Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
В
кабаре Шанхая в 1935 году Индиана Джонс ведет опасные переговоры с сомнительными
китайцами по поводу обладания редким драгоценным камнем. Начавшаяся драка
приводит к бегству Индианы, причем его попутчиками становятся певичка
кабаре Уилли Скотт и китайский мальчуган по прозвищу Коротышка. Во время
полета на самолете их покидает экипаж. Оставшимся без парашютов героям
приходится совершить опасный прыжок и спуск по гималайским горам. Оказавшись
в полном одиночестве в джунглях Индии, они натыкаются на заброшенную деревушку,
чьи жители находятся в глубоком трауре. Вместе со своими друзьями Индиана
Джонс раскрывает зловещую тайну затерянного в джунглях храма, где мрачный
жрец Мала Рам держит в подземелье сотни детей, заставляя их искать мифический
волшебный камень-символ кровавого культа Кали-Ма. Этот культ требует человеческих
жертвоприношений, и появление Индианы Джонса несет избавление несчастным
юным пленникам и махарадже, который на самом деле-напичканный наркотиками
и манипулируемый Мала Рамом ребенок…
Отличную роль Коротышки исполнил Джонатан Ке-Кван. Интересно, что он пришел
на пробы, чтобы просто морально поддержать своего брата, а не пробоваться
на роль самому. Но именно он привлек внимание помощника режиссера, так
как во время проб брата постоянно подсказывал ему, что нужно делать, а
чего-не надо. В этом фильме Стивен Спилберг, пожалуй, достиг вершины технического
совершенства, придумав поистине фантастические трюки, например гонки на
вагонетках в подземелье, не знающие аналогов в мировом кино. Один головоломный
трюк следует за другим, зритель буквально не успевает перевести дух, как
следует новый поворот событий и бесстрашный Индиана Джонс попадает в еще
более опасное приключение. Падение в пропасть, полет в неуправляемом самолете,
присутствие при страшных и таинственных обрядах, жуткие подземелья с ловушками
и западнями. Более изобретательный и стремительный фильм, чем первый.
Большинство зрелищных идей были позаимствованы у старых американских сериалов,
а не у экзотических приключенческих фильмов или картин для детей. Спилберг
ограничился явным увеличением средств, чтобы придать жизни старым идеям,
точностью в постановке трюков и более разнообразным юмором. Этот юмор
в своей подавляющей части вполне традиционен и лишь расширяет «гэги»,
сами старые как мир (например, эпизод с приемом пищи во дворце махараджи).
Придает ускорение этому юмору присутствие женского персонажа, традиционного
для кинематографа. Другая сторона ритма: почти полная пассивность персонажей.
Их единственный стимул действовать состоит в том, чтобы избежать тысячу
и одну возможностей смерти, которые становятся на их пути. Как и в других
своих фильмах, Спилберг проявил здесь свой главный недостаток-неспособность
оживить персонажей. После этого фильма Кейт Кэпшоу в 1991 году стала супругой
Стивена Спилберга, коей остается до сих пор. Картина получила «Оскар»
за лучшие спецэффекты, а номинировалась за лучшую музыку. Академия фантастических
фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз
«Сатурн» за лучшие
костюмы, режиссуру, грим, сценарий, актера (Форд), юного актера (Джонатан
Ке-Кван) и как лучший приключенческий фильм года. После выхода в прокат
картина получила множество обвинений в расизме. На роль Уилли Скотт вместо
Кейт Кэпшоу первой претенденткой была Шерон
Стоун. Гонки на вагонетках были сняты на миниатюрных моделях. Веревочный
мост был реальным мостом, висящим на высоте 60 метров в джунглях Шри-Ланки.
Боящийся высоты Спилберг никогда не решался пройтись по нему, и, чтобы
перебраться на другую сторону, предпочитал проехать в объезд два километра.
Харрисон Форд, наоборот, не знал страха, и часто перебегал по мосту на
другую сторону на полном ходу. Когда мост рушится, с него падают 14 кукол,
в руки и ноги которых были вставлены батарейки, чтобы создавалось впечатление,
что они двигаются. Сама сцена снималась в трех местах: натура на Шри-Ланке,
Индиана Джонс висит на нем в студии Лондона, а сцены с аллигаторами были
сняты Фрэнком Маршаллом во Флориде. Сцены, когда Индиана прячется от выстрелов
пулемета за катящимся гигантским кругом, и гонки на вагонетках были в
сценарии еще первого фильма «Искатели
затерянного ковчега» (1981). Сценарист Лоуренс Касдан в то время был
занят своим проектом «Big Chill» (1983), поэтому Джордж Лукас попросил
поработать над сценарием Уилльяма Хьюика и Глорию Кац, которые ранее написали
ему сценарий фильма «Американские граффити» (1973). Первоначальным названием
картины было «Индиана Джонс и храм смерти», но оно звучало слишком зловеще,
поэтому было изменено. Правда, в Германии фильм вышел в прокат именно
под этим названием. Это всего второй фильм Кейт Кэпшоу («Очертания
сновидений», 1984; «Космический
лагерь», 1986; «Власть», 1986;
«Черный дождь», 1989). Для сцены
с участием Кейт Кэпшоу в Шанхайском клубе было сделано всего одно платье,
которое берегли как зеницу ока, ибо эта сцена снималась последней. Однажды
его едва не съел слон. В этой сцене актриса должна была петь и танцевать
одновременно, но платье было настолько узким, что Кэпшоу едва могла двигаться,
не рискуя порвать его. В сцене с жуками на Кэпшоу высыпали более 2 тысяч
жуков. Для этой картины Кэпшоу брала уроки, чтобы научиться кричать. Большую
часть трюков, драк и погонь Индианы Джонса в сценах в храме судьбы исполнил
каскадер Вик Армстронг, пока Харрисон Форд отлеживался после операции
на спине в Лос-Анджелесе. Вращающиеся столы в начальном эпизоде в клубе
до сих пор существуют в ресторанах Шанхая: они служат для того, чтобы
было удобнее доставать пищу с другого конца стола. Главный злодей фильма
Мола Рам появляется в картине только спустя час после ее начала. Создателям
картины не удалось получить разрешение на съемки в Индии, так как местные
власти потребовали для утверждения сценарий, а потом попросили убрать
слово «махараджа». В результате съемки перенесли в Шри-Ланку, в места,
где ранее снимали картину «Мост через реку Квай» (1957). Питон, которого
принимает за хобот слона Кейт Кэпшоу, специально ввезли в Шри-Ланку. Но
власти очень негостеприимно встретили змею, поэтому дрессировщик был вынужден
прятаться с ним в своем гостиничном номере под именами Mr. и Mrs. Longfellow.
Индийского деревенского шамана сыграл местный актер, не говоривший не
слова по-английски, а повторявший движения губ стоявшего за камерой Спилберга.
Поэтому паузы в его речи не были запланированными, просто актер ждал,
пока Спилберг произнесет очередную фразу. В первоначальном сценарии была
мотоциклетная погоня по Великой китайской стене, но власти Китая не выдали
разрешение на съемки, поэтому погоню заменили сценой на самолете. Спилберг
хотел, чтобы актриса Карен Аллен вернулась к роли девушки Индианы из первого
фильма, но потом он и Джордж Лукас решили, что каждый раз у героя должна
быть новая спутница. Правда, Карен Аллен вернулась к своей роли Марион
в четвертом фильме саги «Индиана
Джонс и королевство хрустального черепа» (2008). Для роли Мола Рама
индийский актер Амриш Пури побрил свою голову налысо. Это так понравилось
зрителям, что с тех пор актер вынужден постоянно поддерживать свой образ,
став одним из самых популярных индийских актеров-злодеев. Спилберг считает
этот фильм самым слабым в саге. Во время съемок сцены с избиением Харрисона
Форда хлыстом, на съемочной площадке появилась Барбара Стрейзанд в черном
кожаном одеянии, взяла хлыст и стала в шутку хлыстать Форда, приговаривая,
что это «за фильм «Hanover Street» (1979), самый ужасный фильм, который
я видела», а потом продолжила за «Звездные
войны» (1977), которые собрали такое огромное количество денег». Потом
на площадке появилась его партнерша по «Звездным войнам» актриса Кэрри
Фишер, попытавшаяся защитить Форда, а режиссер Ирвин Кершнер, шутя, обратился
к Спилбергу: «Ах, вот каким способом ты снимаешь свои фильмы!?». Сцену
с появляющимися на поверхности супа глазами пришлось снимать со множества
дублей, ибо глаза были прилеплены ко дну чашки, и Кейт Кэпшоу должна была
сильно встряхнуть ее, чтобы глаза отклеились и всплыли. Но каждый дубль
на поверхности супа появлялось 1-2 глаза, а остальные никак не хотели
отклеиваться. Джордж Лукас хотел сделать этот фильм значительно мрачнее,
чем «Искатели затерянного ковчега», как это получилось у него с проектом
«Империя наносит ответный
удар» (1980), который был значительно мрачнее, чем «Звездные войны».
Но впоследствии Лукас признал, что не хотел снять настолько мрачный фильм,
который вышел у него по той причине, что он во время работы над этой картиной
находился в стадии болезненного развода с женой. Визуальными эффектами
занимался Том Смит («Убийца драконов»,
1981; «Инопланетянин»,
1982; «Полтергейст», 1982;
«Возвращение джедая»,
1983; «Дорогая, я уменьшил детей»,
1989; «Дорогая, я увеличил ребенка»,
1992; «Прибытие», 1996). При бюджете
в 28 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 333 миллиона
и еще 211 миллионов выручила за право использования во всем мире.