Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
1873
год. Доктор Фрейл, человек с темным прошлым (поговаривают, будто он поджег
свой дом после самоубийства жены), переезжает в небольшой поселок золотоискателей
в штате Монтана. Фрейл спасает молодого воришку по имени Рун, которого
чуть было не линчуют местные жители. Он лечит Руна от ран, а в качестве
платы за услуги берет его к себе вместо прислуги. При случае Фрейл проявляет
недюжинные способности к игре в покер и доказывает, что он не из тех,
кто станет молча сносить оскорбления: прогоняет прочь револьверными выстрелами
знахаря Джорджа Грабба, который очерняет его в пламенных речах. Помимо
всего прочего, Фрейл еще и врач, преданный своей профессии: бесплатно
лечит самые бедные семьи в округе. Старатель Френчи находит Элизабет Малер,
девушку, приехавшую из Швейцарии попытать счастья на Диком Западе: она
чудом выжила при налете на дилижанс. Временно ослепшая, обожженная солнцем,
в шоке, она отказывается выпускать из рук фляжку с водой, которую ей дает
Френчи. Фрейлу удается ее разговорить, после чего он поселяет девушку
у себя, к большому недовольству всех местных святош. Он яростно дерется
с Френчи, который пытался силой поцеловать его протеже, пока та не пришла
в себя. Когда приходит время, Фрейл снимает повязку с глаз Элизабет, и
постепенно та вновь начинает видеть, прогуливаясь по цветущей долине,
окружающей поселение. Она не скрывает своей признательности и нежных чувств
к Фрейлу, но тот отвергает их и даже хочет, чтобы Элизабет вернулась в
Швейцарию. Обидевшись, она договаривается о разработке шахты с Френчи
и Руном, которого Фрейл освободил от домашних обязанностей. Она получает
ссуду, оставив в залог семейную драгоценность, которую считает очень дорогой,
хотя на самом деле она не стоит ни гроша. Фрейл втайне от Элизабет помогает
ей получить деньги. При помощи Френчи и Руна, она орошает свои земли.
Однако золото не спешит появляться. От местных святош и недоброжелателей
она узнает о том, как получила ссуду. Теперь она еще более благодарна
Фрейлу и не понимает его скрытности. На участке Элизабет падает дерево:
в его корнях блестят золотые самородки. Френчи отмечает счастливое событие
и, напившись, пытается силой овладеть Элизабет, к которой его давно влечет.
Появляется Фрейл и стреляет в него. Френчи пятится и падает в пропасть.
Знахарь поднимает всех местных жителей, и те готовятся линчевать Фрейла.
Тогда Элизабет предлагает толпе свое золото-это единственный способ спасти
жизнь Фрейлу и показать ему в то же время, как сильно она его любит…
Творчество Делмера Дэвиса, до сих пор еще недостаточно изученное, относится
к переходному периоду в истории американского кинематографа. Это период
между великими первопроходцами Голливуда (Сесиль Де Милль, Джон Форд,
Аллан Дван), с которыми Дэвиса порой роднит руссоизм, классицизм и щедрость
вдохновения, и революционерами послевоенных лет (Роберт Олдрич, Энтони
Манн, Николас Рей, Самюэль Фуллер), современниками Дэвиса, к которым он
иногда оказывается очень близок, поскольку его творчество тоже сотрясает
голливудские устои и традиции. Дэвис-революционер более спокойный, нежели
Олдрич, Манн и другие, но не менее упорный; он выворачивает жанры наизнанку
так же, как Николас Рей или Уго Фрегонезе, уничтожает традиционный антагонизм
добра и зла и через формальный беспорядок, который сеет вокруг его кипучая
и плодотворная натура, проводит глубинное обновление голливудского кинематографа.
Сразу же после этого фильма Дэвис даже изобретет собственный жанр, новый,
цветистый и причудливый вариант социальной мелодрамы («Летний уголок»
и последовавший за ним ряд фильмов, посвященный проблемам подростков и
их взаимоотношений со взрослыми.) Особенно свободно он чувствует себя
в вестерне-жанре, который он изучал, рассматривал и иллюстрировал как
ученый и историк, а не только как поэт. Эта картина, предпоследняя из
десяти его атак на жанр-это своеобразный и временами причудливый итог
поисков в этом направлении. Большинство фильмов Дэвиса (военные фильмы,
noir, вестерны) так или иначе тяготеют к мелодраме. И этот фильм не становится
исключением. Его героиня, жертва судьбы, покинутая, одинокая, временно
ослепшая, преданно любящая своего благодетеля-типичный персонаж мелодрамы.
По мнению Дэвиса, мелодрама придает больше значения чувствам персонажей,
а не строгому развитию сюжета. Столь излюбленные режиссером движения камеры
на кране, часто лишенные логической и непосредственной связи с сюжетом,
возвышают эти чувства и помогают зрителю слиться с пейзажем. Операторская
работа пытается с одинаковой лирической силой выразить и чувства персонажей,
и пантеистическое видение природы, поэтически передаваемое этими чувствами,
которые на нравственном уровне обладают очищающим значением и исходят
от персонажей, с самого начала отнюдь не простых и зачастую даже неоднозначных.
Это еще одна характерная черта Дэвиса, заклятого врага деления мира на
добро и зло. Персонаж Гари Купера в этом фильме одновременно и героичен,
и демоничен, немного чудовищен и очень уязвим. Его загадочное прошлое
полно тайн, как прошлое героя Энтони Манна. Но Дэвис барочнее Манна и
позволит себе роскошь отказаться от объяснений. Напротив, он множит противоречия
в психологии героя-щедрость и авторитаризм, преданность своей профессии
и властный характер-чтобы обрушить все нравственные ориентиры зрителя.
Поскольку фильмы Дэвиса, часто документальные по характеру, преследуют
также и педагогические цели: открыть глаза зрителю, пробить стену предвзятых
мнений и предрассудков. Впечатляющий дебют на большом экране Джорджа Скотта
(«День дельфина», 1973)
в роли неистового знахаря и проповедника; его персонаж-маргинал очень
важен для сюжета, поскольку воплощает то, что Дэвис больше всего презирает
в этом мире-фанатизм, предвестник насилия, безумия и смерти. Во время
съемок Делмер Дэвис на несколько дней заболел, поэтому режиссуру в свои
руки взял Карл Малден. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую одноименную
песню.