Удачливый
флоридский адвокат Кевин Ломакс и его жена Мэри Энн переезжают в Нью-Йорк,
где Кевину предложили работу в престижной юридической компании. До этого
Кевин был известен тем, что защищал исключительно негодяев и не проиграл
ни одного судебного процесса. На новом месте Кевин вполне счастлив. Он
живет в роскошной квартире с любящей женой, его окружают интересные люди.
Но все складывается слишком хорошо, чтобы быть правдой. После того, как
Кевин выигрывает дело таинственного жертвоприносителя животных, он принимается
за важное дело подозреваемого в убийстве крупного дельца, спекулянта недвижимостью
Александра Каллена. Но вскоре погибает один из коллег Кевина по юридической
фирме. Мэри Энн чувствует, что что-то складывается не так, как надо. Страдая
от недостатка внимания со стороны мужа, она переживает ряд событий, граничащих
с оккультными. Мэри Энн впадает в депрессию и постепенно начинает воображать,
посредством странных и зловещих видений, что Кевина наняла не юридическая
фирма, а сам Дьявол. Она пытается покончить жизнь самоубийством и попадает
в психиатрическую больницу, где, в конце концов, успешно осуществляет
свой план. Вскоре после этого богобоязненная мать Кевина говорит, что
Джон Милтон, глава фирмы, где он работает, на самом деле его отец. Кевин
ругается с Джоном и представляет, что Мэри Энн была права. Оказывается,
что Джон Милтон-это не только его отец, но и Сатана собственной персоной.
Он говорит, что Кевин теперь член их большой и могущественной семьи. Он
хочет, чтобы Кевин женился на своей собственной сестре Кристабель. Но
у Кевина хватает мужества сделать решающий шаг…
Картина представляет собой довольно неуклюжий психологический анализ,
где режиссер смешал внутренние колебания и нудные рассуждения на тему
свободы воли, привлекательности власти и силы зла. Удачным моментом постановки
было перенесение действия в среду адвокатов, профессии самой по себе дьявольской.
Ведь о том, что в Америке ни один гражданин и шагу не ступит без своего
адвоката, известно всем. Адвокаты помогают не платить налоги, разбираются
с домовладельцами и работодателями, охраняют имущество, загубленные хирургами
внутренние органы и балующихся марихуаной детей своих клиентов. Ежедневно
сознавая эту тотальную зависимость, граждане США просто не могут оставаться
равнодушными к тем, кто их бережет. И точно так же, как дети во всем мире
от души способны ненавидеть школьных учителей, взрослые в Америке искренне
и неподдельно ненавидят ту часть населения страны, которая называется
словом «адвокатура». Кинематограф же деятельно ищет и находит на нее компрометирующие
материалы. Эта картина-реальное обвинение, брошенное без иронии, без смущения
и сантиментов. Это фиксация существующего конфликта. Причем конфликта
абсолютного: в столкновение приходят деньги и нравственность, амбиция
и мораль. Конечно же, попытки подвергнуть клан адвокатов общественному
суду предпринимались Голливудом и раньше. В конце 70-х-середине 80-х судебная
драма и разнообразные вариации темы суда, следствия, обвинения и защиты
были чрезвычайно злободневны для Америки, очухавшейся от вьетнамского
синдрома и на излете «холодной войны» столкнувшейся с небывалым ростом
преступности. «И справедливость для
всех» (1979) Нормана Джуисона, «Вердикт»
(1982) Сиднея Люмета, «Мыс страха» (1991)
Мартина Скорсезе-самые лучшие фильмы, исследующие нравственные аспекты
адвокатской практики. Однако их уклон в детектив оказывал неоценимую услугу
героям-адвокатам, которые вне зависимости от персональных человеческих
качеств сталкивались с абсолютным злом в разных обличьях и оттого выигрывали
спор за зрительские симпатии. Точно так же слабовольные и чрезвычайно
увлекающиеся герои Майкла Дугласа и Уилльяма Дэфоу оказывались предпочтительнее
их сексуально агрессивных клиенток в картинах «Основной
инстинкт» (1992) и «Тело как улика» (1992). В «Филадельфии» (1993)
больной СПИДом адвокат боролся с целой системой лицемерия. Ларри Флинт
доказывал с экрана свое человеческое право на поступок, и зритель должен
был понять, что у порнографа и священника должны быть равные шансы на
защиту («Народ против Ларри Флинта», 1996). Американская система правосудия
стала одним из главных шоу Голливуда. В картине не обсуждается вопрос
о том, что на защиту имеет право любой. Это основа основ демократической
системы правосудия. Тэйлору Хэкфорду интересно совсем другое: есть ли
в Америке хоть один адвокат, способный по моральным соображениям отказаться
от выступления в защиту заведомо виновного? То есть поставить крест на
американской мечте, основывающейся на обладании лучшими из произведенных
индустрией материальными благами в соответствии с качеством кредитной
карты. Из фильма выходит, что таких сумасшедших идеалистов среди адвокатов
Америки нет. Чтобы доказать это безотрадное заключение со всей ясностью,
на роль молодого совестливого адвоката Кевина Ломакса компания «Warner»
утвердила одного из самых нервных юношей, Киану Ривза, известного борца
с дьявольским соблазном. Таким образом, всем должно быть понятно-уж если
герой Киану Ривза не свят, то чего же ждать от остальных. В фильме именно
Киану Ривз и есть тот, кого авторы называют адвокатом Дьявола. Более того,
в меру мистический сюжет раскрывает в нем непредвиденное адское происхождение:
по фильму он-плоть от плоти Сатаны, сын самого страшного искусителя. В
этой роли выступает как всегда ошеломительный Аль Пачино. Дуэт, который
мы видим на экране, только выигрывает от присутствия закулисных шепотов:
Аль Пачино еще увереннее царит, а Киану Ривз в соответствии с ролью сына
и положением провинившегося стажера трогательно и очень толково позволяет
ему это сделать. Высшей точкой профессионального триумфа Аль Пачино становится
сцена жертвенного самоубийства Кевина Ломакса. Никто в мире не может так
закричать в камеру «Не-е-ет!!!», как это может сделать Аль Пачино. И даже
если этот эпизод всего лишь авторский ремейк актера своего знаменитого
крика в финальной сцене картины «Крестный отец-3» (1990), пусть кто-нибудь
из звезд современного кино попробует так повторить и это слово, и это
состояние безграничного отцовского горя. В заключении можно напомнить,
что другие запоминающиеся образы Сатаны в кинематографе представили такие
актеры, как Джордж Скотт («Дон Жуан в аду», 1960), Теренс Стэмп («Стая
волков», 1984), Роберт Де Ниро («Сердце
ангела», 1987), Джек Николсон («Иствикские
ведьмы», 1987), Габриэль Бирн («Конец света»,
1999), Элизабет Харли («Ослепленный желаниями»,
2000), Харви Кейтель («Маленький
Никки», 2000). В конце фильма звучит песня группы «Rolling Stones»
«Paint It Black», а эпизоды с участием реальных звезд (Альфонс Д’Амато,
Дон Кинг) добавляют блеска и реальности могуществу и великолепию ущелий
современного Манхэттена. Первоначально картину в 1994 году должен был
снимать Джоэл Шумахер
с Брэдом Питом в главной роли.
Второе появление Джеффри Джонса в качестве прислужника Сатаны после картины
«Stay Tuned» (1992). При бюджете в 57 миллионов долларов картина по всему
миру собрала 163 миллиона, и еще почти 26 миллионов заработала за право
показа в других странах. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов
ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн»
как лучшему фильму года, а номинировала за лучший грим, сценарий и актера
(Аль Пачино). Скульптор Фредерик Харт и национальный собор епископов в
Вашингтоне подал на компанию «Warner» в суд, обвиняя создателей фильма
в том, что скульптура из картины похожа на скульптуру Харта «Ex Nihilo»,
которая возвышается над входом в собор. Лишь в последнюю минуту было заключено
мировое соглашение, позволившее скульптуре остаться в картине. Ломакс
и Милтон присутствуют при реальном боксерском бое, где сталкиваются с
Доном Кингом. Дело в том, что в этот вечер 4 октября 1996 года дрался
боксер Кинга по имени Оба Карр, чей бой был среди предварительных поединков
перед главной встречей вечера между Роем Джонсом и Брайантом Бренноном,
на которой и присутствуют герои. Карр проиграл по очкам в 12-раундовом
поединке чемпиону мира по версии WBA Айку Квартье, а Джонс нокаутировал
своего соперника во втором раунде. Когда в конце фильма Ломакс в офисе
Милтона произносит фразу «Лучше правь в Аду, чем прислуживай в Раю»-это
цитата из поэмы Джона Милтона «Потерянный рай». Именно по имени автора
этой поэмы получил свое имя персонаж в исполнении Аль Пачино. Чтобы лучше
почувствовать роль, Шарлиз Терон во время трехмесячных съемок в Нью-Йорке
час в день уделяла посещению психиатра, чтобы лучше узнать, как изображать
шизофрению. На роль Ломакса также претендовали Джон Кьюсак и Эдвард Нортон.
Первоначально фильм был значительно больше ориентирован на спецэффекты
и имел бюджет блокбастера, так что Аль Пачино отказывался от роли пять
раз, прежде чем Тэйлор Хэкфорд не переписал сценарий и снова предложил
его актеру. Аль Пачино он понравился, но он был не уверен, что справится
с ролью, и предложил вместо себя Шона
Коннери или Роберта Рэдфорда. Это дебютный фильм датской актрисы Конни
Нильсен в США.