Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
В
бродячем цирке карлик Ганс, обрученный с лилипуткой Фридой, влюбляется
в красавицу, воздушную гимнастку Клео. Ослепленный своей любовью, он не
понимает, что Клео насмехается над ним. Она хорошо относится к нему только
из-за щедрых подарков, которые Ганс делает ей. Вместе с борцом Геркулесом,
ее любовником, она часто смеется над своим трогательным воздыхателем.
Фрида рассказывает Клео, что Ганс скоро станет наследником большого состояния.
Тогда Клео решает выйти замуж за Ганса, а потом отравить его. Во время
свадебного обеда она начинает приводить в действие свой план, подсыпав
яд. Бывшая любовница Геркулеса мешает осуществлению замысла гимнастки.
В то время, как Клео разыгрывает преданную сиделку около своего мужа,
Ганс приготовил свой план. Вечером он требует у Клео, чтобы она отдала
ему флакончик с ядом. Цирковой караван с трудом продвигается вперед во
время грозы. Фрозо, клоун, влюбленный в Венеру, мешает Геркулесу ее убить.
Борца убивают лилипуты. Клео, вопя, выбегает из своего фургончика, преследуемая
ими. Зазывала на ярмарке, рассказывающий эту историю о Клео зрителям,
показывает им то, что с ней стало. Мы видим уродливое существо вроде монстрообразной
курицы. Фрозо и Венера, Ганс и Фрида теперь живут вместе…
Даже семьдесят лет спустя после своего появления на экранах, этот фильм
остается знаковым в истории кинематографа. Он перерос традиционные категории
реализма и фантастики, документализма и фильма ужасов. Взяв отовсюду понемногу,
фильм оказался культовым во всех жанрах. Со стороны реализма здесь присутствуют
настоящие уроды и почти документальная хроника закулисной жизни цирка.
С фантастической стороны здесь имеется месть уродов и хирургические операции,
воскрешающие в памяти «Остров затерянных
душ» (1932). С точки зрения ужасов здесь налицо манихеизм, показанный
Тодом Броунингом, противопоставившим уродов, не виноватых в своей физической
монстрообразности, нормальным людям, ответственным за свое моральное уродство.
Аналогичная тема рассматривалась в фильме Дэвида
Линча «Человек-слон» (1980).
Фильм поджидал полный коммерческий провал и послужил началом заката карьеры
Тода Броунинга, который после него снял всего четыре фильма из сорока,
поставленных за всю свою жизнь. Интересно, что главная звезда киностудиии
«MGM» Мирна Лой отказалась сниматься в картине в роли Клеопатры, поэтому
пришлось пригласить русскую актрису московского театра Ольгу Бакланову,
снимавшуюся еще в немых картинах. Она приехала в Америку в 1926 году в
возрасте 27 лет и начала сниматься в кино. От роли Венеры отказалась еще
одна звезда Джин Харлоу, а от роли Геркулеса актер Виктор Маклаглен. Электрическое
оборудование на съемочной площадке было так плохо заземлено, что членов
съемочной бригады часто било током. В первоначальном сценарии фильм должен
был заканчиваться пением сопрано Геркулеса в новом шоу мадам Тетралини,
так как его кастрировали уроды. Но после негативных тестовых просмотров
сцена была вырезана. Было снято еще несколько вариантов концовки, и они
до сих пор доступны в разных вариациях, но именно этот конец был утерян.
Картина была запрещена в Австралии. Урод принц Рандиан (без рук и ног)
имел привычку заползать в самые темные углы съемочной площадки и пугать
проходящих мимо людей душераздирающим криком. В Великобритании фильм был
запрещен до начала 60-х годов, став одним из самых длительно запрещенных
фильмов в истории страны. Сюжетный любовный роман между лилипутами Гансом
и Фридой был не очень тактичным, так как они были братом и сестрой Гарри
и Дэйзи Эрлс в реальной жизни. Когда картина была изъята из проката, предприимчивый
дистрибьютор Дуэйн Эспер путешествовал по США и показывал ее под названиями
«Запретная любовь» и «Ошибки природы». Интересно, что для завлечения публики
после этого фильма он показывал фильм о жизни лагеря нудистов (если чувствовал,
что удастся избежать запрета местных властей). Ольга Родерик (бородатая
леди) впоследствии очень сожалела, что снялась в этом фильме. Фильм до
сих пор запрещен к показу в некоторых штатах США. Глава студии «MGM» Ирвинг
Талберг был в шоке от сценария картины, хотя сам дал единственную инструкцию
сценаристу Уиллису Голдбеку: «Сценарий должен быть ужасным». Когда Голдбек
принес сценарий на студию и его несколько дней спустя вызвали в офис Талберга,
глава студии сидел за столом с ошарашенным видом и произнес только одну
фразу: «Да, это действительно ужасно!». Кажется невероятным, но карлик
Анжело Росситто, сыгравший здесь Анжелено, прожил 83 года (1908-1991)
и снялся почти в 90 фильмах. Когда тестовые просмотры принесли негативную
реакцию, Талберг решил перемонтировать фильм, но не успевал этого сделать
до мировой премьеры 28 января 1932 года в Сан-Диего, поэтому там единственный
раз в истории картины она была показана в первоначальном варианте и имела
огромный успех. Она шла там в прокате некоторое время с рекламным лозунгом
«Ваша последняя возможность увидеть фильм в нецензурном виде!». Права
на экранизацию произведения Кларенса Аарона были куплены за 8 тысяч долларов.
Бюджет картины составил почти 310 тысяч долларов, а съемки заняли больше
месяца. Картина подверглась широкому остракизму. И лишь в шестидесятых
годах прошлого века глава Церкви Сатаны Антон Леви выкупил права на нее
и выпустил в прокат в усеченной 64-минутной версии. Первоначальная полуторачасовая
версия так никогда не увидела свет и была уничтожена. В 1994 году картина
была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США.