Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.
1799
год. Констебля Икабода Крейна посылают в городок Сонная лощина, где в
течение двух недель были обнаружены три обезглавленных трупа, чтобы тот
обнаружил преступника. По прибытии ему рассказывают легенду о «всаднике
без головы», который когда-то очень любил битвы и сражения. Он на полном
скаку врывался в самую гущу сражающихся и со смаком рубил головы людей
направо и налево. В конце концов, в соседнем лесу он нашел свою смерть:
ему самому отрубили голову его же мечом. Теперь он восстает из мертвых
и продолжает свои воинственные набеги, обезглавливая жителей мирного маленького
городка и забирая головы с собой. Крейн не верит в эту сказку, но вскоре
ему приходится убедиться в истинности рассказов обитателей Сонной лощины.
Он видит «всадника без головы», который отрубает головы нескольким людям.
Тем не менее, Крейн вскоре понимает, что всадник убивает не всех подряд.
Он выясняет, что в этом мистико-колдовском деле замешаны высокопоставленные
жители городка, которые ведут борьбу за власть, богатство и влияние. Параллельно
разворачивается любовная линия между Крейном и Катриной Ван Тассель, дочерью
одного из богатейших купцов. Крейн знакомится с Балтусом Ван Тасселем,
отцом Стинуайком, магистратом Филлипсом, нотариусом Харденбруком и доктором
Ланкастером. Все они вовлечены в происходящие события. Крейн обнаруживает
завещание одного из погибших богатых землевладельцев Сонной лощины. И
постепенно распутывает этот клубок последовательных смертей людей, которые
один за другим погибали таким образом, что все богатство должно было достаться
супруге главы города. Дело в том, что она похитила из могилы всадника
его голову и теперь могла путем колдовских махинаций управлять его поведением,
«натравливая» на неугодных обитателей города. Крейну удается вернуть череп
в родную могилу, куда благополучно возвращается и неистовый «всадник без
головы»…
Потрясающая картина, прежде всего благодаря своей мистической, колдовской,
загадочной и мрачной атмосфере. Таинственность смешена с детективным сюжетом,
а тривиальные причины убийств с волшебным способом их совершения. Спецэффекты
поражают воображение, количество отрезанных голов превышает все разумные
нормы (всего 18!), да и в целом почти два часа пролетают незаметно. Все
в движении и динамике, никаких остановок и передышек. Потрясающая картина,
в которой все точно и умело дозировано: сказка, мистика, детектив, спецэффекты,
костюмы и декорации, экспрессивность актеров, их количество, а также насилие
и жестокость. Очень мрачная постановка, как, в принципе, и любит Тим Бартон,
вспомните фильмы «Бэтмен» (1988)
и «Возвращение Бэтмена»
(1992). В интервью Тим Бартон перечислял аллюзии «Сонной лощины», начиная
с общей атмосферы, навеянной продукцией студии «Hammer» с присущей ей
«странной красотой horror’а», и далее такие, как участие легендарного
Дракулы-Кристофера Ли, сходство в рисунке роли Джонни Деппа с игрой Питера
Кашинга в роли Франкенштейна, горящая мельница, павильонные съемки
и многое другое. Ужастики студии «Hammer»-воспоминание Тима Бартона о
собственном детстве. Страшные сказки детства (а что может быть страшнее,
скажем, натуралистических сказок братьев Гримм, в которых добро почти
никогда не торжествует) и естественная жестокость самих детей как бы взаимно
гасят друг друга. При этом кровь в фильме не льется, а головы, свершив
изящный пируэт, отскакивают, точно ложась в предназначенное им место,
словно бильярдные шары в лузу. Хорошо делать это в изысканно снятых уроженцем
Мексики Эммануэлем Любецки английских ландшафтах, напоминающих пейзажи
Гудзонской школы и малых голландцев. В результате возник некий «стилизованный
натурализм»-комбинация настоящих материалов и рисованных задников, рождающая
живописный театральный эффект. Сон, которым объята Лощина, кошмарен. Ощущение
кошмара нагнетается, прежде всего, облачным мглистым небом, иллюзия которого
создавалась укрепленными на потолке студии лампами, замаскированными дымами.
В эту сумрачную атмосферу естественно вписывается высокая худая фигура
Джонни Деппа в длинном и узком черном камзоле. Именно Депп-нарочитой серьезностью
и сосредоточенностью-вносит в фильм ту точную долю иронии, которая делает
«Сонную лощину» не триллером, а черной комедией. С той минуты, как его
Икабод в присутствии отцов города нацепляет на себя разнообразные стеклышки
в оправах, мы понимаем, что бояться не надо. И не важно, сколько уже отрублено
голов и сколько будет отрублено дальше. Присутствие в картине Кристины
Риччи («Русалки», 1990; «Семейка
Аддамс», 1991; «Каспер», 1995;
«Благослови дитя», 2000;
«Человек, который кричал», 2000) держит интригу. Благодаря шлейфу ролей
Кристины, ее Катрина с самого начала попадает в число главных подозреваемых,
и не сразу начинаешь признавать этот ангельский облик героини немого кино.
Впрочем, и Кристина Риччи, и Джонни Депп, и в первую очередь сам Тим Бартон
навлекли на себя немало критических стрел. Фильм упрекали в поверхностности,
невыстроенности сюжета и, главное, в бессмысленности. Зачем, мол, ради
чего вся эта затея? Отвечая на этот вопрос, можно громоздить концептуальные
догадки на догадках. Красиво, к примеру, порассуждать о столкновении безголового
зла с теми, у кого была голова на плечах. Но достаточно сказать, что «Сонная
лощина»-это прелестное царство фантазии, в которое сладостно погрузиться,
вырвавшись из свинцовых мерзостей жизни. Само произведение Ирвинга было
написано в 1819 году и впервые экранизировано в немом варианте в 1908,
1912 и 1922 годах. Следующей была анимационная версия студии Уолта Диснея
1949 года и телеверсия 1980 года с Джеффом
Голдблюмом и Мег Фостер
в главных ролях. Картина получила «Оскар» за лучшее художественное оформление,
а номинировалась за лучшие костюмы и операторскую работу. Британская киноакадемия
вручила фильму свой приз «BAFTA» за лучшие костюмы и художественное оформление,
а номинировала за лучшие спецэффекты Кевина Ягера. Академия фантастических
фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн»
за лучшую актрису (Риччи) и музыку, а номинировала за лучший грим, костюмы,
режиссуру, спецэффекты, сценарий, актера (Депп), актера и актрису второго
плана (Уокен и Ричардсон), а также как лучший фильм ужасов года. При бюджете
в 65 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 206 миллионов.