Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ФОРД ПРОТИВ ФЕРРАРИ»
(Ford v Ferrari)

США, 2019, 152 мин., «Chernin Entertainment/20th Century Fox»
Режиссер Джеймс Мэнголд, сценаристы Джес и Джон-Генри Баттерсворд
В ролях Катриона Балфе, Мэтт Деймон, Кристиан Бейл, Джош Лукас, Джон Бернталь, Рэй Маккиннон

В начале 1960-х годов Генри Форд II принимает решение улучшить имидж компании и сменить курс на производство более модных автомобилей. После неудавшейся попытки купить практически банкрота Ferrari американцы решают бросить вызов итальянским конкурентам на трассе и выиграть престижную гонку 24 часа Ле-Мана. Чтобы создать подходящую машину, компания нанимает автоконструктора Кэррола Шэлби, а тот отказывается работать без выдающегося, но, как считается, трудного в общении гонщика Кена Майлза. Вместе они принимаются за разработку впоследствии знаменитого спортивного автомобиля Ford GT40…
«Ferrari NV»-итальянская компания, выпускающая спортивные и гоночные автомобили, базирующаяся в Маранелло. Основана в 1947 году Энцо Феррари как Scuderia Ferrari, компания спонсировала гонщиков и производила гоночные автомобили до 1947 года. С 1947 года начала выпуск спортивных автомобилей, разрешенных к использованию на дорогах общего пользования, под маркой «Ferrari S.p.A.». На протяжении всей своей истории, компания участвует в различных гонках, особенно в Формуле-1, где она имеет наибольший успех. Эмблема «Феррари»-гарцующий жеребец на желтом фоне. Традиционный цвет автомобилей-красный, но компания выпускает автомобили и других цветов. Гоночная команда, именуемая «Скудерия Феррари» была основана Энцо Феррари в 1929 году. Начала производить транспортные средства только в 1947 году. Fiat SpA приобрела 50 % Ferrari в 1969 году и расширила свою долю до 90 % в 1988 году. В октябре 2014 года Fiat Chrysler Automobiles NV (FCA) объявила о своих намерениях отделить Ferrari SpA от FCA; на момент объявления FCA принадлежало 90 % Ferrari. Разделение началось в октябре 2015 года с реструктуризации, в результате которой Ferrari NV (компания, зарегистрированная в Нидерландах) стала новой холдинговой компанией группы Ferrari, и последующая продажа FCA 10 % акций в ходе IPO и одновременный листинг акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. На оставшихся этапах разделения доля FCA в бизнесе Ferrari была распределена среди акционеров FCA, 10 % из которых по-прежнему принадлежат Пьеро Феррари. Выделение было завершено 3 января 2016 года. Компания выпускает гоночные и спортивные автомобили. В 2008 году компания произвела 6662 автомобиля. Численность персонала компании на конец 2008 года составила 3000 человек. Оборот в 2008 году составил 1, 9 млрд. евро. Гоночное подразделение компании «Скудерия Феррари» выступает в гонках Формула 1 и является самой успешной за всю историю гонок (15 раз становились чемпионами мира и 16 раз выигрывали Кубок конструкторов). Компания (первоначальное название ее было Auto Avio Costruzioni) была основана в 1929 году гонщиком, конструктором и испытателем автомобилей «Альфа-Ромео» Энцо Феррари. Первоначально она производила различное оборудование для автомобилей. Сделанные компанией автомобили выпускались под маркой «Альфа-Ромео». С этой компанией у Феррари был договор. Первый автомобиль, носящий уже собственно имя «Феррари» появился в 1946. Это была модель Ferrari 125, с мощным 12-цилиндровым алюминиевым двигателем, призванная воплотить в жизнь мечту ее создателя: придать обыкновенному дорожному автомобилю свойства гоночного без ущемления комфортабельности. В качестве торговой марки фирмы Энцо Феррари избрал гарцующего жеребца на желтом фоне. К концу 1947 существовали уже две модификации двигателя «Феррари», а его рабочий объем вырос у модели 166 с 1496 до 1995 см³. В следующем году собственная команда «Феррари» впервые одержала победу в гонках Милле-Милья и Тарга-Флорио. 1949 год принес команде новый триумф в тех же соревнованиях, а чуть позже победу в гонке «24 часа Ле-Мана». В 1951 появляется этапная модель 340 America с двигателем, первоначально разработанным для Ferrari GT с рабочим объемом 4, 1 литра. В 1953 году эта же машина оснащается двигателем объемом 4, 5 литра и получает новое имя-375 America. В том же году «Феррари» представляет 250 Europa, с трехлитровым двигателем. Всего к началу 1954 Энцо Феррари выпустил около 200 своих машин в эксклюзивно-дорожном варианте и 250 гоночных моделей. Создавая свои дорожные автомобили, Феррари обращался к разным дизайнерским компаниям, делая свои модели непохожими друг на друга. Но модель 250 GT 1954 года положила начало многолетнему и плодотворнейшему сотрудничеству с компанией «Пининфарина», как нельзя лучше подстроившей свои кузова к новым короткобазным шасси, у которых ведущая задняя ось была подвешена на пружинах. Уже модель 250 GT выпустили не только как купе, но и кабриолет, а появившаяся в 1959 году 250 GT California, производившаяся на заказ-яркий образец открытой модели 250 GT спортивного типа. В 1958 «Пининфарина» создала для модели 250 GT кузова специфически угловатой формы: эти автомобили, оснащенные 12-цилиндровым двигателем, и внешне производили впечатление огромной мощи, идеально послушной любым желаниям своих владельцев. Модели 375 America и сменившая ее в 1956 410 Super America предназначались для «сильных мира сего»: их дизайн навевал ощущение силы и уверенности в себе. С 1957 по 1962 год выпускался видоизмененный «Феррари 250 GT California» с хищно заостренным профилем и съемной крышей. Свою первую победу эта машина одержала в гонках Tourist Trophy 1960 года на трассе Гудвуд. Феррари принадлежат самые запоминающиеся машины 60-х годов XX века. Впоследствии в 2013 году Ferrari 250 GTO 1963 года был продан за рекордные 52 миллиона долларов и стал самым дорогим автомобилем в мире. В 1966 фирма разработала новый V-образный двигатель, ведущий свое начало от гоночных моторов: 12-цилиндровый, четырехкулачковый, с двумя распределительными валами в каждой головке цилиндров, системой смазки с сухим картером, обеспечивший высокий крутящий момент и гибкость, имевший мощность 300 л. с. В 1968 «Феррари» выпустила легендарную Daytona, или 365 GTB/4, с передним расположением 4, 4-литрового V-образного 12-цилиндрового двигателя, мощностью 352 л. с., развивающего сверхскорость-282 км/ч. Эта модель, внешне сдержанная и функциональная. В начале 1970-х годов появилась модель «Dino», названная в честь умершего сына Коммендаторе, с центрально расположенным двигателем производства ФИАТ-V-образным 6-цилиндровым; модель выпускалась и в 8-цилиндровом варианте, но 6-цилиндровая модель считается классической. Одно время «Dino» была фактически отдельной маркой. Точно такие же, нетрадиционные для «Ferrari» моторы стояли на спортивном «Fiat Dino». Модель 365 GT4, или Berlinetta Boxer, 1971 года выпуска, имела много черт гоночных автомобилей Феррари: ее двигатель рабочим объемом 4, 4 литра мог развивать скорость 275 км/ч; расположен он был горизонтально посредине кузова, а коробка передач для более рационального использования внутреннего объема кузова располагалась под мотором. Шасси также использовало опыт гоночных машин: пространственная трубчатая рама и стальные панели кузова. На базе Ferrari 308 GT4 делались элегантные модели с кузовами «Пининфарина»; оснащенные V-образными 8-цилиндровыми двигателями, они привлекали внимание покупателей до начала 80-х годов. Установив горизонтальный 12-цилиндровый мотор Boxer гоночной модели 512 BB на Testarossa, компания создала массивную тяжелую машину, отвечающую самым взыскательным требованиям как спортсменов-гонщиков так и «звездных» клиентов. Яркий броский дизайн «Пининфарин» нес в себе квинтэссенцию рекламного духа, причем его создатель добивался не только внешнего эффекта: ребристые боковые воздухоприемники, нашедшие множество подражателей, служили для подачи воздуха в боковые радиаторы, заменившие передний радиатор 512 BB. Технические показатели модели также были безупречны: пятилитровый двигатель Testarossa, с четырьмя клапанами на цилиндр, достигал мощности 390 л. с., а его максимальная скорость-274 км/ч. В 1987 сам основатель компании Энцо Феррари возглавил коллектив конструкторов, подготовивших модель F40, обозначенную как «сумма усилий компании за годы ее существования». Свое начало F40 ведет от GTO 1984 года и, на первый взгляд, имеет много общего с Ferrari 308 GTB, однако имеет существенные технические нововведения: турбонаддув, V-образный 8-цилиндровый двигатель продольного расположения, установленный на трубчатой раме, усиленной несущими панелями из кевлара, супермощность 478 л. с.-все говорит о том, что прежней осталась только конфигурация. Кузов этой супермодели выполнен из углеволокна и кевлара, а ее тесный салон вполне отвечает спортивной сущности машины: в ней нет даже механизма для регулировки сидений. Поразительные технические характеристики и никакого комфорта-вот девиз 1118-килограммовой Ferrari F40: жесткая подвеска не поглощала дорожных неровностей, руль откликался на каждую выбоину, а великолепный мотор демонстрировал бесконечную мощь. Требовательный, неудержимо энергичный и привлекательный-таким стало последнее детище основателя фирмы. Автомобили компании «Феррари», с 1969 контролировавшейся FIAT, а с 1989 окончательно отошедшей к корпорации, имеют репутацию самых дорогих в мире. Появление специальной модели Ferrari Enzo в честь знаменитого конструктора призвано напомнить автомобильному миру о передовой конструкторской школе Ferrari, которая убедительно подтверждается выдающимися успехами в Формуле-1. Двухместный спортивный автомобиль оснащен 12-цилиндровым двигателем объемом 6 литров и мощность 660 л. с. Время разгона до 100 км/ч составляет всего 3, 65 секунды. Максимальная скорость «Энцо Феррари» — 350 км/ч. Дизайн автомобиля разработало известное кузовное ателье Pininfarina. Модель «Энцо Феррари» несет в себе черты болидов Формулы-1-обтекаемый корпус и узкий салон. Двери открываются вверх. Все важнейшие функции управления, включая переключение передач, вынесены на руль. Автомобиль оснащен 6-ступенчатой коробкой, смена передач осуществляется с помощью специальных клавиш на руле. Выпущено всего 399 автомобилей. Фирма предлагала их своим наиболее верным и известным клиентам по предварительным заявкам. Цена автомобиля составляла минимум 500 тысяч евро. В 2018 году на Североамериканском международном автосалоне генеральный директор Ferrari Серджио Маркьонне заявил, что компания выпустит суперкар с электродвигателем. Эмблема Ferrari-гарцующий жеребец на желтом фоне-впервые появилась на печатных материалах и официальных документах компании в 1929 году. Однако в то время «Гарцующий жеребец» не изображался на машинах, так как они принадлежали Alfa Romeo и имели собственную эмблему в виде клеверного листа на белом фоне треугольной формы. Энцо Феррари в своих воспоминаниях писал: «В качестве заводской марки я продолжал использовать изображение вздыбленного коня, которое появилось у меня сначала на машинах Scuderia Ferrari. История этого вздыбленного коня простая и забавная. Такую эмблему нес на своем истребителе Франческо Баракка, с первой мировой войны. Его сбили под Монтелло. Когда в 1923 году я выступил на трассе в Равенне, я познакомился с графом Энрико Баракка, отцом героя. Он представил меня своей жене, графине Паолине Баракка, которая однажды предложила: Феррари, а почему бы вам не изобразить вздыбленного коня моего сына на вашем гоночном автомобиле? Он принесет вам удачу. Я все еще храню фотографию аса с посвящением его родителей, в котором они вверяют мне этот знак с конем. Конь был и остался черным. Я же добавил золотистый фон, который является цветом города Модены». Эмблема Scuderia Ferrari выглядит в виде треугольного щита, а фирменный знак завода Феррари в виде прямоугольника, с полосатой лентой итальянского флага.
Ford Motor Company-американская автомобилестроительная компания. Четвертый в мире производитель автомобилей по объему выпуска за весь период существования. Штаб-квартира компании располагается в городе Дирборн в пригороде Детройта в штате Мичиган. В числе крупнейших компаний США по размеру выручки в 2022 году Ford Motor заняла 22-е место, а среди крупнейших компаний мира-53-е место. В списке крупнейших публичных компаний мира Forbes Global 2000 за 2022 год Ford Motor заняла 60-е место. Компания основана в Детройте в 1903 году Генри Фордом, который создал ее, получив на развитие бизнеса 28000 долларов от пяти инвесторов. Сразу после создания компании против нее подал иск изобретатель автомобиля Джордж Селден, утверждая, что Форд нарушает его патент; в 1911 году суд признал патент Селдена недействительным. Первым автомобилем компании Форда была «Модель А», за первый год работы их было выпущено 1708 штук. В августе 1904 года был открыт завод в Канаде, а в 1908 году в Париже было открыто первое зарубежное торговое представительство. Первой получившей массовое признание моделью, выпускаемой компанией, стал Ford Model T, выпускавшийся в 1908-1927 годах; только за 1909 год их было выпущено 10 тысяч, а за все годы-15 млн. Компания Ford получила известность как первая в мире, применившая классический автосборочный конвейер, запущенный впервые в 1913 году. Применение конвейера позволило снизить цену Ford Model T с 950 долларов в 1909 году до 290 долларов в 1926 году. В годы Первой мировой войны компания Форда производила не только автомобили, но и авиационные двигатели, танки и боеприпасы. В 1918 году Генри Форд передал руководство текущими делами компании своему сыну Эдселю, хотя продолжал иметь в ней большое влияние. В 1919 году компания была перерегистрирована в штате Делавэр. В 1922 году была куплена Lincoln Motor Company. В 1926 году производство устаревшей «Модели Т» была заменено на новую версию «Модели А», успех которой помог компании выстоять в период Великой депрессии. В 1928 году был создан филиал в Великобритании, а вскоре и в Германии. В конце 1920-х годов с компанией руководством СССР был заключен договор о помощи при строительстве автозавода в Нижнем Новгороде. Первые автомобили нового советского автозавода-ГАЗ-А и ГАЗ-АА, были лицензионными копиями машин компании «Форд». В 1938 году Ford начал выпускать автомобили под торговой маркой Mercury, которые заняли нишу на рынке между дешевыми «Фордами» и дорогими «Линкольнами». В конце 1930-х годов компания не пользовалась доверием американских военных из-за нескрываемых пронацистских симпатий основателя. В 1930-х годах Ford построил на территории нацистской Германии производство, которое выпустило для нужд вермахта 12 тыс. гусеничной и 48 тыс. единиц колесной техники. Руководитель компании был награжден высшей наградой нацистской Германии. Тем не менее, со вступлением США во Вторую мировую войну компания начала выпуск армейских грузовиков и джипов для американских войск, выступала смежником в танкостроительной программе США. Кроме этого, уже в 1940 году компанией началось строительство авиационного завода Уиллоу-Ран, на то время он был крупнейшим в мире, его конвейер имел длину 5 км и позволял собирать по самолету в час круглые сутки, основной продукцией был тяжелый бомбардировщик B-24 Liberator. В сентябре 1945 года компанию возглавил Генри Форд II, 28-летний сын Эдселя. Компания досталась ему в тяжелом финансовом положении. В восстановлении компании принимали участие как бывшие члены руководства General Motors (Эрнест Брич, Льюис Крузо), так и представители Министерства обороны США (Роберт Макнамара). Компанией были представлены на рынок такие удачные модели, как Thunderbird (1954 год), Falcon (1960 год), Mustang (1964 год), но была и модель Edsel, оказавшаяся одной из самых провальных в истории отрасли, за два года выпуска (1958-60 года) она принесла убыток в 250 млн. долларов. В 1956 году компания провела размещение своих акций на бирже, однако контрольный пакет акций остался у семьи Фордов. В 1970-х годах компания начала терять позиции на рынке США в пользу японских производителей, 1980 год Ford закончила с чистым убытком в 1, 54 млрд. долларов. В начале 1980-х годов были закрыты несколько заводов и сокращено более 100 тысяч рабочих, в то же время компания установила тесные отношения с японской Mazda, в которой в 1979 году был куплен 25-процентный пакет акций, а также корейской Kia Motors, было расширено производство автомобилей в Мексике. В 1985 году была представлена модель Ford Taurus, на разработку которой было потрачено 3 млрд. долларов и которая оказалась очень успешной. В сумме эти меры позволили в 1986 году обойти General Motors по размеру выручки впервые с 1920-х годов. Во второй половине 1980-х годов было куплено несколько финансовых компаний, из которых было сформировано финансовое подразделение, сравнимое с крупнейшими банками США. В 1989 году за 2, 5 млрд. долларов была куплена британская компания Jaguar Cars Ltd., а в 1993 году-Aston Martin. Следующими приобретениями были Hertz Corporation (1994 год, прокат автомобилей, продана в 2005 году), автомобильное подразделение Volvo Cars в 1999 году за 6, 45 млрд. долларов и бренд внедорожников Land Rover в 2000 году за 2, 7 млрд. долларов. В 2000 году компании пришлось отозвать более 300 тыс. автомобилей моделей Explorer, Mercury Mountaineer и Ranger в связи с дефектными покрышками. В середине 2000-х годов из-за жесткой конкуренции на мировом автомобильном рынке компания Ford испытывала серьезный финансовый кризис. В 2006 году президентом компании стал Алан Малалли, который провел успешную реструктуризацию, запустив новую стратегию «Единый Ford», согласно которой Ford должен постепенно начать выпуск глобальных автомобилей, общих для всех рынков, что вернуло компанию к прибыльности. В 2007 году Aston Martin была продана консорциуму инвесторов за 925 млн. долларов. В следующем году были проданы Jaguar и Land Rover индийской Tata Motors за 2, 3 млрд. долларов. 29 марта 2010 года китайская компания Zhejiang Geely объявила о достижении договоренности о приобретении Volvo Cars за 1, 8 млрд. долларов. В 2015 году была продана доля в Mazda Motor Corporation. В апреле 2019 года концерн заключил соглашение с американской компанией Rivian Automotive, занимающимся разработкой электрических пикапов и внедорожников, инвестировав в американский стартап порядка 500 млн. долларов. В 2019 году Ford вместе с Volkswagen создали глобальный альянс, одним из направлений деятельности которого стало инвестирование в стартап Argo AI, разрабатывающий системы автопилотирования. Общая сумма вложений составила 2, 6 млрд. долларов.
Компания Ford Motor уже на протяжении более чем 100 лет контролируется семьей Фордов, являясь, таким образом, одной из наиболее крупных компаний, находящихся под семейным контролем, в мире. В то же время, Ford Motor Company является публичной компанией, акции которой котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Семье Форд на октябрь 2010 года принадлежало 40 % голосующих акций Ford, остальные находились в свободном обращении.
На 2022 год 52 % акций принадлежало институциональным инвесторам, крупнейшими из них были Vanguard Group, BlackRock, State Street Corporation, Newport Trust, Geode Capital Management, Bank of America, Goldman Sachs, Morgan Stanley, Northern Trust. Компания выпускает широкий спектр легковых и коммерческих автомобилей под марками Ford и Lincoln. Компания разделена на три структуры по географическому признаку: Ford North America, Ford Asia Pacific и Ford of Europe. Ранее каждое из этих подразделений имело собственный модельный ряд, но в 2006 году руководитель компании Малалли объявил о новой стратегии «Единый Ford», согласно которой Ford должен постепенно начать выпускать глобальные автомобили, общие для всех рынков, и первым из них стал Ford Focus III. Предприятия Ford (на 2010 год-всего 80) расположены в США, России, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Испании, Китае и прочих странах. За 2021 год компанией было продано 4 млн. автомобилей (доля на мировом рынке-5 %), выручка от продаж автомобилей составила 126 млрд. долларов. Выручка финансового подразделения Ford Credit в 2021 году составила 10 млрд. долларов, чистая прибыль-4, 5 млрд. долларов, активы-134 млрд. долларов. Подразделение осуществляет кредитование дилеров и покупателей автомобилей. Merkur-автомобильная марка, принадлежавшая европейскому отделению Ford (Кельн, Германия). Марка использовалась с 1985 по 1989 год, эти автомобили поставлялись на американский континент со своей эмблемой Merkur. Моделей было всего две-Sierra (в большинстве своем-XR4TI) и Scorpio.
Отличия от европейских моделей значительны и касалось не только оптики, бамперов, обвеса, круиз-контроля, кондиционера, коробки-автомат (механика-опция), дисковых тормозов, но и пассивной безопасности кузова и его жесткости, что привело к увеличению веса данных моделей по сравнению с более «простыми» европейскими комплектациями. Ставились и более мощные моторы, с турбо, как на модели XR-4Ti 2.3L (170 л. с.). Компания открыла свое представительство и начала реализацию автомобилей в Российской империи в 1907 году и продолжала свою деятельность после Октябрьской революции. В 1932 году в СССР при ее участии был запущен Нижегородский автозавод (в том же году переименованный в Горьковский автомобильный завод). В настоящее время на рынке России представлен в основном легковой модельный ряд европейского филиала Ford Werke. Таковы модели Fiesta (импорт в США начат в 1978), Focus (в США под таким именем продается фейслифтинг первого поколения европейского Focus, на остальных рынках давно уже не продающегося), Mondeo (в США представлен под названием Fusion), Kug (в США представлен под названием Escape), C-MAX (представлен на североамериканском рынке импортируемыми машинами европейской сборки) и S-MAX (на рынке США не представлен). Из моделей же американского рынка в России представлены только внедорожники Ford Escape и Ford Explorer. Российской дочерней компании Ford (ЗАО «Форд Мотор Компани») принадлежит автомобильный завод в городе Всеволожск (Ленинградская область), осуществляющий сборку автомобилей Ford Focus III и Ford Mondeo (на предприятии производятся такие операции как сварка кузовов, окраска и окончательная сборка автомобилей). Предприятие было запущено в июле 2002 года и стало одним из первых автосборочных предприятий зарубежной марки в России. Мощность завода на июль 2007 года составляла 72 тыс. автомобилей в год, численность персонала-2, 2 тыс. человек. Тогда же компания объявила о расширении мощностей всеволожского завода до 125 тыс. машин в год, в том числе 100 тыс. Focus 2 и 25 тыс. Mondeo. Инвестиции в расширение должны были составить 100 млн. долларов.