Planet Of The Apes  Planet Of The Apes  Planet Of The Apes  Planet Of The Apes  Planet Of The Apes  Planet Of The Apes  Planet Of The Apes  Planet Of The Apes  Planet Of The Apes  Planet Of The Apes  Planet Of The Apes  Planet Of The Apes  Planet Of The Apes  Planet Of The Apes  Planet Of The Apes

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

Planet Of The Apes

«ПЛАНЕТА ОБЕЗЬЯН»
(Planet Of The Apes)

США, 2001, 121 мин., «20th Century Fox»
Режиссер Тим Бартон, гример Рик Бейкер, композитор Дэнни Элфман
В ролях Тим Рот, Марк Уолберг, Крис Кристофферсон, Кэри-Хироюки Тагава, Хелена Бонэм Картер

Экипаж космического корабля «Оберон» изучает возможность использования обезьян в качестве пилотов. Один шимпанзе уже делает заметные успехи, но во время тренировочного спуска на планету его модуль попадает в магнитную бурю и связь прерывается. Отправившийся вслед за ним, астронавт Лео Дэвидсон, пройдя временной порог, приземляется на странной планете. Его прибытие нарушило природный баланс. Выясняется, что он очутился в перевернутом мире, который не является нашей планетой, но очень на нее похож. Там наряду с людьми живут разумные эволюционировавшие обезьяны: шимпанзе, гориллы, орангутанги и множество разновидностей обезьян меньшего калибра. У них свой мир и свои законы, которые, однако, немногим отличаются от человеческих. Они воюют между собой, сильные хотят поработить слабых. У них своя религия, экономика, есть даже свои обезьяньи сенаторы. А представители человеческой расы в данном случае выполняют роль рабов. Они, конечно же, пытаются восстановить справедливость, устраивая освободительные войны. При этом, на обезьяньей планете отсутствует огнестрельное оружие и все сражения происходят врукопашную или с применением подручных средств. Лео Дэвидсону предстоит придумать, как вернуться в наше измерение…
Режиссер Тим Бартон уже заслуживает определенного уважения за то, что осмелился переснять картину 1968 года, вероятно, один из лучших фильмов из классики научной фантастики. Но ему не удалось привнести в фильм поразительную атмосферу своих собственных предыдущих фильмов. Стилистически фильм триумфален. Сам по себе взгляд на культуру обезьян-от улиц города до одежды и обеденных комнат его обитателей-последовательно авторский. Соавторы сценария Уилльям Бройлз («Аполлон-13», 1995; «Западня», 1999; «Cast Away», 2000) и Марк Розенталь («Жемчужина Нила», 1985; «Супермен-4», 1987; «Часы отчаяния», 1990; «Звездный путь-6», 1991; «Восход Меркурия», 1998; «Могучий Джо Янг», 1998) делают хитроумные ссылки на оригинал. Но складывается такое впечатление, что они меньше всего беспокоятся о глубине, а уж о логике тем более. Самым разочаровывающим аспектом является то, что, вопреки преподношению, фильм на самом деле чрезвычайно обыденный, без каких-либо откровений. Тим Бартон-искуснейший реаниматор, воскрешающий дорогих усопших так, что они не теряют сходства со своими пожелтевшими фотографиями в старинных рамках. Фильм, разумеется, получился немыслимо красивым. Роскошные декорации, восхитительные доспехи, костюмы и прочие атрибуты обезьяньей цивилизации. Но куда подевалась вся простодушная парадоксальность старого фильма? Вместо свифтовского мира, где виды поменялись местами, и разумные обезьяны сосуществуют с лишенными речи и разума людьми-еще одна батальная сага о порабощении человечества нелюдями, которых во чтобы то ни стало надо победить. Вместо антиутопии о будущем Земли, на которой обезьяны пришли на смену исчезнувшему человечеству-еще одна вымышленная инопланетная цивилизация. «Планета обезьян» (1968) была настоящей фантастикой, то есть такой, в которую хоть на секунду имеет смысл поверить. Но Бартон, в сущности, никогда не любил научную фантастику. Никакой наивной метафизики. Он любил только сказки-иногда смешные, иногда страшные, полные плюшевых пауков и бархатных летучих мышей. В старой картине чудесные маски, созданные Джоном Чамберсом, очень старались выглядеть реалистическими, и если обезьяны все же походили на игравших их людей, это было только досадным недостатком. Их сходство с человеком еще было забавным-так забавляют любого посетителя зоопарка настоящие макаки и шимпанзе, выделывающие почти человеческие гримасы и жесты. Рик Бэйкер создал для этого фильма совершенно удивительный грим. Кто, как не он, некогда не только сделавший маску, но и сам сыгравший Кинг-Конга в одноименном фильме 1976 года, мог стать лучшим экспертом по обезьянам? Его обезьяны-какие-то новые существа, похожие на обезьян не больше, чем волк из картины «Американский оборотень в Лондоне» (1981, творение того же Бэйкера)-на волка. Их сходство с человеком уже не забавляет, но пугает. Так ужасают пришельцы-гуманоиды. Обезьяны в первом фильме были дарвиновскими. Обезьяны Бартона-параллельный вариант эволюции, настоящие инопланетяне. Ведь в его фильме действие уже не происходит на Земле. Первые фильмы пусть и наивно, но задавали вопрос о человеческой идентичности. Где различие между человеком и не человеком? Кто вызывает меньшее отторжение? Обезьяны, предавшие забвению человечество, чтобы сберечь свою примитивную цивилизацию? Или люди-мутанты, поклоняющиеся атомной бомбе? Кто станет лучшим партнером-умная, чуткая, нежная обезьяна или красотка без мозгов? И не будет ли ей противен человек, пусть и говорящий, но уж очень похожий на примата? Первоначально на роль главного героя планировался Арнольд Шварценеггер, а режиссером рассматривался Кевин Ягер. А замышлялся фильм еще семь лет назад, когда его собирался продюсировать Оливер Стоун. Интересно, что Чарльтон Хестон, игравший главного героя в оригинале, здесь появляется в маленькой роли отца-обезьяны Тима Рота. Гари Олдман отказался от съемок из-за слишком маленького гонорара. Первоначально на роль Марка Уолберга претендовал Мэтт Деймон, но во время съемок он был занят в картине «Идентификация Борна». Ради этого фильма Марк Уолберг отказался от роли Линуса в картине «Одиннадцать друзей Оушена» (2001). Тим Рот ради этого фильма отклонил роль профессора Северуса Снейпа в картине «Гарри Поттер и философский камень» (2001). Майкл Кларк Данкан повредил колено во время съемок и был вынужден отправиться в госпиталь в полном гриме гориллы. Как-то Тим Бартон признался, что боится обезьян, по этой причине он сделал Тейда не гориллой, а более безобидным шимпанзе. Персонаж Тейда срисован с военного министра Японии Хидеки Тохо, который решил в 1941 году развязать войну против США. Бюджет этого фильма вырос по сравнению с оригиналом в 20 раз. Помимо Чарльтона Хестона, в этом фильме в эпизоде появилась и Линда Харрисон («Аэропорт-75», 1974; «Кокон», 1985), сыгравшая Нову в оригинале. Проектом интересовался Джеймс Камерон, но после успеха «Титаника» (1997) он потерял к нему интерес. Именно после этого фильма Тим Бартон положил глаз на свою будущую супругу Хелену Бонэм Картер. В Индии финальный поцелуй между Уолбергом и Хеленой Бонэм Картер, играющей обезьяну, вырезали. В то время, как действие оригинала разворачивается на Земле в будущем, здесь оно перенесено на другую планету. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучший грим, костюмы, актера и актрису второго плана (Тим Рот и Хелена Бонэм-Картер) и как лучший фантастический фильм года. Английская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшие костюмы и грим. При бюджете в 100 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 363 миллиона.