В фильме изображено обращение в христианство молодого фанатика
Джоэла и римского солдата Лонгина через учение Иисуса в его Притче о добром
самаритянине…
Действие фильма происходит в 30 году нашей эры в Иудее в вымышленной деревне
недалеко от Иерусалима. Главный герой-Джоэл, старший сын деревенского раввина
Ламеха. Ламех хочет, чтобы Джоэл пошел по его стопам в качестве писца и
раввина, но втайне Джоэл является лидером фанатиков, полагая, что для помощи
своему народу необходимо сделать больше, чем изучение Священного Писания.
Он также тайно влюблен в Тамару, дочь торговца коврами. Джоэл подслушивает,
как его отец и Джемуил устраивают свадьбу между Тамарой и одним из сыновей
Ламеха. К несчастью для Джоэла, это оказывается его младший брат Садок,
пылкий фанатик, которого Джоэл должен защищать от собственного безрассудства.
Кризис вызван прибытием отряда солдат во главе с центурионом Лонгином, который
предъявляет требование о взимании особого налога сборщиком налогов, путешествующим
с ними. Садок и другие фанатики организуют освобождение пленных, захваченных
солдатами, что побуждает Лонгина спланировать резню жителей деревни. Садок
хочет немедленно атаковать римлян, но Джоэл чувствует, что необходимо более
сильное сопротивление через кого-то, кого считают грядущим Мессией еврейского
народа, Иисуса Христа. Джоэл поссорился со своим отцом, признавшись в любви
к Тамаре, которую его отец хочет женить на Садоке, и показал, что он-лидер
фанатиков. С вверенным ему мечом ревнителей Джоэл отправляется на поиски
Иисуса, чтобы заручиться его лидерством в их деле. Джоэл встречает учеников
Иисуса, Андрея и Иуду Искариота, у которых есть два разных взгляда на миссию
Иисуса. Иуда, как и фанатики, считает, что Иисус должен быть военным и политическим
лидером, который поведет свой народ против римлян. Джоэл противостоит Иисусу
мечом фанатиков, и Иисус отклоняет его приглашение словами «Все, взявшие
меч, от меча погибнут». Джоэл разочарованно возвращается в свою деревню
как раз к свадебному пиру своего брата Садока и его возлюбленной Тамары.
Он придумывает идею, что он и фанатики похитят Иисуса и заставят его поддержать
их. Это предупреждает появление Иисуса у ворот деревни, где отец Джоэла
представлен как писец, который спрашивает Иисуса: «Какая самая большая заповедь
в Законе?». Иисус отвечает своей притчей о добром самаритянине. Увещевание
Иисуса: «Иди и поступай так же» побуждает Джоэла отказаться от своего плана
по похищению Иисуса. Хозяин гостиницы Натан сообщает Садоку, что Лонгин
беззащитный спит в своей гостинице, и он отказывается уходить в свою свадебную
постель, чтобы убить Лонгина. Натан вызывает Джоэла и Ламеха в гостиницу,
потому что Лонгин отбил атаку Садока, убив его. Влияние слов Иисуса на Джоэла
побуждает его не убивать лежащего без сознания Лонгина и стать буфером между
ним и людьми деревни, жаждущими его крови. Когда они спрашивают Джоэла,
почему он защищает Лонгина, он отвечает, что он тоже его брат. Лонгин приказывает
своим солдатам встретить его в гостинице, и он приказывает солдатам арестовать
Джоэла и отправить его в тюрьму в Иерусалиме. В тюрьме Джоэл скучает по
страстям Иисуса. Тамаре разрешено навещать его. Их встречает Лонгин, который
говорит Джоэлу, что он арестовал его для собственной защиты от деревенской
мафии. Он рассказывает ему о другом чуде: он был свидетелем распятия Иисуса
и был солдатом, который воткнул копье в его бок, чтобы убедиться, что он
мертв. Лонгин бросает копье, и он, Джоэл и Тамара возвращаются в деревню,
чтобы засвидетельствовать свою христианскую веру…
Притча о добром самаритянине-одна из известных притч Иисуса Христа, упоминаемая
в Евангелии от Луки. Она рассказывает о милосердии и бескорыстной помощи
попавшему в беду человеку со стороны прохожего самаритянина-представителя
этнической группы, которую евреи не признают единоверцами. По мнению некоторых
богословов, данная притча показывает, что «примеры человеческой доброты
встречаются у всех народов и во всех верах, что Закон и заповеди Божии исполняют
люди самых разных национальностей и разных вероисповеданий». Название «добрый
самаритянин» часто использовалось и используется благотворительными организациями
и вообще стало нарицательным для обозначения доброго и бескорыстного человека,
готового помогать каждому, кто попадет в беду.
«И вот, один законник встал и, искушая его, сказал: Учитель! что мне делать,
чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано?
как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем
твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим,
и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал;
так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу:
а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима
в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его
и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою
и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел
и прошел мимо. Самаритянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его,
сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И, посадив
его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой
день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему:
позаботься о нем. И если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам
тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай
так же».
Одним из основных моментов данной притчи считается истолкование слова «ближний»
для задающего вопрос книжника и Иисуса Христа. Книжник считает «ближним»
того человека, кто находится с ним в родственных отношениях или принадлежит
к общей этнической или религиозной группе. А ответные слова Иисуса Христа
приводят его к пониманию, что ближний-это, на самом деле, «оказавший милость»
(добро). По мнению многих исследователей, эти слова, в числе прочего, также
выражают необходимость считать «ближним» и всякого человека, который попал
в беду или нуждается в помощи. Архимандрит Иоанн Крестьянкин считает данную
притчу «назиданием о милосердном самаритянине, у которого закон любви был
написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний
по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно
в ту минуту нуждался в его помощи и любви». Масло в греческом оригинале
передано словом elaion (елей). Милость, которой законник охарактеризовал
помощь пострадавшему, также передана схожим словом eleos. Возлияние елея
и вина упоминается в контексте священных жертвоприношений Господу, например
в принесении жертвы заклания. Таким образом, самаритянин мог нести с собой
елей и вино, предназначенные для ритуала, но пожертвовал их ради реального
для него человека, нуждающегося в помощи. Этим примером Иисус отмечает,
где на самом деле находится жертва, угодная Богу. «Ибо Я милости хочу, а
не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений».
Бюджет фильма составил 130 тысяч долларов.