Haxan  Haxan  Haxan  Haxan  Haxan  Haxan

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Haxan

«КОЛДОВСТВО»
(Haxan)

Дания-Швеция, 1922, 87 мин., немой, ч/б, «Aljosha Production Company/Svensk Filmindustri»
Режиссер и сценарист Бенджамин Кристенсен, композитор Лони Грендал
В ролях Марен Педерсен, Тора Техе, Элит Пио, Бенджамин Кристенсен, Оскар Стриболт

С помощью графических документов вспоминаем историю появления демонов и колдунов во времена античности и средних веков. В конце 15 века старая колдунья Карна достает кисть человеческой руки и отрезает от нее палец. После чего с помощью змей и лягушек приготавливает колдовское зелье. Потом мы присутствует на шабаше ведьм, а также при средневековых инквизиторских пытках. Мы видим человеческие черепа и скелеты. Наблюдаем за охотой на ведьм и групповой истерией поклонников Сатаны. Мы становимся свидетелями нескольких появлений Дьявола, то в образе кошмарного существа, то в образе соблазнителя. В заключении задается вопрос: не являются ли современные проявления массовой истерии, клептомании, сомнамбулизма типичными признаками, которые ранее приписывались колдовству и сатанизму? В конце концов, делается вывод, что на протяжении многих веков загадка присутствия Дьявола в нашем мире остается тайной за семью печатями…
Знаменитый фильм об истории колдовства, рассказанный в различных стилях. Он одновременно документальный и художественный, реалистичный и фантастический. Реалистичный потому, что исследует эволюцию человечества на основе действительных верований и предрассудков. Фантастический потому, что представляет эти верования то реальными, то вымышленными. Очень много различных мерзостей и неприятных вещей-можно только удивляться, как далеко может зайти человеческое воображение. Фильм долгое время был запрещен из-за достаточно откровенных нападок на церковь, ее криминальный характер инквизиции и демонстрацию страшных инструментов пыток. Картина была переиздана в 1966 году с комментариями Уилльяма Бэрроуза и джазовой музыкой Жана-Люка Понти. Интересно, что Бенджамин Кристенсен-бывший неудавшийся студент-медик, как и циничный Густав Флобер. Бюджет фильма составил 2 миллиона шведских крон.
Документальный фильм «Ведьмы» известного датского кинорежиссера-новатора Беньямина Кристенсена-причудливая диковина немого кино, в котором исследуется природа колдовства и черной магии от древней Персии до современности (того времени), используя различные кинематографические подходы: от неподвижных изображений до живых эффектных моделей. Трудно четко определить жанр фильма, так как в начале 1920-х гг. границы жанров, особенно документальных фильмов, были размытыми и неопределенными. Фильм ужасов «Ведьмы» является действительно уникальной работой, которая лишает спокойствия даже в нынешнюю пресыщенную эру. Чтобы отчетливо представить оригинальность жанра, Кристенсен заполняет каждый кадр пугающим образом, взятым из исторических источников, часто смешивая факты и фантазию. Мы видим старую измученную ведьму, которая выдергивает разрубленную, разлагающуюся руку из связки хвороста. Мы становимся свидетелями отвратительных моментов, когда женщина рожает двух огромных демонов, наблюдаем за шабашем ведьм и переживаем мучения пыток. Мы наблюдаем бесконечный парад демонов всех мастей и размеров, часть из которых имеют более или менее человеческий облик, тогда как другие-животные: свиньи, изуродованные птицы, кошки. Кристенсен был, конечно, кинематографическим провидцем и имел острое чутье на мощные эффекты мизансцены. Хотя на «Ведьмы» часто ссылаются как на главного предшественника таких современных «дьявольских» фильмов, как «Изгоняющий дьявола» (1973), вспоминается также эффективное использование Тоубом Хупером реквизита и второстепенных деталей в «Техасской резне бензопилой» (1974) для нагнетания атмосферы перед сценами насилия. «Ведьмы»-фильм, который нужно смотреть не один раз, чтобы полностью оценить сочетание идеи и художественного оформления, использование реквизита, замкнутого пространства и контрастного освещения для создания нужной атмосферы. Неудивительно, что сюрреалисты так любили этот фильм, и что его жизнь была продлена до конца 1960-х гг., когда он был повторно выпущен на экран как полуночное кино с дикторским текстом Уилльяма Бэрроуза.