The Fly  The Fly  The Fly  The Fly  The Fly  The Fly  The Fly  The Fly  The Fly  The Fly  The Fly  The Fly  The Fly

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

The Fly

«МУХА»
(The Fly)

США, 1958, 94 мин., «20th Century Fox»
Режиссер и продюсер Курт Ньюманн, композитор Пол Соутелл, гример Дик Смит
В ролях Эл Хедисон, Патрисия Оуэн, Винсент Прайс, Герберт Маршалл

Хелен Деламбр убивает своего мужа Андре, которого раздавливает гидравлический пресс. Андре и его брат Франсуа являлись владельцами лаборатории, где было совершено убийство. Хелен рассказывает свою историю Франсуа и инспектору полиции Шара. Ее муж Андре, инженер и талантливый изобретатель, последние несколько месяцев находился в возбужденном состоянии, занимаясь исследованиями в области телепортации. Он помещал пепельницу в стеклянную клетку, и ему удалось посредством сложного прибора разложить ее на атомы, а потом собрать в клетке, расположенной в другом конце лаборатории. Он объясняет своей жене, что это изобретение, очень важное для человечества, может способствовать ликвидации голода во всем мире. Хелен замечает, что надпись на пепельнице «Сделано в Японии» во второй стеклянной клетке написана наоборот. Андре совершенствует эксперимент и телепортирует газету, в которой не искажается ни одной строчки. Он проводит эксперимент на своей кошке, которая, однако, исчезает в пространстве: вторая клетка остается пустой. Две недели спустя опыт с морской свинкой удается великолепно. Потом Андре надолго запирается в своей лаборатории. Не открывая дверь, он говорит своей жене, что с ним произошел несчастный случай, и он просит найти муху с белой головой и лапками. Выясняется, что их сын Филипп совсем недавно выпустил ее на волю по просьбе своей матери. Андре впускает жену в лабораторию. Его голова накрыта черной материей. Хелен видит, что одна из рук мужа превратилась в ужасное крыло насекомого. Андре рассказывает, что хотел поставить эксперимент на самом себе, но в клетке случайно оказалась муха. Во время процесса распада их атомы перемешались. Андре говорит жене, что если она не найдет муху с белой головой, он будет вынужден уничтожить себя. Хелен, Филипп и служанка начинают активно искать муху. Им удается ее запереть в оконной раме, но та улетает в сад. Андре объясняет жене, что его мозг диктует ему странные вещи. Его воля неустойчива. Хелен убеждает его попытаться провести другой эксперимент без мухи. Она падает в обморок, когда видит, что вместо человеческой головы у мужа гигантская голова мухи. Андре против своей воли уничтожает все свои приборы. Он ведет свою жену к прессу, ложится под него и просит ее нажать кнопку запуска. Но инспектор Шара скептически относится к этому рассказу. Он спрашивает Хелен, не выдумала ли все это она сама. В это время в саду муха с головой Андре, попавшись в паутину паука, зовет на помощь. Паук собирается ее сожрать. Пораженный этим зрелищем, Шара убивает двух насекомых камнем. Франсуа делает вывод, что он не менее виновен, чем Хелен. Шара закрывает уголовное дело, приписав смерть Андре к самоубийству. Хелен и Франсуа объясняют Филиппу, что его отец стал жертвой своих исследований…
Использовав достаточно внушительный бюджет компании «20th Century Fox» (700 тысяч долларов), которая в то время практически не занималась фантастикой и фильмами ужасов, «Муха», снятая по новелле Джорджа Лангелана, использовала стимулирующий воображение сюжет. Телепортация материи в пространстве путем мгновенного распада вещества на атомы. Более того, сценарий практически полностью лишен стереотипного безумного ученого и перенесен в странный для этого жанра контекст. Буржуазная семья, обыкновенная и обыденная обстановка, где вовсе не ожидаешь присутствовать при фантастических событиях. Герой есть жертва своей научной любопытности, кажущейся вполне обоснованной, но не вполне понятной. Она совсем не раскрывает его ненормального поведения. Вся эффективность фильма создана его скромностью, умеренностью, постоянным поиском логики видения основных событий. Она объясняется одновременно благоразумием авторов и уважением к правилам приличия той эпохи. Вот это и принесло столь плодотворный результат. Эта экспрессивная умеренность, эта сила стилизации еще более очевидна, когда сравниваешь этот фильм с ремейком Дэвида Кроненберга 1986 года. Фильм Кроненберга, безусловно, не лишен положительных качеств, особенно в важности, приданной конфликту, который раздирает героя, между его мозгом мухи и человеческой натурой. Но, несмотря на обилие визуального отвращения, впечатляющего и отталкивающего грима, Кроненберг не прочувствовал глубину ужаса, достигнутого Куртом Ньюманном, особенно в эпизоде, где ученый, обнаружив у себя черную отвратительную голову, поглощает свою пищу со зловещим свистом. Что касается финального эпизода, когда муха с человеческой головой попадает в паучью сеть и кричит тоненьким жалостливым голоском «Помогите мне!», он стал легендарным в жанре и ни один самый зрелищный эпизод картины Кроненберга не может сравниться с ним. В фильме нет никаких монстров и никаких кровавых спецэффектов, но атмосфера по своей напряженности не уступает произведениям Эдгара Аллана По. Огромный коммерческий успех фильма породил два продолжения. В прокате США картина собрала 3 миллиона долларов.