Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.


«МАРЫСЯ И НАПОЛЕОН»
(Marysia i Napoleon)

Польша, 1966, 114 мин.
Режиссер и сценарист Леонард Бучковски, сценарист Анджей Ярецки, композитор Войцех Килар
В ролях Беата Тышкевич, Густав Холубек, Барбара Хоравянка, Юлиуш Люжевски

Роман польской графини Марии Валевской с Наполеоном. В свои 20 лет, уже будучи замужем, Мария вступает в роман с французским императором и умудряется влиять на его отношение к полякам…
Графиня Мария Валевская (1786-1817)-польская дворянка, дочь гостыньского старосты Мацея Лончинского, любовница Наполеона I, мать его сына-графа Александра Колонна-Валевского. Мария родилась в Бродно, селении рядом с Кернозей. Метрика Марии не сохранилась, но дата ее рождения известна из описи крестильных актов, обнаруженных в 1938 году . Она была третьим ребенком и старшей дочерью гостыньского старосты Мацея Лончинского и Эвы Заборовской. Отец Марии, участник восстания Костюшко, умер от ран в 1795 году. После блестящих побед при Аустерлице (против русских и австрийцев), при Йене и Ауэрштедте (против пруссаков) Наполеон стал господином Европы. В конце 1806 года боевые действия были перенесены на территорию Польши. Юная Мария решила обязательно увидеть Наполеона и тайно приехала в Яблоновскую, через которую должен был он проезжать. Выбежав из толпы, она сказала, что все рады видеть его на польской земле. Правда, сам Наполеон, по воспоминаниям Монтолона, говорил о том, что впервые увидел Марию на балу у Талейрана в Варшаве 17 января 1807 года. Высший свет Варшавы с интересом следил за стремительным развитием романа. За скромность и преданность Марию прозвали «Лавальер императора». В апреле 1807 года Наполеон перенес свою штаб-квартиру в дворец Финкенштейн. Мария тайно посетила его и провела там три недели. Известно, что после битвы под Ваграмом (5-6 июля 1809 года) император встретился с Валевской в одном из поместий под Веной. Спустя две недели по приезде в Вену выяснилось, что Мария беременна. Впервые Наполеон почувствовал полную уверенность, что может стать основателем династии, вопреки утверждениям императрицы Жозефины, которая возлагала на него всю вину за ее бездетность. Правда, у императора уже был один незаконный отпрыск, родившийся незадолго до знакомства с Валевской от мимолетной связи с Элеонорой Денюель де ля Плэнь Ревель, хорошенькой чтицей сестры, подсунутой ему Мюратом, но в своем отцовстве он не вполне был уверен. Что же касается Валевской, то даже тень сомнения не омрачала отцовской гордости. После этой героической проверки он имел право и даже обязан был развестись с Жозефиной и поискать новую императрицу, способную дать Франции наследника престола. Сын императора родился в Валевицах-родовом поместье мужа Марии камергера Анастазия Валевского. Осенью 1810 года Мария с двумя детьми переехала в Париж. Как сказал ее современник: «Она делала добро, кому только могла, никому не чиня зла, посему и была повсюду почитаема и любима». После того, как Наполеон вступил в брак с Марией-Луизой Австрийской, отношения между ним и Валевской были прерваны. Мария виделась с императором исключительно по вопросам воспитания сына и обеспечения его будущего. Мемуаристка Анна Потоцкая отмечала: «Вынужденная считаться с Марией-Луизой, очень, по словам ее окружения, ревнивой, пани Валевская сумела в самом центре Парижа заставить людей усомниться, действительно ли она продолжает поддерживать тайные отношения с императором. Потому это и была единственная любовная связь, которую Наполеон поддерживал». Наполеон позаботился о наследстве для сына: по декрету от 5 мая 1812 года тот стал владельцем майората в Неаполитанском королевстве и получил титул графа Империи. До совершеннолетия Александра майоратом должна была управлять его мать. Летом того же года Мария выехала в Польшу, чтобы развестись со своим мужем. Брак был расторгнут 24 августа 1812 года. Во Францию Валевская вернулась после провала русской кампании. Есть сведения, что Мария была официально принята при дворе в последний год правления Наполеона. Часто она бывала и в Мальмезоне у бывшей жены императора Жозефины. В Париже Мария познакомилась со своим будущим вторым мужем-дивизионным генералом Филиппом-Антуаном д’Орнано-родственником императора через свою мать Изабеллу Бонапарт. После отречения императора и капитуляции Парижа Валевская пыталась встретиться с Наполеоном в Фонтенбло, но он не смог ее принять. Низложенный император написал ей письмо, где выразил надежду на свидание в будущем. Мария с сыном, сопровождаемая своими родственниками, тайно навестила Наполеона на острове Эльба в начале сентября 1814 года. Последний раз Мария и Наполеон виделись после его поражения под Ватерлоо 28 июня 1815 года в Мальмезоне.
Летом 1816 года Валевская переехала в Брюссель, где 7 сентября обвенчалась с генералом Орнано. 9 июня 1817 года графиня Орнано родила сына, после родов состояние ее здоровья резко ухудшилось (вероятно это была почечно-каменная болезнь). Мария настояла на возвращении в Париж. Зная, что скоро умрет, она продиктовала секретарю свои воспоминания. В ноябре 1817 года семья Орнано переехала в Париж. Мария умерла 11 декабря 1817 года. Согласно последней воле Марии, она была погребена в семейном склепе в Кернозе под Ловичем. После смерти Марии ее бумаги были поделены путем жеребьевки между тремя сыновьями. По-видимому каждый из них получил в том числе и экземпляр «Воспоминаний» матери. Таким образом, все бумаги Марии Валевской хранились в частных архивах ее потомков и были недоступны для ее биографов. Первым серьезным трудом о жизни Валевской стал биографический очерк Фредерика Массона, опубликованный в 1893 году. Массон первым из историков ознакомился с семейным архивом. Он же сделал выписки из «Воспоминаний» Марии с оригинала, предоставленного на время ее наследниками. Вторым серьезным источником информации о «польской супруге императора» долгое время считалась книга ее правнука Филиппа-Антуана д’Орнано «Жизнь и любовь Марии Валевской» (1935). Семейный биограф уверял, что его труд является «точно документированной биографией и точно соответствует правде». Исследователи наполеоновской эпохи охотно пользовались этой книгой, выдержавшей шесть изданий на французском и английском языках. Однако в 60-х годах двадцатого века на процессе наследников Орнано против историка Жана Савана утверждалось (на основании заявления Орнано, сделанного им незадолго перед своей смертью), что она не является историческим трудом, а «подлинные» письма сочинены им. Жан Саван, использовавший факты из книги Орнано, был обвинен в нарушении авторского права. Когда в ходе процесса защитники Савана потребовали предоставить документы из семейного архива из замка Браншуар для сличения с ними текста книги правнука Валевской, вдова Орнано заявила, что их не существовало: «Письма, заметки и разговоры были придуманы покойным графом». Судом первой инстанции Саван был признан виновным в плагиате. Между тем, он верил в то, что потомок Марии пользовался при написании книги некими архивами.
Из журнала «Искусство кино». Актер Густав Холубек достаточно похож на Наполеона-тот же широкий лоб, узкий нос, широко расставленные глаза. Он, конечно, повыше ростом, чем «маленький капрал», но это незаметно, если поставить его рядом с царственной славянкой Беатой Тышкевич, одетой в туалет времен Империи и увенчанной тиарой высоко убранных волос. Холубека и Тышкевич так и хочется поместить в мизансцене исторических живых картин: «Император Наполеон впервые встречается с графиней Валевской на дороге в Варшаву». «Наполеон танцует с графиней Валевской на балу». «Графиня Валевска испрашивает у императора гарантии польской независимости». «Французский Геркулес у польской Омфалы»-руки, привыкшие сотрясать государства, покорно распялены, Мария Валевска в домашнем уборе грациозно мотает шерсть. Романом Валевской и Наполеона во многих польских семьях гордятся до сих пор так, как славным романом собственной прабабушки. Обращение к нему авторов «Марыси и Наполеона» среди иных предпосылок имеет еще ту, что «Пепел» Вайды, как в свое время «Пепел» Жеромского, многих обидел в их этих вот семейно-исторических чувствах. Люди, отворачиваясь от «Пепла», бессознательно требовали себе назад любимую картинку-реликвию домашнего патриотизма, девизом которого становятся цитаты вроде: «нет на свете царицы, краше польской девицы». «Марыся и Наполеон» и есть та самая возвращенная картинка, при том что режиссер Леонард Бучковский, возвращая ее желающим, посмеивается и приглашает их тоже чуточку улыбнуться упорству стародавних пристрастий. История польской графини и императора французов, ее самые выигрышные и самые известные эпизоды, развертывающиеся в дворцовых декорациях и на фоне классических снежных ландшафтов с конями и нарядными, в мехах и бархате, санными поездами-эта история получает обрамление как бы ироническое, как бы делающее условными все развертывающиеся романтические красоты: Наполеоном и графиней чувствуют себя француз, изучающий польскую культуру, и варшавская студентка. Они сами комментируют историческую неточность и траченную молью пышность только что разыгранных ими фрагментов. Но юмор картины «Марыся и Наполеон», в которой возникают подвалы студенческих кафе с джазом и шейком, какой-то просительный, извиняющийся юмор. Картина получилась старомодной без грации открытой старомодности и наивно маскирующей наивность.