое амплуа и как-то разрушить стереотип.
Так, у Негулеско она сыграла близорукую девушку, которая из кокетства
не носит очков и то и дело попадает впросак. В обоих фильмах Мерилин играла
героиню, для которой мужчина-удобная и нужная вещь, особенно если эта
«вещь» с тугим кошельком. Однако, в отличие от Джейн Рассел и Бетти Грейбл,
героине Монро недостает хитрости, упорства и ума, чтобы осуществить свои
хищные замыслы. Так в фильмах Хокса и Негулеско Мерилин смутно, эскизно
заявила внутреннюю актерскую тему-тему женской слабости и уязвимости,
которая прячется под личиной неотразимых и губительных чар. Вопреки трафарету
«девочки не промах», в ее героинях проглядывала душевная хрупкость, простодушная
наивность и внутренняя обреченность. Так исподволь Мерилин начала войну
с навязанным ей мифом. Мир Мерилин Монро уже не был миром легендарного
Запада с его культом мужской силы и безоглядного служения женщине. Мерилин,
по сути, играла то, на что ее обрек Голливуд-она играла порождение и жертву
американского общества потребления. Она отчаянно противилась голливудским
уловкам, отвергала бездарные сценарии, скандалила, но Голливуд цепко держал
ее в своих руках. В 1955 году Билли Уайлдер в «Семилетней мороке» столкнул
Мерилин Монро с Томом Эвеллом, актером с лицом забубенного пропойцы, сыгравшим
в фильме порочного и развращенного интеллектуала, который в любящей, наивной
и чувственной героине Мерилин как бы находит свое улучшенное «я». Однако
камера демонстративно вышучивала серьезность конфликта, обесценивала и
сводила его на нет старыми, рыночными цирковыми трюками. То, что осмеивал
фильм, Мерилин решила сделать жизненной программой. Она упорно занималась
самообразованием, приходя на съемки с томиком Пруста или Достоевского,
училась в «Актерской студии» Ли Страсберга, овладевала системой Станиславского,
брала частные уроки у Михаила Чехова, которого боготворила. Широковещательно
и дерзко заявила Мерилин о своем желании снять на собственные деньги «Братьев
Карамазовых» и сыграть Грушеньку. Но этот шаг Мерилин нарушал условия
игры: Голливуд хотел видеть в Мерилин только комическую секс-бомбу и потешался
над всеми попытками ее эмансипации. И когда в 1957 году роман Достоевского
был экранизирован, и притом бездарно, Марию Шелл нарочно предпочли Мерилин.
Немногие режиссеры Голливуда уважили желание Мерилин создать полнокровный
человеческий характер. Джошуа Логэн дал ей возможность в «Автобусной остановке»
сыграть маленькую, чувствительную и симпатичную певичку, эдакий автопортрет,
который был намеренно отмечен чертами личности Монро (самовыражение такого
рода входило в актерские заповеди, которые проповедовались в студии Ли
Страсберга). Полной противоположностью явился фильм с Лоуренсом Оливье
«Принц и певичка из бара», изящное развлекательное шоу на европейский
манер. Голливуд упрямо возвращал Мерилин в лоно комедии. Объективности
ради нужно признать, что в этом была не только коммерческая логика. Стихия
актрисы Мерилин Монро и в самом деле комедия. Свои лучшие роли она сыграла
в «Веселом развлечении» и «Автобусной остановке», лентах сугубо комедийных,
где Мерилин сумела создать героинь, похожих на саму себя.
У нее был подлинный комический талант, и прорывался он там, где тесные
и наглые шоры секс-бомбы можно было ослабить. Тогда человеческие качества
Мерилин в комической ситуации «работали» на нее. Комизм лучших героинь
Мерилин Монро это комизм доброй и славной девушки, по воле судьбы попавшей
в странные житейские обстоятельства, которые оборачиваются против нее
не трагической стороной, а нелепостью и абсурдностью. И если свести этот
комизм к формуле, то подлинная героиня Мерилин Монро-это обыкновенная
девчонка, поневоле попавшая впросак. Однако как раз эти роли Мерилин и
не хотела играть. Ее влекла к себе чеховская Ирина или женщины с дробным,
путаным психологическим миром, которые, вероятно, были не под силу ее
дарованию. Во всяком случае, когда после дурацкой комедии Джорджа Кьюкора
«Давай любить друг друга» (1960) ей представилась возможность сыграть
в «Неприкаянных» Джона Хьюстона, Мерилин снялась в роли Розалин Тейбер
и провалила ее. Артур Миллер в сценарии, написанном специально для Мерилин,
сделал Розалин Тейбер центральной героиней, женщиной, разделившей жизнь
трех траперов, которые в невадских горах промышляют ловлей диких лошадей
и сбывают их на консервы для собак. Хьюстон вместе с Миллером создали
социальный фильм, утопию вольницы, где сильные люди живут жизнью, свободной
от общественных пут, а на деле, подобно их жертвам, диким лошадям, также
заарканены обществом и превращены в отбросы. Фабула «Неприкаянных» держится
на том, что все герои фильма-старый ковбой Гейлорд Ленгленд, бывший пилот
Гвидо Делинни и мастер в родео Пирс Гоуленд-пережили семейную или любовную
катастрофу. Потерпела ее и Розалин. Мерилин предстояло сыграть женщину,
которую любят трое ее друзей, а она из сострадания и жалости тянется к
тому, кто сильнее других изувечен жизнью. Мерилин старалась изо всех сил
доказать зрителю, что она серьезная актриса, но, к сожалению, лучше всего
она оказалась в тех коротких эпизодах, когда не «старалась играть», а
была сама собой. В «Неприкаянных» рядом с человеческой и актерской значительностью
Кларка Гейбла, Монтгомери Клифта и Эли Уоллаха Мерилин оказалась анемичной,
«одноклеточной», плоской. И хотя «Неприкаянные» был самым доходным ее
фильмом (750 тысяч долларов плюс 15% с проката), Мерилин понимала, что
это провал. Вдобавок во время съемок фильма произошел разрыв между ней
и ее третьим мужем Артуром Миллером, который был для нее символом интеллектуальной
Америки. Голливуд и в этой личной драме Монро видел поражение ее попыток
эмансипироваться. Общество, которое заплатило Мерилин миллионы, требовало,
чтобы она была незамужней, вечным воплощением свободной любви. После долгого
пребывания в психиатрической лечебнице Мерилин на время порвала с Голливудом,
а потом сдалась и сыграла в пустяшном фильме Кьюкора «Надо чем-то поступиться»,
где тридцатишестилетняя Мерилин Монро по требованию режиссера делала стриптиз.
И вышло так, что «поступиться» пришлось самым дорогим и очень скоро. Итоги
ее трудной жизни казались Мерилин устрашающими: нищенская горькая юность,
три неудачных замужества и голливудское беличье колесо, из которого вырваться
не было никаких сил. За десять лет ее имя, имя Нормы Джин Бейкер Мортенсон,
выросшей в чопорных домах и воспитанной в лос-анжелосском приюте, было
замарано грязными обвинениями в аморализме, саморекламе и недостойном
поведении. За десять лет бывшая натурщица превратилась в самый дорогой
и лакомый голливудский товар, в символ раскрепощенного и общедоступного
секса. А Мерилин под улюлюканье прессы читала Томаса Вульфа, Фолкнера
и Сент-Экзюпери, старалась быть честной, домовитой женой и любила повторять:
«Что пользы человеку, если он завоюет весь мир, но погубит душу свою?»
Над ней потешались, не стыдясь откровенных издевок в прессе. Невыносимо,
когда раздеты на всех афишах, во всех газетах, забыв, что сердце есть
посередке, в тебя завертывают селедки. Мерилин Монро, как пишет лучший
ее биограф Морис Золотое, «стала жертвой собственной борьбы за то, чтобы
утвердить самое себя. Ее время не принадлежало ей, как и она сама не принадлежала
себе самой. Даже личную жизнь у Мерилин отняли. Она убила ее, как Макбет
зарезал сон. Мерилин продалась безымянной массе зрителей, заставила ее
себя обожествить, сотрудничала с рекламной машиной, чтобы потом она перемолола
ее. Она сама не понимала, что осталось в ней естественного, а что навязано
окружением». Чувствуя, как она перерождается во что-то чужеродное ей и
постыдное, видя вокруг себя пустоту, страшась экрана, поклонников, журналистов
и неудержимо, против воли танцуя (буквально и фигурально!) под их дудку,
Мерилин увидела в отчаянье только один выход-самоубийство. Борьба актрисы
Мерилин Монро с легендой, живущей в сознании миллионов ее поклонников,
была обречена на поражение не только потому, что Голливуд оказался несоизмеримо
сильнее ее. Мерилин не умела, подобно Бэтт Девис, энергично отстаивать
свои актерские и человеческие права, она не могла по примеру великой Греты
Гарбо навсегда оставить Голливуд-слишком безвольной она оказалась перед
бешеными гонорарами, славой, газетной шумихой и заплатила жизнью за собственную
человеческую слабость, которая сквозь пошловатую и победоносную неотразимость
секс-бомбы проглядывала в лучших комедийных ролях Мерилин Монро.
Выборочная фильмография:
X