All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve  All About Eve


All About Eve

«ВСЕ О ЕВЕ»
(All About Eve)

США, 1950, 138 мин., ч/б, «20th Century Fox»
Режиссер и сценарист Джозеф Манкевич, композитор Альфред Ньюман
В ролях Бэтт Дэвис, Энн Бакстер, Джордж Сандерс, Гари Мерилл, Селеста Холм, Хью Марлоу

Нью-Йорк. Молодая театральная актриса Ева Харрингтон получает премию Сары Сиддонс. По этому поводу трое хорошо знающих ее людей-Карен, супруга драматурга Ллойда Ричардса; Марго Чаннинг, знаменитая актриса, чьей секретаршей была когда-то Ева; и Эддисон Де Уитт, влиятельный театральный критик-вспоминают историю своих взаимоотношений с главной героиней вечера…Ева, страстная поклонница Марго Чаннинг, приходила на все ее спектакли в Нью-Йорке. Однажды вечером она осмелилась заговорить с Карен Ричардс, женой автора пьесы. Видя энтузиазм Евы, Карен провела ее в гримерную Марго, где находился также и Ллойд. Ева растрогала всех троих, рассказав им историю своей жизни в штате Висконсин. Она рассказала о своей скромной работе в пивной в Милуоки, о деятельности в городском театральном клубе, о замужестве за летчиком, погибшем на войне. Новость о его гибели привела ее в такое смятение, что она осталась в Сан-Франциско, куда приехала на свидание с ним. В этом городе она впервые увидела Марго Чаннинг, прибывшую туда на гастроли. Закончив рассказ, Ева уходит вместе с Марго, которая провожает в аэропорт своего жениха, театрального режиссера Билла Сэмпсона: он должен лететь в Голливуд на съемки своего первого фильма. В конце вечера Марго приглашает Еву к себе жить. Ева быстро становится ее секретаршей и незаменимым помощником. Но постепенно Марго, которой недавно перевалило за сорок, начинает ревновать к молодости Евы, чьими достоинствами и преданностью восторгаются все вокруг, включая Билла. На вечеринке, устроенной Марго в честь дня рождения Билла, хозяйка перебирает спиртного и дает волю плохому настроению и тоске. Ева просит Карен помочь ей устроиться дублершей Марго. Марго обещает своему старому другу театральному продюсеру Максу Фабиану, что выйдет на сцену с мисс Кэсуэлл, юной и очаровательной протеже Эддисона Де Уитта, которая должна пройти прослушивание на роль в пьесе Марго, и будет подавать ей реплики. По своему обыкновению, Марго опаздывает на прослушивание на полтора часа. Ее ждет неприятный сюрприз: она узнает, что Ева заменила ее и впечатлила всех своими актерскими способностями. Де Уитт даже говорит Марго: «Она станет тем, кем являетесь вы». В ярости Марго ссорится с автором пьесы и даже с Биллом. Карен решает преподать ей небольшой урок. Она приглашает ее на уик-энд в свой загородный дом, позаботившись о том, чтобы она не смогла вовремя вернуться в Нью-Йорк и не успела на спектакль. Для этого она просто-напросто выливает бензин из бака. Ева выходит на сцену вместо Марго и срывает бурные аплодисменты. На этот ничуть не импровизированный дебют оказываются приглашены многие критики, в том числе-Эддисон Де Уитт. После спектакля Де Уитт подслушивает, как Ева пытается соблазнить Билла, но тот довольно грубо отвергает ее. Де Уитт приглашает Еву на ужин и публикует ее интервью, в котором она говорит ужасные вещи о Марго. Карен чувствует себя очень виноватой перед подругой. Ллойд убежден, что Де Уитт извратил слова Евы, и всерьез подумывает дать именно ей, а не Марго главную роль в своей новой пьесе. Карен противится этим планам, но Ева шантажирует ее, грозя рассказать Марго об афере с бензобаком. Впрочем, все устраивается наилучшим образом: Марго сама отказывается играть в пьесе Ллойда, сочтя героиню слишком молодой для себя. Начинаются репетиции пьесы. Перед генеральным прогоном в Ныо-Хейвене, штат Коннектикут, между Де Уиттом и Евой происходит серьезный разговор. Ева сообщает Де Уитту о своем намерении выйти замуж за Ллойда. Но Де Уитт категорически не согласен и говорит, что готов на все, чтобы не дать Еве ускользнуть. В самом деле, ему известно, что реальная биография Евы не имеет ничего общего с тем, что она рассказала Марго и другим, стремясь завоевать их сочувствие и доверие. Она никогда не видела Марго на сцене в Сан-Франциско. Ее муж не погиб на войне; мало того-она никогда не была замужем. «Вы-невероятный человек, Ева-говорит он в завершение-как и я. Это нас роднит. Так же, как и наше презрение к человечеству, неспособность любить и быть любимыми; так же, как наш талант. Мы заслуживаем друг друга». Видя, что Де Уитт настроен серьезно, Ева вынуждена признать свое поражение. Таковым было быстрое и неудержимое восхождение Евы Харрингтон. Мы возвращаемся к вручению премии Сары Сиддонс. Все более или менее искренне поздравляют Еву. Вернувшись к себе в гостиничный номер, она с удивлением обнаруживает там девушку по имени Фиби, которая очень напоминает ее саму-в тот день, когда она впервые встретилась с Марго. Фиби возглавляет клуб поклонников Евы и хочет взять у нее интервью. Для нее в жизни тоже нет ничего важнее театра…
Самый знаменитый фильм Манкевича, который показывает мир, хорошо ему известный и всегда увлекавший его: театр. И делает это при помощи двух главных героинь: знаменитой и стареющей актрисы, которая со страхом задумывается о том, во что вскоре превратится ее личная и профессиональная жизнь; и юной дебютантки, амбициозной, расчетливой лицемерки, делающей первые шаги на пути к успеху. Выразительность этих персонажей, обладающих универсальной ценностью, также позволяет Манкевичу выразить критический взгляд на все американское общество в целом, чьи основные характеристики: карьеризм, психологическая хрупкость, склонность к паранойе, страх старения и столкновения с самим собой. Поскольку речь идет о людях из театральных кругов, их выразительность подчеркнута особо. Чувствуя приближение старости, Марго Чаннинг испытывает двойной душевный кризис: как ей сохранить любовь мужчины моложе ее? А главное-какие новые роли она сможет еще сыграть на сцене? Лицемерие и лживость Евы Харрингтон оказываются вескими доказательствами ее таланта и пластичности, раз уж она сумела проскользнуть в частную жизнь Марго, Карен и других людей, слепив себе новую биографию из обрывков самых разных пьес. Она играет роль не только на подмостках, но и в жизни. Но кто она вне сцены? Возможно, никто-и в этом, по мнению Манкевича, ее главная проблема. Мужчины интересуют Манкевича гораздо меньше женщин; лучше всех проработан Эддисон Де Уитт (Джордж Сандерс), персонаж проницательный и лишенный иллюзий, в которого режиссер вложил частицу самого себя. Прочие характеры, несмотря на свою реалистичность (драматург и то жена, режиссер, продюсер), не столь сильны. В целом фильм не столь богат обертонами, обладает меньшими звучанием, тонкостью и эмоциональностью, нежели лучшие картины Манкевича («Призрак и миссис Муир», «Письмо к трем женам», «Пять пальцев», «Босоногая графиня»), которыми этот фильм даже не сразу решишься поставить в один ряд. В его совершенстве есть некая сухость и ограниченность, из-за которых фильм, при строгом рассмотрении и в сравнении с которыми более поздними картинами режиссера, кажется черновиком, эскизом, наброском-конечно, очень обстоятельным-того, что Манкевич с гораздо большим успехом воплотит позднее в особенности в «Босоногой графине». Например, с точки зрения конструкции семи экскурсов в прошлое, изложенные тремя рассказчиками, кажутся почти скромным достижением по сравнению с «Босоногой графиней». Тем не менее, признаем за ними изрядную структурную оригинальность, поскольку сменяют друг друга исключительно голоса рассказчиков: Манкевич решил отказаться от возвращения в настоящее время для разметки и разграничения различных рассказов. Отметим также оригинальность устного, не подкрепленного изображением флэшбэка, где Ева сама рассказывает о своем прошлом в рамках первого рассказа Карен. Изобразительный ряд был бы здесь большой ошибкой: с одной стороны, в нем пришлось бы заведомо идти на подлог (поскольку Ева врет); с другой стороны, было бы гораздо лучше, если бы она своим видом, голосом и словами убедила аудиторию (а заодно и зрителей фильма), что является той прилежной ученицей, какой хочет казаться. Здесь, как это часто случается в фильмах Манкевича, слово используется как оружие, грозное и эффективное. Наконец, вспомним (и это еще больше приблизит нас к «Босоногой графине»), что Манкеввич хотел показать нам одну сцену дважды, с двух разных точек зрения: он снял встреченный аплодисментами монолог Евы на праздничном вечере сперва с точки зрения Карен, затем-с точки зрения Марго. Пользуясь меньшей свободой, чем в более поздние годы, он не смог сохранить этот смелый шаг в окончательном монтаже. Фильм находится, с точки зрения хронологии, на полпути от лиризма «Призрака и миссис Муир» к свободе и почти автобиографическому, интимному характеру «Босоногой графини» и относится к переходному периоду. Значимость диалогов, зрелость характеров, ироничность и критика общества уже содержатся в этой картине, однако лишь в «Босоногой графине» они обретут гармоничное сочетание, не проигрывая по блеску и остроте пронзительному лиризму первых фильмов Манкевича. В очень длинном и страстном предисловии-интервью Манкевич говорит, что рассказ Мэри Орр (которая сама была актрисой и драматургом), послуживший основой для сценария, принадлежал студии «20th Century Fox» и был вдохновлен реальным эпизодом из жизни австрийской актрисы Елизаветы Бергнер. Несмотря на сходство экранной Марго Чаннинг с Таллулой Бэнкхед, Манкевич утверждает, что единственным прототипом, выбранным для этого персонажа, была Пег Уоффингтон, английская актриса восемнадцатого века. Стоит отметить, что на эту роль первоначально планировалась Клодетт Колбер, но она получила травму на съемках фильма «Трое возвратились домой» и была вынуждена расторгнуть контракт из-за болей в спине. Ее роль ушла Бэтт Дэвис, хотя глава студии Дэррил Занук на дух не переносил актрису после того, как она покинула свой пост Президента киноакадемии США в 1941 году. Джозеф Манкевич подробно анализирует всех действующих лиц и комментирует игру главных актеров и их отношение к работе. Его воспоминания о Мэрилин Монро («самый одинокий человек, которого я встречал в своей жизни») особенно драгоценны. Он напоминает, что, начиная с 1953 года, в Чикаго действительно вручается премия Сары Сиддонс, родившаяся как подражание премии, придуманной специально для фильма. Среди ее обладателей Хелен Хейс, Дебора Керр, Джеральдина Пейдж и Селеста Холм. Манкевич снимает с себя всякую ответственность за мюзикл «Аплодисменты», поставленный по мотивам этого фильма (без консультации с ним, поскольку все права на фильм принадлежали студии «20th Century Fox») и идущий на Бродвее с марта 1970 года (роль Марго Чаннинг играла Лорен Баколл). Пьеса выдержала почти 900 представлений. В качестве эпиграфа к фильму можно поставить эту ремарку Манкевича: «Актрисы. Они никогда не перестанут поражать и пугать меня. Я никогда не перестану думать о них, изучать их и писать о них до последнего вздоха». Во время съемок сцены Джорджа Сандерса с молоденькой Мэрилин Монро на съемочную площадку прибыла супруга актера Жужа Габор, обуреваемая ревностью. На роль Марго претендовала Ингрид Бергман, но она влюбилась в итальянского режиссера Роберто Росселлини и не захотела покидать Италию. Рассказ «Мудрость Евы», опубликованный в 1946 году и составивший основу картины, был приобретен для экранизации студией за 3, 5 тысячи долларов (еще 5 тысяч студия выплатила лично Мэри Орр). Во время съемок Бэтт Дэвис разводилась со своим мужем, причем громко и со скандалами. Поэтому голос актрисы хриплый и дребезжащий. На съемках этого фильма актриса познакомилась со своим партнером Гари Мериллом, и они поженились в июле 1950 года, две недели спустя после окончания работы. Кстати, все свои сцены Бэтт Дэвис отсняла за 16 дней. На роль мисс Касвелл претендовали Анжела Лэнсбери и Жужа Габор (ее сыграла Мэрилин Монро). Это первый из двух фильмов (второй «Титаник», 1997), получивший 14 номинаций на «Оскар», включая за лучший фильм года. Во время съемок Селеста Холм поругалась с Бэтт Дэвис, и они не разговаривали весь съемочный период. Картина получила «Оскар» за лучшие костюмы, режиссуру, сценарий, звук, актера второго плана (Джордж Сандерс) и как лучший фильм года, а номинировалась за лучшее художественное оформление, операторскую работу, актрису (Энн Бакстер и Бэтт Дэвис), актрису второго плана (Селеста Холм и Тельма Риттер), монтаж и музыку. Британская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» как лучший фильм года. На Каннском кинофестивале картина номинировалась на Гран-при, а получила специальную награду и приз лучшей актрисе (Дэвис). Также фильм удостоился «Золотого глобуса» за лучший сценарий, а номинировался за лучшую режиссуру, актрису (Дэвис), актера и актрису второго плана (Сандерс и Риттер) и как лучший фильм года. В 1990 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. Только за право использования на территории США картины выручила 4, 2 миллиона долларов.