В
1936 году Индиана Джонс находит идола из золота в заброшенном замке в
джунглях, но его отнимает соперник, любитель древностей Беллок. Возвратившегося
в США и продолжающего преподавать в университете Индиану Джонса неожиданно
нанимает ФБР, чтобы он нашел затерянный ковчег, который, по преданию,
содержит святые мощи, позволяющие овладеть неимоверной силой. Если верить
сказаниям, то именно в этом ковчеге хранились скрижали с десятью заповедями,
которые Господь передал через Моисея евреям. За ларцом также по приказу
Гитлера охотятся нацисты. В столице Непала Каире на фоне пирамид в пустыне
разворачивается яркая цепь погонь, перестрелок, головокружительных трюков.
Так начинаются необыкновенные приключения Индианы Джонса в поисках затерянного
иудейского ковчега, в которых ему снова противостоит зловещий Беллок,
перешедший на службу к фашистам. В конце концов, Беллоку удается завладеть
ковчегом, но открытие ларца приводит к выпусканию на волю страшной мистической
силы, которая уничтожает всех фашистов. Ковчег отправляют на вечное хранение
в США…
Культовый фильм. В роли пилота самолета снялся известный режиссер Фрэнк
Маршалл, заменивший не вышедшего на работу статиста. К его сожалению,
съемки этого эпизода растянулись на три дня, большую часть которых Маршалл
был вынужден сидеть в кабине самолета, где температура превышала 35 градусов
по Цельсию. У Харрисона Форда было целых три дублера. В 1999 году на аукционе
Кристи хлыст Индианы Джонса из этого фильма был продан за 43 тысячи долларов.
На роль Марион проходили пробы Дебра Уингер и Эми Ирвинг. Когда пробы
проходили для Индианы Джонса, роль Марион исполняла актриса Шон Янг, позднее
снявшаяся вместе с Харрисоном Фордом в картине «Бегущий
по лезвию бритвы» (1982). В роли Саллаха режиссер хотел видеть Денни
Де Вито, но тот снимался в телевизионном сериале «Такси» (1978), поэтому
роль ушла Джону Рису-Дэвису. На роль доктора Беллока режиссер рассматривал
кандидатуру Джанкарло Джаннини. На роль нацистского офицера Спилберг хотел
пригласить Клауса Кински,
но тот предпочел сняться в фильме «Яд» (1981),
где ему предложили больший гонорар при меньшем количестве съемочных дней.
Картина номинировалась на «Оскар» как лучший фильм года, за лучшую режиссуру,
музыку, операторскую работу, а получил награды за звук, художественное
оформление, спецэффекты, монтаж Майкла Кана («Близкие
контакты третьей степени», 1977; «Империя солнца», 1987; «Роковое
влечение», 1987; «Список Шиндлера»,
1993; «Спасение рядового Райана»,
1998) и монтаж звуковых эффектов. А награду за режиссуру получил фильм
Уоррена Битти «Огненная колесница», о котором сейчас мало кто помнит.
Английская киноакадемия вручила фильму свой приз «BAFTA» за лучшее художественное
оформление, а номинировала за лучшую музыку, операторскую работу, монтаж,
звук, актера второго плана (Дэнхолм Эллиотт) и как лучший фильм года.
Фильм номинировался на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру. Джон Уилльямс
за свою музыку получил премию «Грэмми». В 1999 году картина была внесена
на хранение в медиатеку при конгрессе США. Академия фантастических фильмов,
фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн»
за лучшую режиссуру, музыку, спецэффекты, сценарий, актера и актрису (Форд
и Аллен) и как лучшему фильму-фэнтази года, а номинировала за лучшие костюмы
и актера второго плата (Пол Фриман). Великолепный кинематографический
дебют Индианы Джонса, ставшего культовой фигурой, которому предстоит преодолеть
неимоверное количество коварных ловушек и опасностей, прежде чем добраться
до реликвии. Бюджет картины составил 22 миллиона долларов (вместо сорока
первоначально предусмотренных), а во всем мире она собрала 784 миллиона
(самый кассовый фильм 1981 года). Было снято всего 60 сцен в шести основных
драматических эпизодах. Первоначально на роль Индианы Джонса пробовался
актер Том Селлек, но он отказался в пользу многосерийного телесериала
«Magnum P.I.» (1980). После него от роли отказались Ник Нолт, Питер Койот,
Билл Мюррей, Джек Николсон, Стив Мартин, Чеви Чейз, Тим Матесон, Джефф
Бриджес и Ник Манкузо. В фильме использовались те же статисты, что и при
съемках картины «Звездные войны» (1977). Дружба
между Джорджем Лукасом (который лично снял несколько сцен картины) и Стивеном
Спилбергом ни для кого не секрет. Это дебютный фильм актера Альфреда Молины.
Картину снимали в Тунисе, где было так жарко, что Спилберг сократил съемочнй
период с 6 до 4, 5 недель, закончив работу на 12 дней раньше графика.
. Джо Джонстон и Ричард
Эдлунд («Империя наносит
ответный удар», 1980; «Возвращение
джедая», 1983; «2010», 1984) отвечали
за визуальные спецэффекты. Конец картины полностью взят из фильма «Куотермасс
и колодец» (1967).