Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
В
вагоне Восточного экспресса чета молодых американцев, Джоан и Питер Элисон,
знакомятся с венгром-психиатром доктором Витусом Вердегастом, который
возвращается к своему другу Полцигу, знаменитому архитектору. Вердегаст
после войны пятнадцать лет провел в тюрьме. За это время его жена и дочь
умерли. Автобус, в который сели три путешественника, сойдя с поезда, попадает
в автокатастрофу. Шофер погибает, а Джоан оказывается контужена. Вердегаст
и Питер отвозят Джоан к Полцигу. Оставшись наедине с архитектором, Вердегаст
говорит ему о своей ненависти и презрении. Он упрекает Полцига в том,
что тот во время Первой мировой войны сдал русским форт, которым командовал,
а также послал тысячи людей на смерть. Полциг построил свой дом именно
на том месте, где находился форт. Под домом находится груда трупов. Вердегаст
также обвиняет Полцига в том, что тот отправился с его женой Карен в кругосветное
путешествие, которое закончилось смертью Карен. Вердегаст панически боится
котов и убивает одного прямо на глазах Джоан. Ночью Полциг ведет Вердегаста
в склеп, где когда-то находился арсенал форта. Он показывает ему Карен,
лежащую в стеклянном гробу, забальзамированную и сохраненную во всей своей
красоте. Там находятся и другие забальзамированные женщины. Карен умерла,
как утверждает Полциг, от пневмонии. Вердегаст хочет его убить, но ему
мешает черный кот, перебегающий дорогу. Полциг застает в своей комнате
Вердегаста и дочь Карен, которая думает, что ее отец умер. Она даже не
подозревает, что тот сидит рядом с ней. Она теперь живет вместе с Полцигом.
На следующий день Джоан становится лучше, но Полциг не собирается отпускать
путешественников. Его слуга избивает Питера и запирает его в подземелье.
Вердегаст догадывается, что Джоан предназначена главная роль в кровавой
церемонии, которую Полциг, поклонник сатанинского культа, собирается устроить,
когда появится полная луна. Вердегаст играет партию в шахматы с Полцигом,
но проигрывает. Джоан сталкивается с дочерью Карен и та узнает, что отец
ищет ее. Тем временем начинается церемония жертвоприношения. Вердегасту
удается освободить Джоан. От нее он узнает, что его дочь жива и замужем
за Полцигом. Но он обнаруживает только ее труп, так как Полциг только
что убил девушку. Вердегаст привязывает Полцига к столбу с кронштейном,
который служит ему для бальзамирования трупов и начинает с него живьем
сдирать кожу. Питеру удается выбраться из подземелья, но по ошибке он
убивает Вердегаста. Перед смертью доктор просит Питера и Джоан убежать,
прежде чем он взорвет дом…
Один из лучших фильмов ужасов тридцатых годов, знаменательный тем, что
впервые противопоставил Карлоффа и Лугоши. Эпизод сдирания кожи с Полцига
(Карлофф) Вердегастом (Лугоши), показанный в виде теней, отображенных
на белой стене, является одним из самых впечатляющих эпизодов фильма.
Он оказал большое влияние на кровавые фильмы ужасов. Образ, созданный
Борисом Карлоффым, навеян реальным сатанистом Алейстером Кроули. Гейл
Сондергард получила «Оскар» за лучшую актерскую роль второго плана. Интересно,
что начало и конец карьеры Эдгара Улмера ознаменовались его самыми удачными
фильмами: «Черный кот» и «Обнаженный рассвет» (1958). Грим сделал Джек
Пирс, а спецэффекты-Джон
Фултон. Картина был запрещена в Италии, Австрии и Финляндии, а в других
странах подверглась строгой цензуре. Эдгар Улмер признался, что имя Эдгара
Аллана По было вынесено в титры для привлечения публики, хотя сам сюжет
не имеет ничего общего с одноименной новеллой писателя. Самый успешный
фильм в финансовом плане студии «Universal» в 1934 году. Стоимость главной
комнаты дома Полцига была 1500 долларов. Это первый из восьми совместных
фильмов Карлоффа и Лугоши. В то время музыка в картине звучала обычно
лишь во время начальных и финальных титров. Улмер же включил закадровую
музыку на протяжении практически всего фильма, что было весьма необычно.
Имя персонажа Бориса Карлоффа пришло от австрийского архитектора и художника
Ганса Полцига. Он работал над картиной «Голем»
(1920), где Улмер был постановщиком декораций. Работая над сценарием картины,
Улмер частично выразил в персонаже Полцига немецкого режиссера Фрица
Ланга, которым он восхищался как режиссером, но не принимал его садистскую
манеру работы. При бюджете в 96 тысяч долларов картина в США собрала 236
тысяч.