Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«НЕВЕРОЯТНЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК»
(Il giovane favoloso)

Италия, 2014, 143 мин., «Palomar/Rai Cinema/Ministero dei Beni e delle Attivita Culturali e del Turismo»
Режиссер и сценарист Марио Мартоне, сценарист Ипполита Ди Маджо
В ролях Элио Германо, Мишель Риондино, Массимо Пополицио, Валерио Бинаско, Паоло Грациози, Эдуардо Натоли

Итальянская драма посвящена трагической судьбе писателя Джакомо Леопарди. Будущий писатель родился в 1798 году и был настолько болезненным и застенчивым ребенком, что практически не выходил из дома. Свою недолгую жизнь Леопарди провел в огромной библиотеке отца, самостоятельно изучая языки и постигая другие науки. Отшельничество и чрезмерные умственные нагрузки еще больше подорвали его здоровье. Когда Джакомо все же пришлось покинуть родной дом, это стало для него невероятно сложным испытанием…
Джакомо Леопарди (1798-1837)-крупнейший романтический поэт Италии, выразитель беспросветной «мировой скорби». Известен также как моралист и филолог. Выходец из провинциальной аристократии. Отец его, граф Мональдо Леопарди (1776-1847), был весьма образованным человеком и небезызвестным публицистом крайне консервативного и клерикального направления. Мать, маркиза Аделаида Античи (1778-1857), приходилась мужу двоюродной сестрой и обладала тяжелым, властным характером. Как часто бывает при инбридинге, Джакомо был болезненным ребенком. В юном возрасте перенес лихорадку или воспаление легких, что привело к сильному сколиозу и ревматоидному артриту. Долгое время считалось, что у него был туберкулез костей, однако современные медики предпочитают говорить о ювенальном спондилите. В письмах Леопарди сетовал на «расстройства мочеиспускания, деформацию позвоночника, нарушения зрения, астению, низкий вес и рост, кишечные расстройства, а также легочные и сердечно-легочные осложнения». Нарушение нормального телесного развития лишило его обычных для этого возраста занятий. Первые двадцать пять лет жизни прожил в отцовском доме в Реканати, точнее-в его библиотеке, где самостоятельно выучил греческий, латынь, иврит, английский и французский языки, пристрастившись к труду переводчика и комментатора. Крайне болезненный от природы, несчастливый в любви, он уже к двадцати годам доконал свое здоровье ночными бдениями над книгами. В 1815 году литературные и философские труды Джакомо обратили на себя внимание его дяди по материнской линии Карло Античи, представившего их на экспертизу Франческо Канчельери. В ноябре 1822 года с разрешения отца дядюшка впервые привез Джакомо в Рим. Первые оригинальные стихи Леопарди обратили на себя внимание авторитетного литератора Пьетро Джордани. С ним, начиная с 1817 года, у Леопарди завязалась оживленная переписка. Дружба и покровительство П. Джордани сыграли роль в дальнейшей литературной судьбе Леопарди. Он не только ввел его в круг итальянских литераторов, но многие годы был его деятельным советчиком и руководителем. Попытки позднее как-то устроиться в Риме, Милане, Флоренции, Пизе не принесли Джакомо успеха. В 1825 году он взялся было редактировать издания трудов Цицерона и Петрарки для издателя Стелла в Милане, поселившись в Болонье, где завел дружбу с просвещенной графиней Мальвецци, но, не имея достаточных средств и здоровья для продолжения научных занятий, вынужден был вернуться в отцовское поместье. В 1833 году он переехал в Неаполь. Последние месяцы жизни провел на загородной вилле Карафа. Умер в Неаполе 14 июня 1837 года от сердечной недостаточности или отека легких. Похоронен в Вергилиевом парке в Пьедигротте. Поэтическое наследие Леопарди насчитывает всего несколько десятков известных стихотворений, впервые опубликованных в 1831 году под общим названием «Песни». Эти произведения проникнуты глубоким пессимизмом, окрасившим практически всю жизнь их автора. В числе прозаических работ Леопарди-«Нравственные очерки», философские эссе, написанные в основном около 1824 года и опубликованные в 1827 году; «Мысли», опубликованные посмертно в 1845 году; а также «Дневник размышлений», конгломерат разрозненных заметок, сделанных с 1817 по 1829 годы, опубликован лишь в 1900 году. Жизнь Леопарди прошла в непрерывных поисках и разочарованиях. Провозгласив, что ему нужны любовь, огонь, желание и жизнь, он во всем терпел крушение. Большую часть жизни он прожил инвалидом и потому не смог принять предложений зарубежных университетов о сотрудничестве. Одним из главных источников отчаяния Леопарди было крепнущее убеждение в том, что христианство-еще одна иллюзия; он был натурой глубоко мистической, и утраченная вера оставила после себя мучительную пустоту. Разочарование поджидало его и в политике: Леопарди мечтал об Италии, достойной республиканского наследия античности, а видел ее поверженной под австрийским владычеством. Приверженец теории Руссо об изначально доброй природе, Леопарди нередко выражал в стихах свое чувство естественной красоты. На создание таких стихотворений, как «Бесконечность», его вдохновили окрестности родного Реканати. Но рассматривая природу отвлеченно, как движущую силу вселенной, он находил ее равнодушной и холодной. Нередко в одном произведении присутствуют оба взгляда, как в знаменитом стихотворении «Дрок». Поэзия Леопарди по сути своей лирична. В ней есть философские заключения или, вернее, скепсис, но нет сколько-нибудь цельной философской системы. Скорее ее можно найти в его прозе. Благодаря познаниям в греческой филологии и культу классического стиля Леопарди считал себя классицистом, и этот взгляд разделяли и его современники. Однако ярко выраженный субъективизм заставляет отнести его скорее к романтическим последователям Руссо. Субъективность отличает как стихи, так и прозу Леопарди, хотя на первый взгляд его Мысли объективнее стихов и обнаруживают немалую психологическую проницательность. Леопарди провозглашает воображение основным источником человеческого счастья. Воображение для него-бегство от реальности, из царства правды. Первое эссе «Нравственных очерков», «История человечества» (1824), представляет собой краткое изложение мировоззрения Леопарди и аллегорически отражает его собственный жизненный опыт: наивный энтузиазм, поиски совершенства, разочарование, усталость от жизни и, как следствие, отчаяние. В романтическом мировоззрении, разделяемом Леопарди, индивид, чувствуя себя несчастным, распространяет это состояние на всю вселенную и объявляет всякое существование страданием. Свой жизненный опыт Леопарди рассматривал как поиски истины, которая, будучи найденной, оказалась проклятием: если богам истина говорит об их блаженстве, человеку она лишь открывает глаза на безысходность его страданий. Отсюда убежденность Леопарди в том, что знание губительно для счастья.
Воплощенный поэт мировой скорби, Леопарди был высоко оценен другим мыслителем-пессимистом-Артуром Шопенгауэром. В русской поэзии нередко сопоставляется с Баратынским.