Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
Итальянская драма посвящена трагической судьбе писателя Джакомо Леопарди. Будущий
писатель родился в 1798 году и был настолько болезненным и застенчивым ребенком,
что практически не выходил из дома. Свою недолгую жизнь Леопарди провел в огромной
библиотеке отца, самостоятельно изучая языки и постигая другие науки. Отшельничество
и чрезмерные умственные нагрузки еще больше подорвали его здоровье. Когда Джакомо
все же пришлось покинуть родной дом, это стало для него невероятно сложным испытанием…
Джакомо Леопарди (1798-1837)-крупнейший романтический поэт Италии, выразитель
беспросветной «мировой скорби». Известен также как моралист и филолог. Выходец
из провинциальной аристократии. Отец его, граф Мональдо Леопарди (1776-1847),
был весьма образованным человеком и небезызвестным публицистом крайне консервативного
и клерикального направления. Мать, маркиза Аделаида Античи (1778-1857), приходилась
мужу двоюродной сестрой и обладала тяжелым, властным характером. Как часто бывает
при инбридинге, Джакомо был болезненным ребенком. В юном возрасте перенес лихорадку
или воспаление легких, что привело к сильному сколиозу и ревматоидному артриту.
Долгое время считалось, что у него был туберкулез костей, однако современные
медики предпочитают говорить о ювенальном спондилите. В письмах Леопарди сетовал
на «расстройства мочеиспускания, деформацию позвоночника, нарушения зрения,
астению, низкий вес и рост, кишечные расстройства, а также легочные и сердечно-легочные
осложнения». Нарушение нормального телесного развития лишило его обычных для
этого возраста занятий. Первые двадцать пять лет жизни прожил в отцовском доме
в Реканати, точнее-в его библиотеке, где самостоятельно выучил греческий, латынь,
иврит, английский и французский языки, пристрастившись к труду переводчика и
комментатора. Крайне болезненный от природы, несчастливый в любви, он уже к
двадцати годам доконал свое здоровье ночными бдениями над книгами. В 1815 году
литературные и философские труды Джакомо обратили на себя внимание его дяди
по материнской линии Карло Античи, представившего их на экспертизу Франческо
Канчельери. В ноябре 1822 года с разрешения отца дядюшка впервые привез Джакомо
в Рим. Первые оригинальные стихи Леопарди обратили на себя внимание авторитетного
литератора Пьетро Джордани. С ним, начиная с 1817 года, у Леопарди завязалась
оживленная переписка. Дружба и покровительство П. Джордани сыграли роль в дальнейшей
литературной судьбе Леопарди. Он не только ввел его в круг итальянских литераторов,
но многие годы был его деятельным советчиком и руководителем. Попытки позднее
как-то устроиться в Риме, Милане, Флоренции, Пизе не принесли Джакомо успеха.
В 1825 году он взялся было редактировать издания трудов Цицерона и Петрарки
для издателя Стелла в Милане, поселившись в Болонье, где завел дружбу с просвещенной
графиней Мальвецци, но, не имея достаточных средств и здоровья для продолжения
научных занятий, вынужден был вернуться в отцовское поместье. В 1833 году он
переехал в Неаполь. Последние месяцы жизни провел на загородной вилле Карафа.
Умер в Неаполе 14 июня 1837 года от сердечной недостаточности или отека легких.
Похоронен в Вергилиевом парке в Пьедигротте. Поэтическое наследие Леопарди насчитывает
всего несколько десятков известных стихотворений, впервые опубликованных в 1831
году под общим названием «Песни». Эти произведения проникнуты глубоким пессимизмом,
окрасившим практически всю жизнь их автора. В числе прозаических работ Леопарди-«Нравственные
очерки», философские эссе, написанные в основном около 1824 года и опубликованные
в 1827 году; «Мысли», опубликованные посмертно в 1845 году; а также «Дневник
размышлений», конгломерат разрозненных заметок, сделанных с 1817 по 1829 годы,
опубликован лишь в 1900 году. Жизнь Леопарди прошла в непрерывных поисках и
разочарованиях. Провозгласив, что ему нужны любовь, огонь, желание и жизнь,
он во всем терпел крушение. Большую часть жизни он прожил инвалидом и потому
не смог принять предложений зарубежных университетов о сотрудничестве. Одним
из главных источников отчаяния Леопарди было крепнущее убеждение в том, что
христианство-еще одна иллюзия; он был натурой глубоко мистической, и утраченная
вера оставила после себя мучительную пустоту. Разочарование поджидало его и
в политике: Леопарди мечтал об Италии, достойной республиканского наследия античности,
а видел ее поверженной под австрийским владычеством. Приверженец теории Руссо
об изначально доброй природе, Леопарди нередко выражал в стихах свое чувство
естественной красоты. На создание таких стихотворений, как «Бесконечность»,
его вдохновили окрестности родного Реканати. Но рассматривая природу отвлеченно,
как движущую силу вселенной, он находил ее равнодушной и холодной. Нередко в
одном произведении присутствуют оба взгляда, как в знаменитом стихотворении
«Дрок». Поэзия Леопарди по сути своей лирична. В ней есть философские заключения
или, вернее, скепсис, но нет сколько-нибудь цельной философской системы. Скорее
ее можно найти в его прозе. Благодаря познаниям в греческой филологии и культу
классического стиля Леопарди считал себя классицистом, и этот взгляд разделяли
и его современники. Однако ярко выраженный субъективизм заставляет отнести его
скорее к романтическим последователям Руссо. Субъективность отличает как стихи,
так и прозу Леопарди, хотя на первый взгляд его Мысли объективнее стихов и обнаруживают
немалую психологическую проницательность. Леопарди провозглашает воображение
основным источником человеческого счастья. Воображение для него-бегство от реальности,
из царства правды. Первое эссе «Нравственных очерков», «История человечества»
(1824), представляет собой краткое изложение мировоззрения Леопарди и аллегорически
отражает его собственный жизненный опыт: наивный энтузиазм, поиски совершенства,
разочарование, усталость от жизни и, как следствие, отчаяние. В романтическом
мировоззрении, разделяемом Леопарди, индивид, чувствуя себя несчастным, распространяет
это состояние на всю вселенную и объявляет всякое существование страданием.
Свой жизненный опыт Леопарди рассматривал как поиски истины, которая, будучи
найденной, оказалась проклятием: если богам истина говорит об их блаженстве,
человеку она лишь открывает глаза на безысходность его страданий. Отсюда убежденность
Леопарди в том, что знание губительно для счастья.
Воплощенный поэт мировой скорби, Леопарди был высоко оценен другим мыслителем-пессимистом-Артуром
Шопенгауэром. В русской поэзии нередко сопоставляется с Баратынским.