Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ДВА ДНЯ, ОДНА НОЧЬ»
(Deux jours, une nuit)

Франция-Италия-Бельгия, 2014, 95 мин., «Les Films du Fleuve/Archipel 35/BIM Distribuzione»
Режиссеры и сценаристы Жан-Пьер и Люк Дарденн
В ролях Марион Котийяр, Кэтрин Сале, Фабрицио Ронджионе, Саймон Кодри, Лара Персен, Пили Гройне, Фабьен Шаша

Судьба Сандры зависит от решения нескольких человек, вынужденных выбирать между ней и деньгами. Пытаясь склонить людей на свою сторону, она ищет в их сердцах то, что они, кажется, давно потеряли…
Сандра, мать двоих детей, возвращается на работу после борьбы с депрессией и узнает, что работники компании, где она работает, большинством проголосовали за ее увольнение, чтобы не потерять годовые бонусы. Ее коллега Жюльет убеждает руководителя компании Дюмона провести повторное голосование, так как работники были введены в заблуждение бригадиром Жаном-Марком, говорившим о необходимости чьего-либо увольнения. У Сандры есть суббота и воскресенье на то, чтобы переговорить с четырнадцатью голосовавшими за увольнение работниками и убедить изменить мнение. При поддержке мужа, борясь со стеснением, Сандра обзванивает или обходит дома своих коллег, которые по-разному реагируют на ее просьбу. Некоторые соглашаются отказаться от бонуса, для других он необходим, чтобы поддерживать на плаву семью. Где-то Сандра наблюдает стычки между членами одной семьи. Одна из коллег не хочет даже встречаться с Сандрой и просит дочь сказать, что ее нет дома. Вечером в воскресенье Сандра, отчаявшись, принимает дозу успокоительного, чтобы покончить с собой, но отказывается от попытки, когда узнает, что ее коллега Анна пришла к ней домой, чтобы поддержать ее, расставшись из-за этого с мужем. Последний сослуживец, с которым видится Сандра, сообщает, что голосовал за увольнение, так как боялся, что ему не продлят временный договор. Он соглашается проголосовать за Сандру, когда она сообщает, что голосование будет тайным. В понедельник голоса распределяются поровну-восемь против восьми, что означает, что результат пятничного голосования остается в силе. Дюмон зовет Сандру к себе в кабинет, чтобы сообщить, что он оставляет ее на работе и при этом выплатит годовые бонусы, но так как компании нужно сократить одно рабочее место, он не продлит временный трудовой договор другому работнику. Сандра отказывается занять чужое место и уходит…
Идея фильма восходит к записи в дневнике Люка Дарденна начала 2000-х, в которой описана ситуация, легшая в завязку фильма-увольнение сотрудницы под угрозой потери годовых бонусов. Премьера прошла 20 мая 2014 года на Каннском кинофестивале. Фильм называли одним из главных претендентов на Золотую пальмовую ветвь (это сделало бы Дарденнов первыми в истории трехкратными обладателями высшей награды), а Марион Котийяр-претендентом на награду лучшей актрисе, но фильм в итоге стал первой картиной Дарденнов, которая была показана в Каннах, но осталась без наград. В июне фильм был показан на Сиднейском кинофестивале, где завоевал главный приз. Критики высоко оценили фильм, особо отмечая его композицию, следование гуманистическому началу, которого придерживались Дарденны в предыдущих работах, и игру Марион Котийяр. Хотя главным героем фильма является Сандра, главный конфликт происходит внутри каждого из ее коллег, которые в лице Сандры оказываются один на один с собственной совестью и должны принять какое-то решение. Поэтому фильм, вопреки первому впечатлению, является не социальной картиной о бедности и безработице, но картиной о свободе выбора и ответственности. Питер Брэдшоу (The Guardian) рассматривает фильм Дарденнов как произведение о солидарности и перипетиях демократического принятия решений, проводя параллели с фильмом Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин». По словам Робби Коллина (The Telegraph), Дарденны вкладывают в фильм одновременно политическое и этическое послание; взаимное унижение, которому подвергаются Сандра и каждый ее собеседник, и незримое присутствие не показываемых в этот момент работодателей создают и политическое измерение. Также Коллин восторгается игрой Котийяр, по его словам, в этом фильме показана именно депрессия, а не «театральная грусть», которая обычно замещает ее в кино. При бюджете в 7 миллионов евро картина в мировом прокате собрала 9 миллионов долларов.