The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai  The Bridge on the River Kwai

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

The Bridge on the River Kwai

«МОСТ ЧЕРЕЗ РЕКУ КВАЙ»
(The Bridge on the River Kwai)

Великобритания-США, 1957, 161 мин., «Columbia»
Режиссер Дэвид Лин, композитор Малкольм Арнольд
В ролях Уилльям Холден, Джек Хоукинс, Алек Гиннесс, Джеймс Дональд, Андре Морелль, Сесуе Хаякава

Во время Второй мировой войны в Бирме японцы устраивают лагерь для военнопленных возле реки Квай. В нем оказываются английские и американские солдаты и офицеры. Начальник лагеря полковник Саито приказывает пленным построить мост через реку Квай, по которому будет проложена железная дорога, позволяющая передвигаться японским войскам. Полковник Саито ставит жесткие временные рамки: мост должен быть построен в течение двух месяцев. Старшим офицером среди всех военнопленных является полковник Николсон, который заявляет, что использование труда военнопленных противоречит «Конвенции по обращению с военнопленными» 1929 года (недопустимость труда военнопленных на военных сооружениях; привлечение офицеров к работам по их желанию). Полковник Николсон призывает своих товарищам бойкотировать работу, но вскоре его планы меняются, и работа закипает. Тем временем из лагеря совершают побег трое заключенных, но двоих ловят, а третьего объявляют убитым. Строительство моста подходит к концу, но никто из военнопленных не подозревает, что третий беглец жив-здоров и добрался до своих войск. Английское командование решает отправить небольшой отряд, чтобы взорвать мост через реку Квай…
Кстати, СССР эту «Конвенцию по обращению с военнопленными» не подписала, чем фашисты впоследствии объясняли свое скотское отношение к советским военнопленным (рациональное зерно в этом есть; смотрите еще фильм «Большой побег», 1963, где также показано гуманное обращение фашистов с военнопленными союзников). Культовый фильм. Сценарист Карл Форман писал роль Ширса с расчетом на Хамфри Богарта, но глава студии «Columbia» Гарри Кон не позволил Богарту отказаться от роли в другом проекте «Тем тяжелее падение» (1956). На роль полковника Николсона рассматривался Кэри Грант, но его провал в серьезной роли в картине «Кризис» (1950) насторожил продюсера Сэма Шпигеля. Ибо известно, что Грант большую часть своей карьеры снимался в легких и комедийных ролях. Тогда эту роль предложили Лоуренсу Оливье, но он отказался. В итоге роль полковника ушла Алеку Гиннессу. Вообще-то роль полковника Николсона предназначалась Чарльзу Лафтону, но он отказался от нее, так как не понимал мотивы поведения своего персонажа. Впоследствии он признался, что понял все только тогда, когда полностью посмотрел фильм и игру Гиннесса в роли полковника. Кроме того, Лафтон не мог переносить жаркий климат Цейлона, где проходили съемки. Одно время в режиссерское кресло мог сесть Николас Рей («Они живут по ночам», 1948; «Сильные мужчины», 1952; «Бунтовщик без причины», 1955). Первоначально Гиннесс отказался от роли, посчитав ее неинтересной. Кроме того, у него были серьезные ссоры с Дэвидом Лином, когда они работали над картиной «Оливер Твист» (1948). Режиссуру также предложили Ховарду Хоуксу, но он побоялся второго провала после краха эпической картины «Земля фараонов» (1955). Он подумал, что критикам эта картина, конечно, понравится, но вот публике-нет. Кроме того, его смущало что в фильме не было ни одной значимой женской роли. Сценарий к фильму написали Майкл Уилсон и Карл Форман, но в то время они были в черном списке сенатора Маккарти за связь с коммунистами, поэтому в титрах указан лишь автор романа, француз Пьер Буль, который вообще не говорил по-английски, и, поэтому, просто не мог написать сценарий. Лишь в 1984 году киноакадемия США решила вручить свои статуэтки настоящим сценаристам и восстановить их имена в титрах. К сожалению, Уилсона к тому моменту уже не было в живых, а Форман умер на следующий день, когда получил это радостное известие. На роль полковника Николсона также претендовали Рэй Милланд и Джеймс Мейсон. Стоимость моста составила 250 тысяч долларов. Его постройка началась еще тогда, когда еще не был ангажирован ни один актер. После окончания съемок Шпигель отправил отснятый материал в США на пяти разных самолетах, чтобы минимизировать риск потери всего фильма. Когда в 1966 году фильм впервые был показан по кабельному каналу «ABC-TV», тот рискнул полностью изменить вещательную сетку, чтобы показать 190-минутный фильм (с рекламой, полностью выкупленной компанией «Ford Motor») за один вечер (обычно было принято разбивать столь длинные фильмы на субботу и воскресенье). Это стало рекордом по длительности одной трансляции на то время, превзойдя рекорд 1956 года фильма «Ричард Третий» (1955) с Лоуренсом Оливье в главной роли, который длился чуть более трех часов. В итоге фильм посмотрели более 60 миллионов жителей США. В отличие от фильма, реальный майор Саито (в исполнении Сесуе Хаякавы) был добрым и гуманным человеком, по отзывам полковника Филиппа Туси (который был прообразом полковника Николсона). После окончания войны Туси выступил в защиту майора Саито и тем самым спас ему жизнь. После смерти Туси в 1975 году уже вышедший на свободу Саито прилетел в Англию, чтобы посетить его могилу. Именно на основе воспоминаний Туси, бывшего со своим отрядом в японском плену с конца 1942 года по май 1943 года, и поставлен этот фильм. В реальности мост строился намного дольше двух месяцев, которые упоминаются в фильме. Это заняло 8 месяцев, а на его постройке участвовали около 100 тысяч военнопленных, из которых 12 тысяч умерли. Мост использовался два года для переправки японских войск из Бангкока в Рангун, а в июне 1945 года он был уничтожен американскими бомбардировщиками. По правде говоря, в реальности было построено два моста: один деревянный, а другой металлический с бетонными конструкциями. Американцы разбомбили оба моста, но второй со временем восстановили, и он до сих пор находится в эксплуатации. Также претендентами на режиссерское кресло были Джон Форд («Рио Гранде», 1950), Фред Циннеманн (он не понял смысла романа и отклонил предложение), Уилльям Уайлер и Орсон Уэллс (он также отказался после прочтения сценария). В конце концов, продюсер Сэм Шпигель объяснил приглашение Дэвида Лина тем, что «не было больше никого». На роль майора Уордена, сыгранную в фильме Джеком Хоукинсом, первым кандидатом был Джон Гилгуд, но он отказался. Уилльям Холден в то время был звездой первой величины, поэтому его гонорар составил 300 тысяч долларов авансом плюс 10% от прибыли, что составляло не менее 50 тысяч в год. Именно поэтому Холден пытался запретить демонстрацию фильма по кабельному телевидению в 1966 году, так как это снижало его доходы. Суд отклонил претензии актера, но взбунтовалась студия, видящая, как Холден ежегодно, ничего не делая, гребет деньги лопатой. Она вступила с актером в диалог, и в итоге им удалось прийти к соглашению: студия единовременно выплатила Холдену крупную сумму, а он отказался от будущих отчислений от проката. Писатель Пьер Буль сам был военнопленным во время войны в Тайланде. Сесуе Хаякава оставил в личном экземпляре сценария только свой текст, таким образом, оставаясь всегда в образе и не зная, что будут говорить другие герои. Свою походку на воле после нескольких дней пребывания в клетке Алек Гиннесс скопировал с походки своего сына, выздоравливавшего после полиомиелита. Во время съемок Дэвид Лин чуть не утонул, когда его течением отнесло на середину реки. Поезд купили у местного правительства, а до этого момента он уже 65 лет был в обращении. Сэм Шпигель прочитал роман Пьера Буля, о котором тогда много говорили, по пути из Парижа в Лондон. Прибыв в Лондон, продюсер понял, что это именно то, что ему нужно для следующего фильма. Он сразу же отправился обратно в Париж к изумленному писателю, который согласился продать ему права на экранизацию. Интересно, что Шпигель за те три года, которые прошли от приобретения сценария до выхода картины на экран, намотал расстояние, равное 4 оборотам вокруг Земли. Чтобы снять единственную сцену заката, режиссер однажды проехал 240 километров. Во время поездки к одному из мест съемок, в автомобильной аварии погиб помощник режиссера Джон Керрисон, а гример картины был серьезно ранен. Суэцкий кризис 1956 года серьезно осложнил жизнь киношникам. Оборудование, которое быстро могло быть доставлено по каналу, пришлось отправлять на самолете. На Цейлоне не было оборудования для проявки пленки, поэтому каждый день ее на самолете отправляли в Лондон, а затем она возвращалась обратно. Когда герои вместе с местными индианками бредут по болотам, они идут по декорациям, ибо настоящие болота были слишком опасными для съемок. Правда, пиявки, которые висят на актерах, были настоящими. Монтаж картины Дэвид Лин делал в Париже, ибо он в то время скандально разводился со своей женой, актрисой Энн Тодд («Дело Парадин», 1947; «Вкус страха», 1961), поэтому не хотел находиться в родной Англии. Шпигель хотел успеть выпустить картину до 31 декабря 1957 года, чтобы она могла принять участие в борьбе за «Оскар». Но в начале декабря еще не было ни музыки, ни композитора, который бы ее написал. Шпигель нанял Малкольма Арнольда, который успел закончить написание музыки за 10 дней, и картина успела выйти в прокат в конце декабря. За свои старания и скорость Арнольд получил «Оскар». Уилльяму Холдену постоянно пришлось брить свою волосатую грудь для сцен, где он обнажен по пояс. Интересно, что настоящий мост через реку Квай бомбил будущий актер Пол Писеми, летавший на бомбардировщике ВВС США, а впоследствии снимавшийся во многих телесериалах и засветившийся в эпизоде фильма «Неприкасаемые» (1987). Первый дубль взрыва моста не удался: взрыв не произошел, и поезд, аккуратно проехав мост, упал с другой стороны холма. Невероятно, но когда пленки с финальным взрывом моста отправили в Лондон, они потерялись, что вызвало немалый переполох среди создателей картины. Лишь две недели спустя они были обнаружены невредимыми среди багажа в аэропорту Каира. Алек Гиннесс так и не увидел вживую взрыв моста, ибо отснял все свои сцены и быстро вернулся в Англию. Картина получила «Оскар» за лучшую режиссуру, операторскую работу, монтаж, музыку, сценарий (награду получила актриса Ким Новак), актера (Гиннесс, он не присутствовал на церемонии, а за него награду получила актриса Джин Симмонс) и как лучший фильм года, а номинировалась за лучшего актера второго плана (Сесуе Хаякава). Английская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучший сценарий, актера (Гиннес) и как лучшему фильму года. Итальянцы вручили фильму свой приз «David di Donatello» как лучшему иностранному фильму года. Фильм получил «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, актера (Гиннесс) и как лучший фильм года, а номинировался за лучшего актера второго плана (Хаякава). Музыка Малкольма Арнольда номинировалась на музыкальную премию «Грэмми». В 1997 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. При бюджете в 3 миллиона долларов картина в прокате США собрала 33 миллиона и еще более 17 миллионов выручила за право использования на территории США.