В
маленьком городке Хэррингтон, штат Огайо, паренек Кейси находит на футбольном
поле какое-то существо, которое может жить только в почках кальмаров и
осьминогов. Оно неожиданно оживает и начинает размножаться. Дальнейшие
открытия подростков колледжа превосходят все ожидания: они видят, как
их преподаватели превращаются в неземных чудовищ. Никто ребятам не верит:
ни родители, ни полиция. Тем временем инопланетяне, питающиеся водой,
которую потребляют в невообразимых количествах, пытаются зомбировать жителей
всего городка. Теперь шестерым учащимся нужно самим сражаться с пришельцами…
Фильм переносит нас в миры научно-фантастических лент пятидесятых годов,
когда угроза со стороны пришельцев-коммунистов принимала человеческую
форму. Еще раз сценарист «Крика»
(1996) Кевин Уилльямсон пытается сделать из старого что-то новое, методично,
раз за разом повторяясь и порождая мораль-сказку. К счастью, Роберт Родригес
со своей оживленной и красочной постановкой ненавязчиво поднимает уровень
картины. Фильм насыщен тяжелой ритмичной музыкой, кучей молодежных острот
и приколов. Один из ярчайших примеров-вместо того, чтобы быстрее смотаться
из горячей точки со словами «Пора сваливать!», персонажи еще находят время
поиронизировать над штампами: «Обычно в таких случаях говорят «Пора сваливать»!
Однажды виден популярный американский лозунг «Kill your television!».
Настоящая подростковая энциклопедия жизни, значительно лучше той, которую
написал Ди Снайдер, вокалист группы «Twisted Sister», и которая публиковалась
в конце 80-х годов в популярном журнале «Ровесник». Помимо киноцитат,
фильм наполнен превосходными диалогами, насыщен фамилиями режиссеров,
писателей и производителей фантастических фильмов. Очень остроумный и
интересный фильм. А сцена на стадионе во время матча по американскому
футболу, сопровождаемая темой из песни «Пинк Флоид» «Another Brick In
The Wall» (1979) в современной аранжировке, просто блестяща. В таких фильмах
больше всего пленяет то обстоятельство, что всякая мерзость боится очень
простых вещей, главное вовремя догадаться, каких именно: в комедии Тима
Бартона «Марс атакует!» (1997) у всех
марсиан полопались головы от обычной музыки по радио, у того же Родригеса
в картине «От заката до рассвета»
(1996) вампиры умирали от воды, перекрещенной Харви Кейтелем. В «Факультете»
неожиданно полезным оказывается порошок, который самый бойкий малый изготовлял
в домашней лаборатории из кофеина и других подручных материалов, чтобы
по сходным ценам сбывать ищущим забвения одноклассникам. Тот факт, что
лекарство еще и пришельцев убивает, можно рассматривать как пропаганду
наркомании, тем более, что с его помощью герои проверяют, кто уже зомбирован,
а кто еще пока свой. Заключительное сражение в школе напоминает картину
«Класс 1999» (1990). Превосходная
вариация на тему фильма «Вторжение
похитителей тел» (1956). Кинопрокатную компанию «Miramax» в 1979 году
организовали братья Боб и Харви Вайнштейны, самыми громкими успехами которых
были картины «Криминальное чтиво» (1994) Квентина Тарантино и «Секс, ложь
и видео» (1989) Стивена Содерберга. Академия фантастических фильмов, фэнтази
и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн»
за лучшего молодого актера (Хартнетт) и как лучший фильм ужасов года.
Бюджет картины составил 15 миллионов долларов, а принесла она в прокате
США более 40 миллионов. Спецэффектами занимались компании «Centropolis
Effects LLC», «Digiscope», «Hybride Technologies» и «KNB».