Чтобы
проверить загадочный характер усадьбы Hill House, построенной более ста
лет назад для своей новой жены и ребенка миллионером Хью Крейном, доктор
Марквей приглашает трех человек. Это наследник дома Люк Сандерсон-молодой
человек, материалист, скептик и даже циник. Элеанора-подавленная нимфоманка,
которая подсознательно чувствует себя виноватой в смерти матери, за которой
она долгое время ухаживала. И Теодора-лесбиянка, обладающая способностями
медиума. Они узнают, что первая жена Крейна погибла во время поездки к
усадьбе, выпав из повозки. Вторая жена погибла уже внутри дома, упав с
лестницы. Сам Хью Крейн утонул. Оставшаяся одна дочь Эбигейл умерла, когда
сиделка не откликнулась на ее крик о помощи. Унаследовавшая дом сиделка
вскоре тоже покончила жизнь самоубийством. Вот в такое «веселенькое» местечко
прибыли доктор Марквей и его спутники. Постепенно дом оказывает все большее
влияние на своих исследователей. Поскрипывания, шорохи, стоны, оханья,
постукивания создают гнетущую атмосферу. Супруга доктора Марквея вскоре
присоединяется к любителям острых ощущений. Элеанора, тайно влюбленная
в доктора, возбуждает одновременно ревность у его супруги и страстное
желание со стороны Теодоры. Вскоре доктор Марквей таинственным образом
исчезает, а Элеонора пытается покончить жизнь самоубийством, бросившись
вниз с лестницы. Доктор Марквей возвращается полупомешанный, а Элеонора
погибает в автомобильной катастрофе возле дома, который подтверждает свою
зловещую репутацию…
Основополагающий и неимоверно оригинальный фантастический рассказ, по
той причине, что большинство персонажей сами по себе настолько самодостаточные,
что могут послужить источником отдельного фильма. Эта оригинальность еще
более бросается в глаза сегодня, когда герои фильмов ужасов продолжают
регрессировать до уровня дебильности. Не избежав влияния, как и большинство
тех, кто работал с ним, Вэла
Льютона, Роберт Уайз достигнул более впечатляющих результатов, используя
сомнения и неуверенность своих персонажей. Это стало возможным благодаря
звуку-материи таинственной, неосязаемой и невидимой-которым дом сводит
с ума своих обитателей. Поскрипывания, шорохи, потрескивания, похрустывания,
скрежетания, посмеивания, стоны, пошептывания, крики детей, поерзывания,
небольшие прикосновения, грохотания-вот неполный каталог того, что доводит
зрителя до пароксистического безумия. Это помогает фильму, использующему
классические приемы, создать восхитительную симфонию ужаса. В драматическом
плане рассказ в некотором плане двусмысленный. Он развивается одновременно
объективно-описание научного эксперимента, и субъективно-с точки зрения
Элеаноры, чье одиночество, нервозность, чувство вины, болезненное возбуждение
усиливаются в течение всего фильма вплоть до того момента, когда она оказывается
доведена домом до крайности и погибает, оказавшись вне его. Вся интрига
фильма, кажется, порождена внутренним монологом самого дома. Роберт Уайз
остерегается делать выводы и не говорит прямо о том, есть ли паранормальные
явления, пережитые и увиденные персонажами, результатом автономного действия
дома или плодом чрезмерно чувствительного воображения некоторых его обитателей.
В заключении как шумный и беспокойный дом становится безмолвным, так и
наше любопытство-одновременно насытившимся и неудовлетворенным. Посмотрев
только этот фильм, никто не осмелится отрицать, что Роберт Уайз-талантливый
режиссер. После почти двух часов блуждания в необычайно странных и завораживающих
декорациях этого дома, конец фильма становится самым кошмарным эпизодом,
который можно увидеть в истории жанра ужасов. Роберт Уайз номинировался
на «Золотой глобус» как лучший режиссер. Бюджет фильма составил 1, 4 миллионов
долларов.