Fanny och Alexander  Fanny och Alexander  Fanny och Alexander  Fanny och Alexander  Fanny och Alexander  Fanny och Alexander  Fanny och Alexander  Fanny och Alexander  Fanny och Alexander  Fanny och Alexander  Fanny och Alexander  Fanny och Alexander  Fanny och Alexander  Fanny och Alexander  Fanny och Alexander  Fanny och Alexander  Fanny och Alexander  Fanny och Alexander

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Fanny och Alexander

«ФАННИ И АЛЕКСАНДР»
(Fanny och Alexander)

Швеция-Франция-ФРГ, 1982, 312 мин., «Svenska Filminstitutet»
Режиссер и сценарист Ингмар Бергман, композитор Даниэль Белл
В ролях Пернилла Оллвин, Алан Эдвалл, Бертил Гув, Ева Гролинг, Борье Алстедт

Семья Экдалов во главе с Хелен, ее тремя сыновьями, их женами, детьми и прислугой, собирается на Рождество в канун 1907 года. В это время Оскара, одного из сыновей, руководителя семейного театра, настигает сердечный приступ, и он умирает. Несколько месяцев спустя его вдова Эмили соглашается выйти замуж за местного священника лютеранской церкви Эдварда Вергеруса. Тот убеждает Эмили распродать все ее имущество и переехать вместе с двумя ее детьми к нему. Женщина так и делает, но через некоторое время понимает, что поступила опрометчиво. Вместе со своими детьми, Фанни и Александром, Эмили сталкивается с суровым, аскетичным и даже жестоким образом жизни Эдварда. Отчим жестоко наказывает пасынков за малейшую провинность. Эмили понимает, что совершила ошибку, но не может покинуть дом ненавистного мужа, так как местные власти просто прогонят ее из города и отберут детей. Но в это время перед Александром появляется призрак погибшего Оскара, который рассказывает, как Вергерус запер в подвале и уморил голодом свою прежнюю жену…
Бюджет картины составил неслыханную для Европы сумму 9 миллионов долларов. Для театрального проката была сделана трехчасовая версия фильма. В картине было 60 ролей с текстом и более 1200 второстепенных. Перед съемками картины 64-летний режиссер заявил, что это будет его последний настоящий фильм. Он сдержал свое слово: после этого он работал только в театре. Лив Ульман была предложена роль Эмили, но она отказалась. Ингмар Бергман был так разочарован, что сказал актрисе, что она этим «потеряла свое право сниматься в любом его фильме, принадлежавшее ей с момента их знакомства». Сцена похорон снаружи церкви была снята съемочной группой самостоятельно, пока режиссер болел гриппом. Играющий Вергеруса Ян Мальмсье однажды потерял сознание на съемочной площадке из-за переутомления: помимо съемок в картине он шесть дней в неделю был занят в театре. Бергман и оператор картины Свен Нюквист очень сильно поругались во время съемок, так как Нюквист хотел поехать на похороны своей бывшей супруги, но режиссер его не отпустил. Первоначальный сценарий, написанный Бергманом в 1979 году, содержал около тысячи рукописных страниц. Бергман видел в роли бабушки детей Хелен Экдал актрису Ингрид Бергман, но она отказалась сниматься, и роль отошла Гунн Уоллгрен. Картина получила «Оскар» за лучшие декорации, операторскую работу, костюмы и лучший иностранный фильм, а номинировалась за лучшую режиссуру и сценарий. Англичане вручили картине свой приз «BAFTA» за лучшую операторскую работу, а номинировали за лучшие костюмы и как лучший иностранный фильм. Французы вручили картине приз «Сезар» за лучший иностранный фильм. Итальянцы также не поскупились на награды и вручили картине свой «David di Donatello» за лучший иностранный фильм, режиссуру и сценарий иностранного фильма. На Венецианском кинофестивале картина получила приз ФИПРЕССИ. Картина также получила «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм, а номинировалась за лучшую режиссуру. Бергман хотел, чтобы шестимесячный съемочный период был легким и счастливым временем для труппы, поэтому первой сценой, которую сняли, была битва детей подушками. Роль Эдварда Вергеруса была написана режиссером для Макса Фон Сюдова, с которым он последний раз работал над картиной «Berringer» (1971). Актер был рад вновь работать с маститым режиссером, но так как он в это время снимался в Голливуде, то договариваться приходилось с его агентом. Тот запросил помимо гонорара проценты от прибыли. Но к этому времени продюсеры уже распланировали все выплаты, поэтому не могли согласиться с требованиями агента Фон Сюдова и начали поиски нового актера на главную роль. Когда Фон Сюдов узнал, по какой причине его не утвердили на роль, был уже ангажирован актер Ян Мальмсьен. Таким образом, Фон Сюдов потерял возможность сняться в последнем фильме своего любимого режиссера, поэтому пришел в бешенство и до сих пор с сожалением вспоминает об упущенной возможности. В прокате США картина собрала почти 5 миллионов долларов.