Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«ЦАРЬ ЦАРЕЙ»
(King of Kings)

США, 1961, 168 мин., «MGM/Samuel Bronston Productions»
Режиссер Николас Рей, сценарист Филипп Йордан, композитор Миклош Росса
В ролях Джеффри Хантер, Роберт Райан, Гай Рольф, Рип Торн, Гарри Гуардино, Вивека Линдфорс

Жизнь Иисуса Христа со дня его рождения в Вифлиеме. Евреи, ожидающие прихода Мессии, верят в то, что Иисус-царь еврейского народа, но есть и те, кто желает использовать его в своих собственных целях…
Сцену распятия пришлось переснять, потому что зрители на предварительном просмотре были оскорблены тем, что у Иисуса была волосатая грудь. Николас Рэй рассматривал на роль Иисуса кандидатуры Питера Кашинга, Кристофера Пламмера и Макса Фон Сюдова. Последний все же сыграл Христа в картине «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» (1965). Рэй Брэдбери написал повествование, но в титрах не указан. Для сцены распятия Джеффри Хантеру были выбриты не только волосы на груди, но и подмышки. За последние пятьдесят лет этой ситуации было уделено так много внимания, что никто никогда не замечал, что Хантер также носит накладной нос на протяжении всего фильма, что наиболее заметно в крупных планах сцен распятия. Автомобиль Джеффри Хантера и Роберта Райана сломался по дороге на сцену «Нагорной проповеди». В костюмах Иисуса Христа и Иоанна Крестителя им пришлось толкать машину, чтобы она завелась. После показа в кинотеатрах фильм не был продан в крупные телевизионные сети, а вместо этого был показан на местных телеканалах. Поскольку в то время все телевизионные экраны были примерно квадратными, эти станции транслировали его в формате панорамирования, при этом примерно половина широкоэкранного изображения была обрезана, что нарушало композицию изображения. Агнес Мурхед работала тренером Джеффри Хантера по диалогам после дубляжа. Франц Планер, первоначальный оператор-постановщик, перенес тепловой удар во время основных съемок эпизода «Нагорной проповеди» в Испании. Это стало одним из его последних фильмов, и всего через несколько лет он скончался. Фильм зародился как очень личный проект режиссера Джона Фэрроу, который недавно снял фильм «Джон Джонс» (1959) для продюсера Сэмюэля Бронстона. Фэрроу, ярый приверженец католицизма и, вполне возможно, единственный голливудский режиссер, когда-либо ставший папским рыцарем, назвал проект «Меч и крест» и планировал использовать для диалога только слова из Библии. Его сценарий сочли невозможным для съемок, и продюсер Бронстон решил продолжить работу без него. Фэрроу больше никогда не снимал фильмы и умер в 1963 году. Джеффри Хантера в шутку называли «Я был подростком-Иисусом» за его юношескую внешность. На момент съемок ему было 33 года, возраст Иисуса на момент его смерти. Это был первый крупнобюджетный студийный звуковой фильм на английском языке, в котором действительно было показано лицо Иисуса. Большинство фильмов в то время предпочитали снимать его руки или виды через плечо. Миклош Росса изначально не хотел писать музыку к этому фильму. Несколькими годами ранее он написал музыку и получил премию «Оскар» за аналогичный фильм «Бен-Гур» (1959). Джеймс Мейсон отказался от роли Понтия Пилата в этом фильме. Позже он сыграл Иосифа Аримафейского в телесериале «Братья и сестры» (1977). Плакат к этому фильму намеренно напоминал плакат к фильму «Бен-Гур» (1959). Оба фильма были выпущены MGM, хотя в то время только «Бен-Гур» имел кассовые сборы. Ричарду Бартону изначально предлагали роль Иисуса. Ранее он исполнял роль Марцелла в «Плащанице» (1953). Роберт Райан очень хотел работать с Николасом Рэем, но его больше интересовала зарплата в размере 50 000 долларов всего за неделю работы. Хотя Джеффри Хантеру сделали некоторый макияж, чтобы он выглядел как соответствующий этнической принадлежности, у него не было контактных линз. Это привело к большой критике Иисуса с ярко-голубыми глазами. У Ричарда Джонсона была роль продолжительностью около часа, которая была удалена из финального фильма. Фильм потерпел те же критические последствия, что и многие другие исторические эпосы той эпохи, чья причуда заключалась в том, чтобы привлечь большое количество известных актеров на небольшие роли, которые вместо этого лучше бы сыграли талантливые характерные актеры. Камео Джона Уэйна в «Величайшей из когда-либо рассказанных историй» (1965) многие считают самым печально известным примером этого. У Николаса Рэя в течение нескольких дней был физический срыв, и его заменил Чарльз Уолтерс. Николас Рэй считал Иисуса Христа скорее мятежником, чем библейским мифом. Кактусы не являются родными для Святой Земли. Впервые эта история была перенесена на большой экран еще в 1912 году. Картина номинировалась на «Золотой глобус» за лучшую музыку. Бюджет фильма составил 5 миллионов долларов.