Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ХАННА АРЕНДТ»
(Hannah Arendt)

Люксембург-Франция-Израиль-Германия, 2012, 113 мин., «Heimatfilm/Amour Fou Luxembourg/MACT Productions»
Режиссер и сценарист Маргарет фон Тротта, сценарист Памела Катц
В ролях Барбара Сукова, Джанет МакТир, Томоти Лоун, Меган Гэй, Николас Вудесон, Харви Фридман, Саша Лей

Фильм об одном из самых выдающихся мыслителей, философов и политологов двадцатого века, Ханне Арендт. В центре сюжета события всего трех лет ее жизни, 1961-1964, когда Ханна Арендт отправилась в Иерусалим освещать для газеты «The New Yorker» процесс над одним из самых известных нацистских преступников, Адольфом Эйхманом. Арендт попыталась разобраться в природе зла, породившего холокост. Ее резкие, проницательные статьи всколыхнули как Америку, так и Европу. Арендт подверглась жесткой травле со стороны общественности, растеряла поддержку многих друзей и коллег, но продолжала настаивать на своем. Рядом с ней до конца оставались любимый муж, лучшая подруга, романистка Мэри Маккарти, и личная помощница. Режиссер не обошла вниманием и самую загадочную часть биографии Арендт, ее любовные отношения с другим знаменитым философом, Мартином Хайдеггером…
Хфнна Арендт (1906-1975)-немецко-американский философ еврейского происхождения, политический теоретик и историк, основоположница теории тоталитаризма. Родилась в Ганновере в секулярной еврейской семье. Выросла в Кунегсберге. Получила образование в Марбургском, Фрайбургском и Гейдельбергском университетах, училась у Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса. Занималась в протестантском теологическом семинаре Рудольфа Бультмана, результатом чего стала ее диссертация, посвященная Блаженному Августину, и первая книга, которую она успела опубликовать в Германии. В 1933 году после прихода к власти нацистов Арендт по договоренности с сионистской организацией собирала обличительные материалы о нацистах. Ее арестовали, но через неделю освободили, так как ей попался благожелательно настроенный к ней следователь. После этого она бежала во Францию. В мае 1940 года была интернирована в концентрационный лагерь Гюрс, откуда ей удалось спастись. В том же году бежала из оккупированной Франции в Лиссабон, а затем в Нью-Йорк.
Преподавала во многих университетах США. Была замужем за Гюнтером Андерсом (1902-1992), они поженились в Берлине в 1929 году и развелись в 1937 году. Второй раз замужем за Генрихом Блюхером.
По выражению Арендт, на Земле живут «люди, а не Человек», и сущностной характеристикой человека, отличающей его от животного, является его стремление «показать в делах и словах, кем он является в своей уникальности». Она считала, что центральной характеристикой любого общества является баланс между публичностью и приватностью, а нарушение гармоничного соотношения между этими сферами деформирует нормальное течение человеческой жизни. В тоталитарных обществах дисбаланс в пользу публичности предельно расширяет границы вмешательства государства в жизнь человека, до минимума сводя возможности проявления человеком себя в приватной сфере. Политическую философию Арендт можно, скорее, отнести к традиции республиканизма (Аристотель, Макиавелли, Монтескье, Джефферсон, Токвиль), а не к либерализму, консерватизму или социализму. Ее подход к политике выводил на первый план активную гражданскую позицию в форме гражданского участия и коллективного обсуждения значимых политических вопросов. Политическая деятельность для Арендт высвобождает человеческие способности к действию и суждению, а не просто приводит к согласию или к общим представлениям о благе. С одной стороны, Арендт критиковала представительную демократию, разделяла мораль и политику, возвышала революционную традицию. С другой стороны, мыслитель отстаивала конституционализм, верховенство закона и права человека, которые для Арендт включали права на действие и мнение. Арендт уделяла особое внимание понятию свободы, указывая, что свобода в сфере политики выступает как «сопротивление» в контексте воздействия и как «особое личное мнение»-в контексте несогласия. Потенциал свободы инспирирует «начинание нового», реализующееся в особом срезе человеческой жизнедеятельности-«активности». В отличие от «труда», обеспечивающего воспроизводство биологических процессов человеческого организма и не требующего для своего осуществления другого, и «производства», воспроизводящего неорганическое тело цивилизации и реализующего связь между людьми лишь в контексте, заданном технологической программой, «активность» направлена на других людей. Именно осуществляя ее, человек выступает не как «рабочее животное» или «человек производящий», а как творческий субъект «начинания нового». В новейшее время, по мнению Арендт, главная опасность для мировой цивилизации грозит не извне-от природных катаклизмов или «внешнего варварства», а изнутри, так как двадцатый век показал, что мировая цивилизация может порождать варварство из себя самой. Одним из явлений, давших непосредственный толчок зарождению тоталитарных движений, Арендт считает появление в двадцатом веке феномена «массы». «Падение охранительных стен между классами-писала Арендт-превратило сонные большинства, стоящие за всеми партиями, в одну громадную, неорганизованную, бесструктурную массу озлобленных индивидов…Они не нуждались в опровержении аргументации противников и последовательно предпочитали методы, которые кончались смертью, а не обращением в новую веру, сулили террор, а не переубеждение». Тоталитаризм создается сочетанием репрессий и внутреннего самопринуждения людей, «тирании логичности» тоталитарной идеологии. Этой «тирании логичности» человек передоверяет производство своих мыслей, что является предательством его внутренней свободы.
Под впечатлением суда в Израиле над Адольфом Эйхманом Арендт говорила о «банальности зла» бюрократа, бездумно выполняющего свои административные функции, связанные с массовым убийством. Этот образ у многих перевернул общепринятые представления о нацизме, включая собственные ранние размышления Арендт о «радикальном зле». В работе «О насилии» (1969) Арендт выступила против традиционного понимания власти как способности достичь поставленной цели, противопоставив власть и насилие и концептуально разграничив такие понятия, как «мощь», «сила» и «авторитет»: «Суть всякого правления составляет власть, а отнюдь не насилие. Насилие по самой своей природе есть не более чем орудие; как всякое средство, оно неизменно нуждается в наличии некой направляющей цели, служащей к тому же его оправданием. А то, что само по себе нуждается в оправдании или обосновании, не может являться сущностью чего бы то ни было». Власть же соответствует человеческой способности действовать сообща и прямо связана со сферой политического. Для определения политики Арендт обращается к Аристотелю, различая два понятия: делание (poiesis, направленное на изготовление вещей) и деятельность (praxis, политическое действие, не имеющее внешней цели). Праксис и составляет суть политики. Политическое-это область особого рода деятельности, общения, в некотором смысле наиболее достойная деятельность человека. В политике люди проявляют себя как свободные существа. Именно из совместных политических действий, основанных на согласовании, возникает власть. При этом отсутствие общественного признания власти приводит к тому, что сама власть начинает зависеть от насилия: «Там, где насилие перестает получать поддержку со стороны власти и не сдерживается властью, происходит хорошо известная смена мест в отношении цели и средств. Средства разрушения теперь начинают определять цель, вследствие чего целью оказывается разрушение всяческой власти…Террор-это форма правления, устанавливаемая тогда, когда насилие, разрушив всяческую власть, сохраняет за собой полный контроль».
В доме родителей Арендт, как она вспоминала, не употребляли слова «еврей», но мать требовала от Ханны не допускать в себе униженной покорности. В случае антисемитского заявления учителя Ханна, согласно четкой инструкции матери, должна была встать и покинуть класс, предоставив матери право написать официальное письмо. Однако на антисемитские замечания одноклассников она должна была отвечать сама.
Арендт считала, что причины современного антисемитизма заключаются «в определенных аспектах еврейской истории и некоторых специфических функциях, которые выполняли евреи в последние века». Факт еврейского происхождения, выдвигаемый как таковой, все более теряя опору на религиозное, национальное и социально-экономическое основание, неизбежно становился серьезнейшим источником риска для евреев. Она писала: «Объяснение посредством ссылки на козла отпущения по-прежнему является одной из основных попыток уклониться от понимания серьезности антисемитизма и значения того обстоятельства, что евреи оказались втянутыми в эпицентр событий». Арендт критиковала сионизм, указывая, что «своей интерпретацией роли Эрец-Исраэль в будущей жизни еврейского народа сионисты отделяли себя от судьбы евреев во всем мире. Их доктрина о неизбежном упадке еврейской жизни в галуте, диаспоре по всему миру, способствовала тому, что в сознании ишува, населения в Палестине, развивалось все более отстраненное отношение к жизни остального еврейства». Сионистскую политику по отношению к арабам она не одобряла и высмеивала. Она заявляла, что она любит отдельных людей, а не народы и прочие группы. Ханна Арендт, будучи в Марбурге, училась у Мартина Хайдеггера: она слушала его лекции, посвященные учениям древнегреческих философов, посещала его семинары. Хайдеггер увидел в своей юной студентке не только хорошего ученика, но и настоящую красавицу. Так, в 1924 у них начался знаменитый «Марбургский роман». Арендт снимала мансарду одного из домов, которые располагались неподалеку от университета, где она тайно встречалась с преподавателем. В этом же году начинается и знаменитая переписка между студенткой и преподавателем, в которой они беседуют и о философии. Из письма Хайдеггера к Арендт, 1925 год: «Почему любовь богаче всех других человеческих возможностей и сладостным бременем ложится на охваченных ею? Потому что мы сами превращаемся в то, что мы любим, оставаясь самими собой. И тогда мы хотели бы отблагодарить возлюбленного, но не в состоянии найти что-либо достойное его. Мы можем отблагодарить только самими собой. Любовь превращает благодарность в верность нам самим и в безусловную веру в другого. Таким образом, любовь постоянно углубляет свою сокровенную тайну. Близость есть бытие в величайшем отдалении от другого-отдалении, которое ничему не дает исчезнуть, но помещает «ты» в прозрачное, но непостижимое, лишь-здесь откровения. Когда присутствие другого вторгается в нашу жизнь, с этим не справится ни одна душа. Одна человеческая судьба отдает себя другой человеческой судьбе, и чистая любовь обязана эту самоотдачу сохранять такой же, какой она была в первый день». Однако роман уже с конца 1924 года стал затухать. Арендт была вынуждена расстаться со своим преподавателем в виду того, что Хайдеггер уже был женат на своей супруге Эльфриде и имел уже тогда двух детей, тем более, что Хайдеггер не собирался терять свою карьеру. Окончательно они разделились по разные стороны после событий Третьего Рейха. Однако их отношения на этом не заканчиваются, они перерастают в дружеские. Уже с 1950-го года переписка между Хайдеггером и Арендт продолжилась. Более того, Ханна Арендт являлась одной из главных защитниц Хайдеггера от обвинений в пособничестве нацизму. В 1975 году со смертью Ханны Арендт заканчиваются любовные, а потом дружественные отношения между Арендт и Хайдеггером.
В мировом прокате картина собрала 9 миллионов долларов. На международном кинофестивале в Токио картина номинировалась на Гран-при. На международном кинофестивале «Темные ночи» в Таллинне картина номинировалась на главный приз. На международном кинофестивале в Вальядолиде картина номинировалась на Гран-при, но заняла второе место. Немецкая киноакадемия вручила картине свои призы за лучшую актрису (Барбара Сукова) и как лучшему фильм у года, а номинировала за лучший сценарий, костюмы, режиссуру и грим.