Англия.
1585 год. Капитан Торп-один из «морских ястребов», недоволен тем, что
флот Ее Величества по финансовым причинам недостаточно силен чтобы сражаться
со своим главным соперником, Испанией. «Ястребы» начинают собственную
борьбу с испанскими судами, больше похожую на пиратство. Корабль Торпа
«Альбатрос» атакует галеон на борту которого находятся испанский посол
и его дочь Мария. Цель Торпа-освободить многочисленных английских подданных,
приговоренных испанским правосудием к рабству на галерах. Теперь они,
не разгибаясь, трудятся на веслах. Официально королева осуждает эту авантюру,
однако тайно одобряет Торпа и его план нападения на испанский конвой,
везущий золото и драгоценности через панамские джунгли. Торп и его люди
устраивают засаду, но сами попадают в ловушку, расставленную испанцами,
которым о готовящейся операции сообщил их шпион при английском дворе-лорд
Вулфингэм. Люди Торпа и сам он в свою очередь, попадают на галеры. Им
удается разбить цепи и вырваться на свободу, затем в их руки попадает
документ, свидетельствующий о том, что к Англии вот-вот будет направлена
армада. Этот документ будет передан королеве; тем временем Торп в красочном
поединке убивает вероломного Вулфингэма и соединяется с возлюбленной-донной
Марией…
Идеальный архетип морского приключенческого фильма, в особенности из-за
масштабной сцены абордажа, с которой начинается фильм. Первый вариант
сценария представлял собой сделанную Делмером Дэвисом адаптацию романа
Рафаэля Сабатини «Морской ястреб», уже экранизированного в 1924 году Фрэнком
Ллойдом. Затем он написал историю, вдохновленную жизнью сэра Франсиса
Дрейка и повествующую о похождениях так называемых «морских псов», промышлявших
пиратством ради обогащения английской короны. Название преобразовалось
в более элегантное «морские ястребы», что должно было вызывать ассоциации
с романом Сабатини, хотя сценарий теперь не имел ничего с ним общего.
Благодаря необычайному бюджету (1, 7 миллионов долларов), масштабу постановочных
средств и декораций, Кертис получил полную свободу совершенствовать стиль
и развлекать публику, изобретая зрелищные движения камеры и гигантские
игры теней на стенах замка-его своеобразный фирменный знак. Он вновь демонстрирует
широкий драматургический и стилистический диапазон: в фильме, равно как
и в актерской игре Флинна, не осталось ничего от яркости красок и динамичной
бодрости «Капитана Блада»
(1935). Для этого фильма выбрана мрачная, суровая, ночная тональность;
герои Кертиса постоянно оказываются в замкнутых пространствах (галера,
джунгли), где еще сильнее подчеркиваются напряжение, а также героические
и мучительные усилия участников действия. Черно-белое цветовое решение
также абсолютно оправдано с эстетической точки зрения. Любовная линия
сокращена максимально и сводится к прощаниям, долгой разлуке и сожалениям.
Флинн находится на пике сил и темперамента, хотя играет сдержанно, без
всякой иронии и почти без личного обаяния-создавая образ, полностью противоположный
Капитану Бладу. Партитура Эриха Вольфганга Корнгольда заслуженно прославилась
своей силой и модернизмом. Копии, разошедшиеся по кинотеатрам после повторного
проката в Америке в 1947 году, как правило, сокращены на 18 минут. Длинное
предисловие к сценарию Руди Белмера особо подчеркивает влияние продюсера
Хэла Уоллиса на стилистику фильма. В подтверждение приводится записка
Уоллиса: «Я хочу быть полностью уверен в том, что во время съемок захвата
«Мадре-де-Диос» рабами вы не снимете ни одной батальной сцены; лучше снимите
эту сцену в загадочной, тревожной манере, покажите лишь тени, появляющиеся
на борту, прыгающие на палубу, ползущие и бросающиеся на испанских матросов.
Я уверен, это будет намного лучше, чем потасовка из разряда тех, где люди
машут деревянными мечами». Дальше в своей записке он дает очень точные
указания о постановке освещения в этой сцене. Роль Марии предназначалась
Оливии Де Хавилланд, но она так устала сниматься в этих историко-приключенческих
фильмах, что предпочла другой проект. Студия «Warner» сэкономила огромную
сумму денег на костюмах, которые были сшиты для фильма с участием Эррола
Флинна «Личная жизнь Елизаветы и Эссекса», вышедшего городом ранее. Картина
сознательно снималась в черно-белом варианте, чтобы хоть как-то скрыть
студийные съемки, а не натурные. Для съемок на студии специально построили
огромные декорации (на то время они были первыми для студии «Warner» и
на втором месте во всем Голливуде) моря, где могли помещаться два настоящих
корабля. Декорации были уничтожены пожаром в 1951 году. Картина номинировалась
на «Оскар» за лучшую музыку, звук, художественное оформление и спецэффекты.