Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ВЕЛИЧАЙШИЙ ШОУМЕН»
(The Greatest Showman)

США, 2017, 105 мин., «Chernin Entertainment/TSG Entertainment/20th Century Fox»
Режиссер Майкл Грейси, сценаристы Дженни Бикс и Билл Кондон
В ролях Хью Джекман, Мишель Уилльямс, Зак Эфрон, Зендая, Ребекка Фергюсон, Остин Джонсон, Эллис Рубин

Финеас Тейлор Барнум всегда мечтал войти в историю, но все его занятия не приносили ему удовольствия. И когда, казалось, весь мир обернулся против него, он решает пойти вслед за своей мечтой. Барнум создает завораживающее представление-сенсацию, которое стало рождением мирового шоу-бизнеса…
Финеас Тейлор Барнум и его отец, портной, работают на семью Халлетт. Юный Барнум смешит Черити Халлетт, за что получает пощечину от отца Черити, мистера Халлетта, и за что Черити впоследствии была наказана. Они снова встречаются, и Черити говорит Барнуму, что ее отправляют в школу; Барнум успокаивает ее, говоря, что их не разлучат. Они поддерживают связь через письма. Возмужав, Барнум приезжает в поместье отца Черити и забирает ее, они женятся и живут в Нью-Йорке, воспитывая двух дочерей. Они живут скромной жизнью и, хотя Черити счастлива, Барнум мечтает о большем. Барнума увольняют с работы в судоходной компании после того, как та обанкротилась. Он берет крупный кредит в банке, предоставив утонувшие корабли своего бывшего работодателя в качестве залога, и использует этот кредит, чтобы купить американский музей в центре Манхэттена-аттракцион, демонстрирующий различные восковые модели. Первоначально предприятие развивается медленно и по предложению своих дочерей продемонстрировать что-то «живое», он ищет «уродцев», которые служат исполнителями для его музея («ожившие»). Это привлекает большую аудиторию, несмотря на протесты и плохие отзывы (один из которых побуждает Барнума переименовать свое предприятие из музея в цирк). В поисках путей дальнейшего развития своей репутации среди высшего класса, он встречает драматурга Филиппа Карлайла и убеждает его присоединиться к его начинанию. Карлайл вскоре влюбляется в цирковую артистку-Энн Уилер, мастера трапеции. Карлайл устраивает Барнуму и его труппе встречу с королевой Викторией; на этом визите Барнум встречает Дженни Линд, знаменитую шведскую певицу, которую он убеждает выступить в Америке, сам выступая в качестве ее менеджера. На выступлении Линд Карлайл расстраивает Уилер, не решившись открыто проявить свою привязанность к ней, но выступление является успешным. В то время как Барнум пользуется благосклонностью аристократических покровителей, он все еще скрывает свой оригинальный цирк от общения с ними. Удрученная труппа тем не менее, решает публично выступить против своих местных преследователей. Филлип организует для Энн посещение театра вместе с ним, но после того, как его родители оскорбляют ее, назвав прислугой, Энн уходит. Карлайл преследует ее, пытаясь убедить ее, что они могут быть вместе, но она с грустью отвергает его. Поскольку Барнум принимает Линд в туре по США, Черити чувствует себя изолированной от своего мужа, поскольку она остается дома и заботится о своих детях. Во время тура Линд влюбляется в Барнума и полагает, что он чувствует то же самое; когда он дает ей понять, что это не так, она отменяет тур, и во время ее слезливого выступления она делает мстительный прощальный поцелуй, сфотографированный «Вестником». Барнум возвращается домой и с ужасом находит свой цирк в огне из-за драки между протестующими и труппой. В хаосе Карлайл, посчитав, что Энн все еще в горящем здании, бежит внутрь, чтобы спасти ее. Когда Уилер появляется невредимой самостоятельно, Барнум направляется в горящее здание, чтобы спасти Карлайла. После пожара большая часть декораций и реквизита была уничтожена, а Карлайл получил серьезные ранения и надышался гари. Слухи об измене Барнума с Линд также доходят до Нью-Йорка, в результате чего его особняк был лишен права выкупа, а Черити забирает дочерей обратно в дом своих родителей. В депрессии Барнум начинает пить. Его труппа находит его в пабе, уговаривая его восстановить цирк; он решает оставаться на земле, а не увлекаться репутацией и богатством в будущем. Между тем, раненый Карлайл просыпается в больнице, где его встречает Энн, решившая больше не противиться чувствам. Барнум навещает свою жену и они восстанавливают свои отношения. После того, как Барнум затрудняется найти банк, готовый предоставить деньги на восстановление цирка, Карлайл вмешивается: сэкономив свою прибыль от цирка, он предлагает свои доходы, чтобы восстановить его при условии, что он станет партнером, и Барнум с радостью соглашается. Поскольку восстановление цирка в его первоначальном местоположении было бы слишком дорогим, Барнум перестраивает его как шатровый цирк под открытым небом рядом с доками. Новый, восстановленный цирк становится успешным; Барнум передает бразды правления шоу Карлайлу, а сам уходит на задний план, чтобы сосредоточиться на своей семье…
Финеас Тейлор Барнум (1810-1891)-американский шоумен, антрепренер, крупнейшая фигура американского шоу-бизнеса XIX века. Снискал широкую известность своими мистификациями, организовал цирк своего имени. Финеас родился в Бетеле, штат Коннектикут, США, где его отец содержал гостиницу и магазин. Первым делом Барнума стало содержание небольшой лавки, затем он занимался лотереей, широко распространенной в то время в Соединенных Штатах. После неудачи в этом занятии, он организовал в 1829 году еженедельную газету «The Herald of Freedom» в городе Данбери, штат Коннектикут. После нескольких исков о клевете, поданных на газету, и судебного разбирательства, которое закончилось для Барнума тюремным заключением, в 1834 году он переехал в Нью-Йорк. Летом 1835 года Барнума посетил К. Бартрам, бывший владелец рабыни-негритянки Джойс Хет. Бартрам рассказал, что, демонстрируя эту женщину как диковину, можно получить прибыль, так как имеются бумаги, согласно которым ей уже 161 год и она была няней самого Джорджа Вашингтона. Текущий владелец рабыни, мистер Линдсей, искал покупателя. За слепую, почти парализованную старую женщину Барнум заплатил 1000 долларов (это было солидной ценой даже за здорового раба), для чего ему пришлось продать партнеру свою долю в бакалейном бизнесе. С этой женщиной и небольшой компанией он несколько месяцев гастролировал по городам Соединенных Штатов, пока в феврале следующего года негритянка не умерла от старости. Барнум умело манипулировал вниманием публики. После того, как народ засомневался в достоверности утверждений Барнума, появились слухи, будто бы это не живая женщина, а искусно изготовленный робот-кукла. Публика вновь раскупала билеты на представления Барнума. Когда женщина умерла, Барнум устроил из вскрытия зрелище, куда пригласил профессоров и студентов-медиков, чтобы доказать всем, что Джойс не была роботом. В процессе вскрытия выяснилось, что ей было не более 80 лет, но тогда же поползли слухи о том, что Барнум ловко подменил куклу-робота на человеческое тело, чтобы не раскрывать пожелавшего анонимности изобретателя куклы. После периода неудач в 1841 он приобретает Американский музей Скуддера, расположенный в Нью-Йорке на пересечении Бродвея и Энн-стрит. После значительного расширения экспозиций, переименованное в Американский музей Барнума, это место становится одним из наиболее популярных выставочных комплексов в Соединенных Штатах. Особого успеха Барнум добивается в 1842 году с показом знаменитого лилипута Чарльза Страттона, выступавшего под сценическим псевдонимом Генерал Том-Там, а также «русалки с островов Фиджи», которую он демонстрировал в сотрудничестве со своим бостонским коллегой Мозесом Кимболлом. В коллекцию также входили уникальные сиамские близнецы Чанг и Энг Банкеры. В 1843 году Барнум нанял танцовщицу Ду-Хам-Ми, индейскую девушку, дочь вождя племени саков. На протяжении 1844-45 Барнум гастролировал с выступлениями Страттона по Европе. При посещении Англии он удостоился приглашения к королеве Виктории. Британская публика пришла в большое возбуждение. Не увидеть Генерала Тома-Тама означало безнадежно отстать от моды, и с 20 марта по 20 июля «апартаменты» маленького Генерала в Египетском зале постоянно были переполнены, и сборы в этот период составляли около пяти сотен долларов в день, а порой значительно превосходили эту сумму. Однажды перед окнами выставки на Пиккадилли насчитали аж шестьдесят экипажей самых знатных горожан. Во всех иллюстрированных журналах красовались портреты маленького Генерала, в его честь называли польки и кадрили, о нем распевали песни. Выдающимся примером его предприимчивости стало приглашение шведской певицы Дженни Линд в Америку со 150 концертами по 1000 долларов за каждый, с оплатой всех расходов антрепренером. Турне началось в 1850 году и имело великолепный успех как для Линд, так и для Барнума. Барнум вышел из эстрадного бизнеса в 1855 году, но, будучи вынужденным расплачиваться со своими кредиторами, в 1857 вернулся к своему прежнему занятию. В 1862 он начал показывать великаншу Анну Свен. 13 июля 1865 года случился пожар, спаливший Американский музей Барнума дотла. Барнум быстро восстановил музей в другом месте Нью-Йорка, но и тот сгорел в марте 1868 года. Наконец в 1871 в Бруклине вместе с У. К. Коупом он основал «P. T. Barnum’s Grand Traveling Museum, Menagerie, Caravan-Hippodrome»-объединение цирка, зверинца и шоу уродцев, в 1872 году провозгласившее себя «Величайшим шоу на Земле». Шоу имело несколько вариаций названия: «Передвижная всемирная ярмарка Ф. Т. Барнума, великий римский ипподром и величайшее шоу на Земле», а после объединения в 1881 году с Джеймсом Бейли и Джеймсом Л. Хатчинсоном-«Barnum-London Circus». Среди выступавших в цирке диковин был русский Федор Евтищев родом из Санкт-Петербурга, мальчик с песьей мордой, принятый на работу Барнумом в 1884 году в возрасте 16 лет. Барнум сочинил для него историю, согласно которой мальчик не разговаривал, а лишь лаял и рычал на сцене. В 1885 году Барнум и Бейли вновь разделились, но уже в 1888 вновь объединились под названием «Barnum-Bailey Greatest Show On Earth», позднее-«Цирк Барнума и Бейли». Гвоздем программы был Джамбо, шеститонный африканский слон, купленный у лондонского зоопарка в 1882 году. После смерти Барнума, в конце концов, цирк был продан братьям Ринглинг 8 июля 1907 года за 400 тысяч долларов. Барнум написал несколько книг, в том числе «The Humbugs of the World» (1865), «Struggles and Triumphs» (1869) и «The Art of Money-Getting» (1880). Барнум опубликовал много редакций автобиографии (первая в 1854, последняя-в 1869). Кроме попыток продать их с целью получения прибыли, некоторые он просто раздавал друзьям и официальным лицам вместе со своими автографами. Такие экземпляры теперь представляют определенную ценность для коллекционеров. Другие издания расходились широким тиражом и играли рекламную роль для потенциальных посетителей цирковых представлений. В каждом следующем издании Барнум добавлял новые главы, покрывающие время с предыдущего издания. Иногда он мог подредактировать уже существующие главы. Его автобиография была исключительно откровенной для того времени и некоторыми признавалась скандальной. Историографы обнаружили в автобиографиях Барнума совсем немного фактических ошибок, хотя они критикуют намеренное опускание Барнумом некоторых событий, недостаточное освещение некоторых подробностей, тенденциозность изложения и трактовки в свою пользу. Широкое распространение автобиографии было одним из наиболее успешных методов Барнума для саморекламы. Автобиография была столь популярной, что некоторые люди считали нужным приобретать и читать каждую новую ее редакцию. Некоторые коллекционеры были известны хвастовством, что в их библиотеке есть копии каждой из редакций. В конце концов, Барнум отказался от требований на соблюдение его авторских прав, позволив другим издательствам печатать и продавать недорогие редакции. В конце XIX века число напечатанных в Северной Америке копий его автобиографии было на втором месте, следуя за Новым Заветом. Часто называемый Королем Веселого Надувательства, Барнум не видел ничего неправильного в эстрадных артистах или торговцах, использующих уловки (humbugs-веселое надувательство, как он это называл) в своей работе. Однако он презрительно относился к добыванию денег при помощи обычного мошенничества, особенно спиритизма и медиумов, широко распространенных в те дни. Являясь прообразом для фокусников Гарри Гудини и Джеймса Рэнди, Барнум открыто демонстрировал «уловки торговца», использующиеся медиумами для обмана и надувательства родственников усопших. В своей книге «The Humbugs of the World» он предложил 500 долларов вознаграждения любому медиуму, который сможет доказать способность к диалогу с мертвыми без всякого обмана. Барнум активно принимал участие в политических распрях, предшествовавших Гражданской войне в США. Как уже упоминалось ранее, первым опытом Барнума в качестве импресарио была его рабыня-Джойс Хет, а в 1850 году он участвовал в мистификации по сбыту зелья, которое (с его слов) должно было превратить чернокожих в белых. К этому периоду относится организация Барнумом менестрель-шоу-выступлений белых актеров, загримированных под чернокожих. Он не только организовывал такие представления, но и оказал спонсорскую поддержку инсценировке политического романа писательницы Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1853). В отличие от романа, спектакль (поставленный в здании Американского музея) заканчивался хэппи-эндом в виде освобождения от рабства Тома и его товарищей. Вдохновленный успехом этого представления, Барнум поставил еще один спектакль по Бичер-Стоу. К 1860 году Барнум вступил в ряды республиканской партии. Несмотря на прежние утверждения, что «политики всегда были мне неприятны», Барнум избрался в законодательное собрание штата Коннектикут в качестве республиканского депутата от города Фейрфилд и прослужил в этом качестве два срока. При обсуждении направленной на искоренение рабства и наделение чернокожих избирательными правами тринадцатой поправки к американской конституции, Барнум выступил перед законодательным собранием с красноречивой речью, в которой утверждал, что «к человеческой душе нельзя относиться легкомысленно, будь она в теле китайца, турка, араба или готтентота-это все та же бессмертная душа!». В 1867 году Барнум баллотировался в Конгресс США, но безуспешно. В 1875 году его избрали мэром Бриджпорта на год. Его решительные действия на этом посту были направлены на улучшение водоснабжения и уличного газового освещения, а также на ужесточение законодательного регулирования проституции и оборота спиртных напитков. Барнум способствовал созданию городской больницы Бриджпорта (1878) и стал первым ее директором. «Каждую минуту рождается лох»-данная фраза ошибочно приписывается Барнуму. На самом деле банкир Дэвид Ханнум произнес ее в качестве реакции на одну из уловок Барнума. В своей деятельности Барнум успешно использовал методы, активно применяющиеся в современной рекламе и маркетинге. Умело манипулируя слухами, он играл на человеческом любопытстве, зарабатывая на этом громадные прибыли. Как только интерес к очередной проделке Барнума начинал спадать, немедленно рождалась новая уловка, часто выстраивающаяся на предыдущей: когда гвоздь программы европейских гастролей, карлик Чарльз Страттон, внезапно начал расти, Барнум придумал и организовал грандиозное зрелище-свадьбу карликов, на которой Страттон женился на лилипутке Лавинии Уоррен. Билеты на это шоу по ценам были доступны только весьма богатым людям. Средства массовой информации того времени, газеты, часто использовались Барнумом в весьма хитроумных вариантах. Путешествуя по Америке с мумией якобы настоящей русалки, он от имени некоего человека посылал письмо в газету, в которой описывал несколько событий из жизни городка, где останавливался передвижной цирк, обязательно включая в эти события и упоминание грандиозного фурора, вызванного среди жителей показом этой самой русалки. В честь Барнума был назван психологический феномен (эффект Барнума). Барнум был дважды женат, имел четырех детей. Второй раз женился через год после смерти первой жены. На протяжении своей жизни Барнум выстроил 4 дворца в Бриджпорте (штат Коннектикут), дав им названия: Iranistan, Lindencroft, Waldemere и Marina. Иранистан был наиболее выдающимся: причудливая роскошь, купола, башенки и ажурная лепнина, напоминающие Королевский павильон в Брайтоне (Англия). Особняк был построен в 1848, но сгорел в 1857 году. Барнум умер 7 апреля 1891 года и был погребен на кладбище Маунтен-Гроув в Бриджпорте. У воды в Сисайд Парке в 1893 была установлена статуя в его честь, эту землю Барнум подарил парку в 1865 году.