Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ФРИДА»
(Frida)

США-Мексика, 2002, 123 мин., «Handprint Entertainment/Lions Gate Films/Miramax»
Режиссер Джули Теймор по Хейден Эррере, сценаристы Клэнси Сигал и Дайан Лейк
В ролях Сальма Хайек, Альфред Молина, Миа Маэстро, Джеффри Раш, Амелия Сапата, Алехандро Усильи, Диего Луна

Фриде было 20 лет, когда она вышла замуж за самого знаменитого художника Мексики Диего Риверу, немолодого, богатого и развратного. Пройдет всего несколько лет, и она завоюет Париж, а о его скандале с Рокфеллером напишут все американские газеты. Их многочисленные любовные романы не помешают им покорить мир, а вот смогут ли они укротить друг друга…?
В 1922 году Фрида Кало в возрасте 18 лет попала в травматический несчастный случай на борту автобуса с деревянным кузовом, который столкнулся с трамваем. Пронзенная металлическим столбом, травмы, которые она получает, преследуют ее всю оставшуюся жизнь. Чтобы помочь ей выздороветь, отец приносит ей холст для рисования. Как только к Фриде возвращается способность ходить с тростью, она навещает художника-монументалиста Диего Риверу, требуя честной критики ее картин. Ривера влюбляется в ее работу, и у них начинаются дисфункциональные отношения. Когда он делает предложение, она говорит ему, что ожидает от него верности. На протяжении всего брака у Риверы были романы с самыми разными женщинами. В то же время бисексуалка Кало заводит любовников мужского и женского пола, в том числе, в одном случае, с той же женщиной, что и Ривера. Пара едет в Нью-Йорк в 1934 году, поэтому у Риверы есть возможность нарисовать фреску «Человек на перекрестке» по просьбе семьи Рокфеллеров внутри Рокфеллеровского центра. Живя в Соединенных Штатах, Кало переживает выкидыш и возвращается в Мексику на похороны своей матери. Ривера отказывается идти на компромисс со своим коммунистическим видением работы ради нужд покровителя Нельсона Рокфеллера, в результате фреска уничтожается. Пара возвращается в Мексику, причем Ривера делает это с большей неохотой. Сестра Кало, Кристина, переезжает к ним в их дом-студию в Сан-Анхеле в качестве ассистентки Риверы. Вскоре после этого Кало обнаруживает, что Ривера спит с ней. Оставив его, она впоследствии впадает в алкоголизм, вернувшись в дом своей семьи в Койоакане. Они воссоединяются во время празднования Диа-де-лос-Муэртос, где он просит ее поприветствовать и приютить Льва Троцкого, которому было предоставлено политическое убежище в Мексике. Троцкий выражает свою любовь к творчеству Кало во время экскурсии в Теотиуакан, и у них завязывается роман. Вскоре жена Троцкого узнает об этом романе, заставляя супругов покинуть безопасный дом Кало. Кало уезжает в Париж, когда Диего понимает, что она изменила ему с Троцким. Однако у Риверы не было особых проблем с другими делами Кало, поскольку Троцкий был слишком важен, чтобы быть тесно связанным со своей женой. Когда она возвращается в Мексику, он просит развода. В 1940 году Троцкий был убит в Мексике. Первоначально полиция подозревает Риверу в организации убийства. Когда им не удается его найти, Кало арестовывают. Кристина приезжает и выводит Кало из тюрьмы, объясняя, что Ривера убедил президента Карденаса освободить ее. Кало удаляют пальцы на ногах, когда ее врач замечает, что гангрена поразила их. Ривера просит Кало снова выйти за него замуж, и она соглашается. Ее здоровье ухудшается, что приводит к ампутации ноги и бронхопневмонии, которая оставляет ее прикованной к постели. В 1953 году кровать Кало переносят из ее дома в музей, чтобы она посетила свою первую персональную выставку в родной стране…
Фрида Кало де Ривера (1907-1954)-мексиканская художница, наиболее известная автопортретами. Мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки оказали заметное влияние на ее творчество. Художественный стиль Фриды Кало иногда характеризуют как наивное искусство или фолк-арт. Основоположник сюрреализма Андре Бретон причислял ее к сюрреалистам. Всю жизнь у нее было слабое здоровье-в шесть лет переболела полиомиелитом, последствия которого остались навсегда, а в подростковом возрасте попала в серьезную автомобильную аварию, после которой пришлось перенести многочисленные операции, повлиявшие на всю ее жизнь. В 1929 году она вышла замуж за художника Диего Риверу, помимо общих интересов их сблизило то, что оба поддерживали коммунистическую партию.
Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910-год Мексиканской революции). Ее отцом был фотограф Гильермо Кало, родом из Германии. По широко распространенной версии, основанной на утверждениях Фриды, он был еврейского происхождения, однако, согласно позднейшему исследованию, он происходил из немецкой лютеранской семьи, корни которой отслеживаются до XVI века. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями. Фрида Кало была третьим ребенком в семье. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а ее правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды. Фрида занималась боксом и другими видами спорта. В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу), одну из лучших школ Мексики, с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 женщин. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас». Ее поведение часто называли эпатажным. В Препаратории произошла ее первая встреча с будущим мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой, с 1921 года по 1923 год работавшим в Подготовительной школе над росписью «Созидание».
В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжелую аварию. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьезные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные ребра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, ее живот и матка были проколоты металлическими перилами. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц. Именно после трагедии уже в ноябре 1926 года Фрида впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего». В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде. Ей было 22 года, ему-43. Сближало супругов не только искусство, но и общие политические убеждения-коммунистические. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна-когда автобус врезался в трамвай, другая-это Диего». В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Это вынужденное долгое пребывание за границей, в развитой индустриальной стране, заставило ее острее чувствовать национальные различия. С тех пор Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. Поездка в Париж в 1939 году, где Фрида стала сенсацией тематической выставки мексиканского искусства (одна из ее картин была даже приобретена Лувром), еще сильнее развила патриотическое чувство.
В 1937 году в доме Фриды и Диего ненадолго нашел убежище советский революционер Лев Троцкий; у них с Фридой завязался роман. Считается, что уехать от них его вынудило слишком явное увлечение темпераментной мексиканкой. В 1940-е годы картины Фриды появляются на нескольких заметных выставках. В то же время обостряются ее проблемы со здоровьем. Лекарства и наркотики, призванные уменьшить физические страдания, меняют ее душевное состояние, что ярко отражается в дневнике, снискавшем широкую популярность. В 1953 году состоялась ее первая персональная выставка на родине. К тому времени Фрида уже не могла встать с постели, и на открытие выставки ее принесли на больничной койке. Вскоре из-за начавшейся гангрены ей ампутировали правую ногу ниже колена. Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года от острого воспаления легких. Незадолго до смерти она оставила в своем дневнике последнюю запись: «Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь». Некоторые знакомые Фриды Кало предполагали, что она умерла от передозировки, и ее смерть могла быть неслучайной. Тем не менее, доказательств этой версии не существует, вскрытие тела не проводилось. Прощание с Фридой Кало проходило во Дворце изящных искусств. На церемонии помимо Диего Риверы присутствовал бывший президент Мексики Ласаро Карденас и многие деятели искусств. С 1955 года «Голубой дом» Фриды Кало стал музеем ее памяти. В 2019 году Национальная фонотека Мексики объявила об обнаружении в своих фондах записи голоса, вероятно, Фриды Кало. В таком случае она станет единственной известной записью голоса Фриды. До сих пор было известно только, что он «мелодичный и теплый», по воспоминаниям Жизель Фройнд. Голос звучит в передаче, посвященной мужу художницы, Диего Ривере, выпущенной в 1955 году, и предположительно был записан в 1953 или 1954 году. Знавшая Фриду Кало и Диего Риверу художница Рина Ласо утверждает, что голос на записи не принадлежит Фриде Кало, поскольку ее голос был чуть более эмоциональным. Несмотря на полную боли и страданий жизнь, Фрида Кало имела живую и раскрепощенную экстраверсивную натуру, и ее ежедневная речь была усеяна сквернословиями. Будучи сорванцом в юности, она не лишилась своего пыла в поздние годы. Кало много курила, в избытке употребляла спиртные напитки (особенно текилу), была открытой бисексуалкой, пела непристойные песни и рассказывала гостям своих диких вечеринок столь же неприличные шутки. В работах Фриды Кало заметно очень сильное влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Ее творчество насыщено символами и фетишами. Однако в нем заметно и влияние европейской живописи-в ранних работах отчетливо проявилась увлеченность Фриды, например, Боттичелли. В творчестве присутствует стилистика наивного искусства. Большое влияние на стиль живописи Фриды Кало оказал ее муж, художник Диего Ривера. Специалисты полагают, что 1940-е-это эпоха расцвета художницы, время ее самых интересных и зрелых работ. Жанр автопортрета преобладает в творчестве Фриды Кало. В этих работах художница метафорически отражала события своей жизни («Госпиталь Генри Форда», 1932; «Автопортрет с посвящением Льву Троцкому», 1937; «Две Фриды», 1939; «Марксизм исцеляет больную», 1954). В 2003 выставка работ Фриды Кало и ее фотографий прошла в Москве. Картина «Корни» выставлялась в 2005 году в лондонской галерее «Tate», а персональная выставка Кало в этом музее стала одной из самых удачных в истории галереи-ее посетили около 370 тысяч человек. В начале 2006 года автопортрет Фриды «Корни» («Raices») оценен экспертами Sotheby’s в 7 миллионов долларов (первоначальная оценка на аукционе-4 млн. фунтов стерлингов). Картина была написана художницей маслом по листу металла в 1943 году (после повторного брака с Диего Риверой). В том же году эта картина была продана за 5, 6 миллионов долларов США, что стало рекордом среди латиноамериканских работ. Рекордом стоимости картин Кало остается еще один автопортрет 1929 года, проданный в 2000 году за 4, 9 млн. долларов (при первоначальной оценке 3, 8 млн.). Дом в Койоакане был построен за три года до рождения Фриды на маленьком клочке земли. Толстые стены наружного фасада, плоская крыша, один жилой этаж, планировка, при которой комнаты всегда оставались прохладными и все открывались во внутренний двор-почти образец дома в колониальном стиле. Он стоял всего лишь в нескольких кварталах от центральной городской площади. Снаружи дом на углу улицы Лондрэс и улицы Альендэ выглядел точно так же, как и другие в Койоакане, старом жилом районе на юго-западе пригорода Мехико. В течение 30 лет облик дома не менялся. Но Диего и Фрида сделали его таким, каким знаем его мы: дом в преобладающем синем цвете с нарядными высокими окнами, украшенный в традиционном индейском стиле, дом полный страсти. Вход в дом охраняют два гигантских скульптурных изображения Иуды, их фигуры из папье-маше двадцати футов высотой делают жесты, будто приглашая друг друга к разговору. Внутри палитры и кисти Фриды лежат на рабочем столе так, будто она только что их там оставила. У кровати Диего Риверы лежит шляпа, его рабочий халат и стоят огромные ботинки. В большой угловой спальне расположена стеклянная витрина. Над нею написано: «Здесь 7 июля 1910 года родилась Фрида Кало». Надпись появилась через четыре года после смерти художницы, когда ее дом стал музеем. К сожалению, надпись неточна. Как показывает свидетельство о рождении Фриды, родилась она 6 июля 1907 года. Но выбрав нечто более значительное, чем ничтожные факты, она решила, что родилась не в 1907 году, а 1910, в год начала Мексиканской революции. Поскольку в годы революционного десятилетия она была ребенком и жила среди хаоса и залитых кровью улиц Мехико, то решила, что родилась вместе с этой революцией. Ярко-голубые и красные стены дворика украшает еще одна надпись: «Фрида и Диего жили в этом доме с 1929 по 1954 год». Она отражает сентиментальное, идеальное отношение к браку, что снова расходится с реальностью. До поездки Диего и Фриды в США, где они провели 4 года (до 1934 года), в этом доме они жили ничтожно мало. В 1934-1939 они жили в двух домах, построенных специально для них в жилом районе Сан-Анхэле. Затем последовали долгие периоды, когда, предпочитая жить независимо в студии в Сан-Анхэле, Диего вовсе не жил вместе с Фридой, не говоря уже о том годе, когда оба Ривера разъезжались, разводились и снова сочетались браком. Обе надписи приукрасили действительность. Как и сам музей, они-часть легенды о Фриде. В начале XXI века венесуэльским предпринимателем Карлосом Дорадо был создан фонд Frida Kahlo Corporation, которому родственники великой художницы предоставили право на коммерческое использование имени Фриды. В течение нескольких лет появилась линия косметики, марка текилы, спортивная обувь, ювелирные изделия, керамика, корсеты и нижнее белье, а также пиво с именем Фриды Кало. При бюджете в 12 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 57 миллионов.