Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Известный
режиссер и продюсер родился 24 апреля 1914 года в Нью-Йорке, умер 31
мая 1977 года в Лос-Анджелесе от сердечного приступа. По-национальности
Кастл-еврей.
Кастл начинал свою карьеру на бродвейской театральной сцене в 15-летнем
возрасте, представившись племянником Самюэля Голдвина. Позднее он переключился
на постановочную работу и даже был режиссером спектакля «Дракула» с
участием Белы Лугоши в 1932 году.
Впервые Кастл снялся в кино в 1937 году, а занялся продюсированием в
1948 году с фильмом Орсона Уэллса «Леди из Шанхая». В 1955 году Кастл
организовал свою собственную компанию.
Самым известным фильмом Кастла стал «Ребенок Розмари» (1968), в котором
он выступил продюсером. Он купил права на экранизацию одноименного романа
Айры Левина, но студия «Paramount» дала проекту зеленый свет только
с условием, что Кастл не сядет в режиссерское кресло. Студия боялась,
что репутация Кастла как режиссера дешевых второсортных фильмов ужасов
повредит проекту. В итоге режиссером стал Роман Полански, но Кастл взамен
выбил себе значительную эпизодическую роль.
Кастл сам сыграл роль продюсера в картине «Шампунь» (1975) и режиссера
в фильме «День саранчи» (1975).
Настоящая фамилия режиссера Schloss, что по-немецки означает «замок».
Кастл просто взял англоязычный аналог Castle, что также означает «замок».
Режиссер часто подражал Альфреду Хичкоку,
появляясь в трейлерах своих фильмов и даже в эпизодических ролях. Кастл
дошел даже до того, что создал похожую фотографию с силуэтом своего
лица с сигарой, сидящим в режиссерском кресле.
Хичкок как-то заметил большой коммерческий успех картины Кастла «Дом
на проклятом холме» (1959) и решил снять свой собственный малобюджетный
триллер, который в итоге стал классикой под названием «Психоз» (1960).
Гонорар Кастла за картину «The Whistler» (1944) составлял всего 100
долларов в неделю. Персонаж в исполнении Джона Гудмана в картине «Дневной
сеанс» (1993) был списан именно с Уилльяма Кастла. В свое время
Кастл работал на радио вместе с Орсоном Уэллсом.
Кинематографическая карьера Уилльяма Кастла заслуживает того, чтобы
рассказать о нем поподробнее. Снимать он начал еще в сороковых годах
прошлого века, но известность пришла к нему только на рубеже 50-60-х
годов, когда он для завлечения зрителей в кинотеатры впервые в своей
карьере применил в рекламной кампании то, что потом составило для него
основу творчества. Кастл изобрел «фишку» (gimmik), которым обозначаются
те явления, о которых речь пойдет дальше.
Перед выпуском в прокат своей картины «Мрак» (1958) с известной и солидной
страховой компанией был заключен договор, согласно которому семья каждого
умершего от страха на сеансе получала 1000 долларов. К фильму даже не
стали придумывать постера. Во всех киноизданиях вместо рекламы красовалось
страховое свидетельство. Оно же, только в масштабе сто к одному картонным
монстром высилось у входа в каждый кинотеатр, демонстрировавший картину.
Десятки катафалков, с крыш которых из установленных там громкоговорителей
дикторский голос возвещал о возможности стать богаче на тысячу, курсировали
между кинозалами. Сотни мелких актрис, обряженных в форму медсестер, дефилировали
по фойе, являя образец живейшего участия в посильном сохранении здоровья
потенциальных жертв, и измеряли у зрителей давление.
Такого американские зрители еще не видели. В кинотеатры выстроились
очереди. Желающих рискнуть долларом, чтобы взглянуть, а не умрет ли
кто на самом деле, нашлось предостаточно, однако умереть за тысячу долларов
для семьи так никто и не решился. В результате доход от ничем не примечательной
ленты не менее, чем в десять раз превысил затраты на ее производство.
Страховая компания осталась при своих. Уилльям Кастл праздновал победу.
Крупные студии впервые обратили на него пристальное внимание.
Кем-кем, а лентяем Кастл никогда не был. Не откладывая дела в долгий
ящик, он принимается за работу над новым фильмом под названием «Дом
на проклятом холме» (1959), где впервые работает со звездой в главной
роли. Это был Винсент Прайс, уже начавший
пользоваться культовой популярностью, не угасшей с тех пор и по сей
день. Сюжет вновь не представлял собой ничего особенного. Обычная история
про дом с привидениями, оказавшийся не тем, чем представлялся на первый
взгляд.
Одним из аттракционов картины был скелет, управлявшийся главным героем
с помощью дистанционного управления. Именно с ним была связана и новая
«фишка», названная Кастлом «Эмерго» (от английского emerge-неожиданно
появляться, выскакивать, как чертик из табакерки). Каждый кинотеатр
был оборудован большим черным ящиком, установленным рядом с экраном.
В определенный момент из него, в самом деле, вылетал четырехметровый
пластмассовый скелет и начинал летать под потолком, прикрепленный за
специальную проволоку и освещаемый прожекторами.
Лучшего развлечения американская молодежь конца пятидесятых не могла
и желать. Бывало, что подростки ходили на этот фильм два-три раза в
неделю на несколько сеансов в день только для того, чтобы дождаться
вожделенного момента и постараться, запустив в скелет ведерком попкорна,
попасть тому прямо в череп. Надо сказать, что во время премьеры система
проволок не выдержала и пластиковые кости рассыпались по залу, напугав
аудиторию в этот раз не на шутку. Вскоре, оценив коммерческий потенциал
растущей популярности «Эмерго», руководители студии выделили дополнительные
средства для поддержки проекта. Теперь скелеты начали летать по всей
стране. Фильм стал огромным хитом 1959 года. Прокат продолжался несколько
лет.
Наш герой тем временем не давал себе почивать на лаврах и с согласия
хозяев студии перешел в том же году к следующей постановке, название
которой было «Звоночек». На главную роль снова был приглашен Винсент
Прайс. И «фишка», конечно же, тоже была. На сей раз умелый режиссер
и продюсер связал ее с сюжетным поворотом. Звоночком назывался ловкий
паразит, пробиравшийся в человеческое тело и присасывающийся в нем к
позвоночнику. Пробраться он, естественно, мог лишь двумя способами:
через рот и другим вполне известным трактом. Находясь внутри организма,
паразит мог заставить человека делать разные мерзкие вещи, а иногда
даже был в состоянии погубить приютившего его. Единственным способом
борьбы со звоночком являлся истошный крик, которого тот был не в силах
вынести и немедленно, выбравшись наружу, погибал.
Непосредственно в кинофильме был эпизод, когда хитроумная тварь бесчинствовала
в кинотеатре и нападала на механика. Именно в этот момент в реальном
кинотеатре, где демонстрировалась лента, пленка как будто обрывалась,
экран становился белым, и голос Уилльяма Кастла из динамиков возвещал:
«Внимание! Опасность! Звоночек на свободе! Убейте его! Кричите изо всех
сил! Кричите так громко, как только сможете!». На предварительных просмотрах
объявление веселило только подростков. Этого Кастлу было уже мало, поэтому,
немного подумав, он снабдил все кинотеатры, согласившиеся прокатывать
картину, своей новой технологией «Персепто» (от английского percept-ощущать).
Изобретение подтверждало тезис о простоте всего гениального. Это был
всего лишь дешевый электрический моторчик, вмонтированный в сидение
каждого места в кинотеатре. Результат не заставил себя ждать. Зал до
той поры не желавший дружно кричать, регулярно теперь превращался в
пандемонимум. Публика реагировала более, чем эмоционально. Так или иначе,
но технология сработала. Фильм посмотрело множество людей.
Страсти вокруг «Дома на проклятом холме» и «Звоночка» еще и не думали
улечься, а их автор уже порадовал поклонников следующим шлягером «Тринадцать
привидений». Фильм, как и большинство продукции режиссера, не представлял
из себя ничего особенного, да и фирменная добавка «Иллюзия О» в этот
раз была не очень изобретательной. К билету в придачу выдавались две
пары очков-с красными и синими стеклами. Если зритель смотрел на экран
сквозь красные очки, то он видел привидения, если сквозь синие-то приведений
не было и в помине. Для чего была нужна синяя пара, абсолютно не понятно,
так как в этом случае изображение было идентично экранному.
Вскоре Кастл выпустил фильм «Со склонностью к убийству» (1961). Сюжет
был до боли похож на книгу Роберта Блоха, положенную в основу «Психоза»
Альфреда Хичкока. Весь фильм как бы
служил носителем для самой известной «фишки» Уилльяма Кастла «Фрайтбрейка»
(от английского fright-break-остановиться на минутку, чтобы опомниться
от страха). За две минуты до конца сеанса демонстрация фильма прекращалась,
из громкоговорителя слышался неимоверно усиленный шум бьющегося сердца
и голос Кастла, говорившего: «Это Фрайтбрейк! Вы слышите этот звук?
Это бьется сердце! Оно будет биться еще шестьдесят пять секунд, чтобы
дать возможность зрителю с больным сердцем покинуть зал! Конец настолько
ужасен, что ваше сердце может не выдержать! Деньги за билет будут возвращены
на выходе!». Чтобы получить обратно стоимость билета зритель должен
был стать в «Угол трусов», ждать окончания фильма и пока зал покинут
остальные зрители. Чтобы удостовериться, что человек действительно простоял
остаток фильма в «Углу трусов», ему по окончании фильма давали «Сертификат
труса», по которому он мог получить обратно деньги за билет.
«Углом труса» была желтая картонная будка в фойе, куда и следовал человек
через весь зрительный зал по желтым следам, нарисованным на полу и подсвечиваемыми
желтыми лучами. После этого человек пересекал желтые линии с надписями
«Трусы продолжают идти» и встречался с медсестрой, одетой во все желтое,
которая предлагала ему проверить давление. В это время голос из динамиков
в зале возвещал: «Посмотрите на этого труса! Посмотрите, как он дрожит
в «Углу трусов». Пока остальные зрители смеялись и улюлюкали, человеку
предстояло пройти последнюю стадию публичного позора, подписав желтую
карточку, на которой было написано «Признаюсь, что я самый настоящий
трус!». Только самые большие мазохисты в то время могли вынести это.
В картине «Мистер Насмешник» (1961) герой ходил с обезображенным лицом,
которое стало у него таким, когда он вскрыл могилу своего отца, пытаясь
добраться до забытого в пиджаке выигравшего лотерейного билета. Зрителям
выдавался большой картонный палец, которым они могли в определенный
момент, подняв его верх или опустив вниз, проголосовать за исцеление
или смерть героя. Естественно, подавляющее большинство зрителей голосовало
за смерть отрицательного персонажа. И, слава Богу, так как Кастл из-за
экономии средств вторую концовку, где герой исцелялся, просто-напросто
не снял.
Наконец, на показе картины «Смирительная рубашка» (1964) зрителям выдавали
картонные топоры, которые были скорее сувенирами, чем «фишками».
В трейлере картины «Я видела, что вы сделали» (1965) Кастл рассказывал,
что часть сидений зрительного зала будет оборудована пристегивающимися
билетерами ремнями для тех зрителей, которые испугаются так, что захотят
покинуть зал, но не смогут. Но еще до выхода фильма идея этой «фишки»
была отвергнута и никогда не использовалась.
Выборочная фильмография:
«Жук»
(Bug), 1975
«История привидений» (Ghost Story), 1972
«Ребенок Розмари» (Rosemary's
Baby), 1968
«Проект Икс» (Project X), 1968
«Призрак хочет» (The
Spirit Is Willing), 1967
«Давай убьем дядю» (Let's
Kill Uncle), 1966
«Я видела, что вы сделали»
(I Saw What You Did), 1965
«Незнакомец в ночи» (The
Night Walker), 1964
«Смирительная рубашка»
(Strait-Jacket), 1964
«Старый мрачный дом»
(The Old Dark House), 1963
«Тринадцать испуганных
девушек» (13 Frightened Girls), 1963
«Мистер Насмешник» (Mr.
Sardonicus), 1961
«Со склонностью к убийству»
(Homicidal), 1961
«Тринадцать привидений»
(13 Ghosts), 1960
«Звоночек» (The Tingler), 1959
«Дом на проклятом
холме» (House on Haunted Hill), 1959
«Мрак» (Macabre), 1958
«Змей Нила» (Serpent of the Nile), 1953
«Леди из Шанхая» (The
Lady from Shanghai), 1947
«Таинственный пришелец» (Mysterious Intruder), 1946
«Диллинджер» (Dillinger), 1945
«Когда незнакомцы женятся» (When Strangers Marry), 1944