Приговоренный
к смерти, барон Франкенштейн настойчиво требует священника и рассказывает
ему свою историю. После смерти своей матери, когда он был еще юношей,
так как отца он потерял в десятилетнем возрасте, он унаследовал состояние
своих родителей и обосновался в швейцарской деревушке, устроившись работать
к профессору Полу Крумпу, чтобы тот передал ему свои знания в области
биологии. Вместе они проводили многочисленные эксперименты, и однажды
им удалось оживить мертвую собаку. Став взрослым, Франкенштейн уже знал,
что его жизнь будет посвящена науке. У него появилась амбициозная идея
создать живое существо из членов и органов, взятых у трупов. Профессор
Крумп посчитал этот проект безумным, но, тем не менее, помог Франкенштейну
ночью снять покойника с виселицы, у которого барон отрезал голову. Кузина
Франкенштейна Элизабет, ставшая сиротой, поселилась у барона с намерением
выйти за него замуж. Франкенштейн приносит руки недавно умершего великого
скульптора Банделло. Профессор Крумп решает прекратить эксперименты и
советует Элизабет бежать из дома. Франкенштейн зовет к себе домой старого
ученого Бернштейна и сталкивает его с лестницы. После похорон, он размещает
гроб ученого в фамильном склепе Франкенштейнов. Этот поступок положительно
оценивают друзья и знакомые барона. На самом деле его целью является извлечение
мозга из трупа. Франкенштейн и профессор Крумп ожесточенно спорят, и во
время столкновения извлеченный мозг падает на пол. Профессор соглашается
еще раз помочь Франкенштейну. Они оживляют монстра и помещают его в стеклянную
клетку. После того, как были сняты бинты, монстр бросается на Франкенштейна,
пытаясь его задушить, но его сбивает профессор Крумп. Некоторое время
спустя монстр исчезает. В лесу он убивает слепого и ребенка. Но профессор
идет по его следу и убивает монстра к большому негодованию Франкенштейна.
Они хоронят монстра, но на самом деле Франкенштейн относит его к себе
и оживляет во второй раз. Он запирает горничную в комнате с монстром для
того, чтобы он убил ее. После того, как горничная заявила о своем желании
выйти замуж, он решил избавиться от нее. Барон Франкенштейн собирается
сочетаться законным браком с Элизабет. Он показывает профессору Крумпу
монстра, который теперь повинуется ему как собака. Но монстр разрывает
цепи в то время, когда ученые начинают драться. Франкенштейн бросает лампу
в монстра, которому удается убежать. Монстр загорается и падает в бак
с кислотой. Доктор Франкенштейн заканчивает свой рассказ. К нему приходит
профессор Крумп, который отказывается подтвердить существование монстра.
В день казни Франкенштейна профессор с Элизабет стоят у гильотины…
Этот фильм знаменует историческую дату, так как речь идет о первой цветной
продукции английской компании «Hammer», занявшейся в 50-60 годах обновлением
знаменитых фантастических тем, проиллюстрированных в США в 30-х годах
компанией «Universal». Последовавший огромный успех картины удивил авторов
и породил другие фильмы про Франкенштейна, а также серию о Дракуле и другую
продукцию жанра ужасов. Напомню, что создание студии «Hammer» восходит
к 1934 году, в чем заслуга Уилльяма Хиндса и Энрико Каррераса. Хиндс окрестил
студию своим театральным псевдонимом «Молот», что по-английски означает
«Hammer». Барон Франкенштейн стал, в отличие от американских фильмов,
существом из плоти и крови, повинующимся вере в науку, вопреки царствующему
мракобесию и темноте. Это он настоящий мотор драмы и является, с этой
точки зрения, почти симпатичным, в отличие от высокомерного идиотизма
его коллег медиков или когорты поверхностных и тщеславных людей, которых
он вынужден лечить, что придает еще больше выразительности и достоверности
сюжету. Первый цветной фильм о Франкенштейне, наполненный кровью и отчлененными
частями тела, представил зрителям динамичный дуэт из уже известного телевизионного
актера Питера Кашинга и неизвестного широкой публике Кристофера Ли, которым
суждено было стать самыми известными исполнителями фильмов ужасов со времен
Белы Лугоши и Бориса
Карлоффа. Это не первое совместное появление на экране Питера Кашинга
и Кристофера Ли. Они снимались в картине Лоуренса Оливье «Гамлет» (1948)
и фильме «Мулен Руж» (1952), хотя и не появлялись на экране вместе. Здесь
они впервые встретились на одной съемочной площадке, разговорились и быстро
стали друзьями до самой смерти Кашинга в 1994 году. Главным новшеством
фильма было то, что главным героем стал Виктор Франкенштейн, а не монстр.
Студия «Universal» владела правами на грим Бориса Карлоффа, поэтому Рою
Эштону пришлось потрудиться, чтобы его не обвинили в плагиате. Личность
Франкенштейна будет в дальнейшем постепенно развиваться в многочисленных
продолжениях, но уже здесь дано начало медленному осмыслению того, что
истинный монстр сам барон. Уже в картине «Франкенштейн
должен быть уничтожен» (1969) Питер Кашинг показывает Франкенштейна
жестоким и хладнокровным негодяем. Но и здесь видно, что Франкенштейн
в высшей степени циничный подлец, он совершает убийства, если это укладывается
в его представления. Он не может любить или испытывать симпатии, но любит
манипулировать другими людьми. Интересно и достаточно смело для того времени
показано, что барон имеет нормальную сексуальную жизнь, в то время, как
в продолжениях очевидно, что он безразличен к женщинам. Была полностью
вырезана сцена, где видны отрезанные головы, лежащие в кислоте. При бюджете
в 500 тысяч долларов картина в прокате США собрала 7 миллионов. Долгие
годы картина считалась самой прибыльной в истории британского кино (без
участия США или других стран Европы).