Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Трансильвания.
19 век. Пренебрегая советами об осторожности и благоразумии, которыми
его щедро наделили жители, нотариус Рэнфилд ночью отправляется на встречу,
которую ему назначил граф Дракула. Экипаж Дракулы его ждал, безымянный
кучер, которым оказался ни кто иной, как сам Дракула, повез нотариуса
вперед, и вскоре летучая мышь пролетела над лошадьми. Рэнфилд оказывается
в полуразрушенном замке графа. Он прибыл, чтобы подписать договор аренды
монастыря в Карфаксе около Лондона. Дракула встречает его, дает нотариусу
отравленное вино, а потом превращает в вампира. На корабле по дороге в
Англию, Рэнфилд становится рабом Дракулы. Корабль, груженный гробами с
трупами, прибывает в порт. На борту оказывается единственный живой человек-Рэнфилд.
Он стал почти безумным и поглощает мух, пауков и других насекомых. В театре
Дракула знакомится с доктором Сюардом, директором клиники. Она расположена
рядом с монастырем, где поселился вампир. Днем Дракула спит в ящиках с
землей, привезенной из Трансильвании. Дракула превращает в вампиршу Люси,
подружку Мины, дочери доктора Сюарда. Профессор Ван Хельсинг, ученый,
посвятивший свою жизнь изучению паранормальных явлений, замечает на шее
Люси две маленькие ранки, которые остались после укуса вампира. Люси превращается
в «таинственную женщину в белом» и становится предметом обсуждения в светской
хронике. Рэнфилд, жених Мины, помещенный в клинику, требует его освободить.
Мина рассказывает ему ночной кошмар: она обнаружила на своей шее такие
же дырочки от укуса вампира. Рэнфилд замечает отсутствие отражения Дракулы
в зеркале. Он находит в саду Мину в бессознательном состоянии. Она становится
очередной жертвой вампира. Приведенная в чувство, Мина говорит своему
жениху, что для них все закончено. Ван Хельсинг приказывает наполнить
комнату Мины чесноком, который отпугивает вампиров. Дракула заявляет,
что если Мина умрет, она будет принадлежать ему вечно. Мина пытается загипнотизировать
Рэнфилда. Она признается, что была вынуждена выпить кровь Дракулы. Вампир
приводит ее в монастырь. Когда Дракула ложится спать в свой гроб, Рэнфилд
протыкает ему сердце колом. Мина бросается в объятья жениха…
Недостоверный в литературной концепции, неравноценный в постановке, этот
фильм сделал невероятно популярной в американском кинематографе фигуру
графа Дракулы, ранее появившегося в картине «Носферату-симфония
ужаса» (1922) Фридриха Вильгельма Мурнау. В качестве литературного
источника Тод Броунинг использовал не оригинальный роман Брэма Стокера,
а успешную театральную адаптацию Гамильтона Дина и Джона Балдерстоуна.
На роль главного героя Броунинг хотел привлечь Лона Чейни, но тот умер
в 1930 году за три месяца до начала съемок. На пробах были Конрад Вейдт
(«Кабинет доктора
Калигари», 1920; «Двуликий Янус», 1920; «Горбун и танцовщица», 1920;
«Граф Калиостро», 1921; «Люкреция Борджиа», 1922; «Руки
Орлака», 1924; «Человек,
который смеется», 1928; «Распутин», 1930; «Король проклятых», 1935;
«Багдадский вор», 1940;
«Касабланка», 1942) и Пол Муни («Лицо со шрамом», 1932; «Жизнь Эмиля Золя»,
1937; «Последний сердитый человек», 1959), но, в конце концов, выбор пал
на Белу Лугоши. Прежде всего театральный актер, хотя уже появившийся в
нескольких десятках фильмов, венгр по национальности, он в течение долгого
времени играл в на театральных подмостках, прежде чем стать известным.
Это двойное театральное происхождение-сценария и главного актера, сузило
важность данного фильма. Статичный и часто неловкий в драматическом развитии
(например, слишком долгое представление Рэнфилда), фильм также страдает
от потерявшей чувство реальности, слишком живописной и напыщенной игры
Лугоши. Он перенес манеру исполнения своей роли со сцены на экран, не
использовав появившиеся новые средства самовыражения. Следует отметить
отличные декорации и очаровательную операторскую работу Карла Фройнда.
Все хрестоматийные эпизоды находятся в прологе, когда действие происходит
в Трансильвании, где фигурируют три супруги Дракулы. Своими медленными
и хореографичными перемещениями в длинных белых платьях, эти немые и бесконечно
странные создания подчеркивают исключительную магию картины. Несмотря
на все свои недостатки, «Дракула» обладает двумя главными достоинствами.
Во-первых, он предлагает самый полный для того времени каталог легендарных
характеристик и атрибутов вампиров: превращение в летучую мышь и волка,
дневной сон в гробах, наполненных землей, привезенной из Трансильвании,
боязнь чеснока, не отображение в зеркале. Во-вторых, он ввел моду на фильмы
ужасов, которые стали для студии «Universal» одним из главных жанров на
два последующих десятилетия, а также породил множество продолжений, обыгрывающих
тему вампиризма. Следует немного рассказать о режиссере. Тод Броунинг
в 1915 году попал в Голливуд и сыграл в ленте Дэвида Уарка Гриффита «Мать
и закон» (1916). Он был одним из ассистентов режиссера на фильме Гриффита
«Нетерпимость» (1916). Написал несколько сценариев, а с 1917 начал ставить
фильмы, как правило, банальные мелодрамы или приключенческие ленты. Его
склонность к мрачному гротеску и зловещей фантазии нашла отражение в проекте,
который он готовил несколько лет-фильме «Нечестивая троица» (1925) с участием
Лона Чейни, о похождениях
трех преступников: чревовещателя-трансвестита, карлика и циркового силача.
В период, когда фильмы ужасов еще не существовали как жанр и считались
коммерчески бесперспективным, картина имела успех. Сотрудничество Чейни
и Броунинга началось раньше, но лишь с этой лентой приобрело постоянный
характер. Их последующие фильмы: «Лондон
после полуночи» (1927), «К западу от Занзибара» (1928) и другие отличались
еще более гротескными образами и ситуациями. С приходом звука в кино Тод
Броунинг задумал экранизацию «Дракулы» с Лоном Чейни в главной роли, но
смерть актера задержала проект, и роль досталась Беле Лугоши, триумфально
игравшему ее на сцене. Фильм окончательно доказал коммерческий потенциал
жанра и положил начало знаменитому циклу фильмов ужаса студии «Universal».
Тод Броунинг между тем получил карт-бланш на студии «MGM» и снял свой
самый запредельный гротеск, фильм «Уроды»
(1932). Настоящие уродцы с самыми невообразимыми аномалиями были собраны
для съемок со всего мира. Одного их присутствия на экране было достаточно
для шокового эффекта, но он усугублялся финальной сценой: цирковая красавица
пытается убить карлика, и уродцы собираются вместе, чтобы превратить ее
в одну из них. Студия была в ужасе, и картину подвергли сокращениям, а
вскоре полностью изъяли из проката. Фильм, в ряде стран запрещенный на
много лет, лишь недавно оказался доступен зрителям. Репутация Тода Броунинга
как режиссера фильма ужасов связана, прежде всего, с «Дракулой» и «Уродами».
Однако второй больше поражает своей сенсационностью, чем режиссерским
искусством, а первый, как и фильмы с Лоном Чейни, был обязан своим успехом
не Броунингу, а центральной актерской фигуре-Беле Лугоши. Стиль Тода Броунинга
отличался статичной камерой, мелодраматическими излишествами и преобладанием
диалогов в ущерб экранному действию. Парадоксальным образом две его лучших
картины оказались забытыми. В ленте «Знак
вампира» (1935) он сумел создать на экране почти поэтическую атмосферу
зла, которой недостает в «Дракуле». Фильм «Кукла-дьявол»
(1935) использовал новаторские спецэффекты в сюжете о человеке, нашедшем
способ уменьшать людей до размера кукол и использующем их для мести своим
врагам. После этого Броунинг снял еще только один фильм и с 1939 жил в
почти полном уединении, занимаясь операциями с недвижимостью. Дракула
по-венгерски есть словосочетание «сын дракона». Грим сделал Джек
Пирс, а спецэффекты Джон
Фултон. Оператор Карл Фройнд работал над такими картинами, как «Двуликий
Янус» (1920), «Голем»
(1920), «Люкреция Борджиа» (1922), «Метрополис»
(1927), «Убийство
на улице Морг» (1932), «Великий Зигфельд» (1936), «Парень
по имени Джо» (1943), «Седьмой крест» (1944). В 2000 году картина
была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. Бюджет картины
составил 355 тысяч долларов.