Нью-Йорк.
1895 год. Профессор физики и прикладной математики Александр Хартдеген
безумно увлечен наукой. Опаздывая на свидание со своей возлюбленной Эммой,
где он собирался сделать ей предложение, Александр видит на улице необычное
техническое изобретение-прообраз автомобиля. Но сразу после трогательного
момента обручения на молодых людей нападает грабитель. Эмма погибает от
удара ножа. Александр с головой уходит в свои формулы, чтобы вернуть прошлое
и предотвратить трагедию. Спустя четыре долгих года он добивается цели.
Машина времени построена. Александр переносится обратно в тот роковой
вечер, избегает пережитой хроники событий, но, оставив Эмму на мгновение
одну, вновь ее теряет-она сбита тем самым странным автомобилем. Теперь
Александра ничто не задерживает в этой эпохе, и он устремляется навстречу
грядущему. Сначала в 2030 год, где Луна уже колонизирована, после чего
еще на несколько лет вперед, когда Земля вдруг оказывается на грани катастрофы.
Едва успев вскочить в Машину времени, Александр включает ее и теряет сознание.
Так он оказывается в 802701 году. На глазах меняется атмосфера и рельеф
планеты, и наш потерянный странник вовлекается в приключения среди абсолютно
отличной от нашей цивилизации. В далеком будущем, куда попадает Александр,
в результате разрушения Луны изменился климат, наступил упадок цивилизации.
Человеческая раса разделилась на мирных земледельцев элойзов, живущих
на поверхности и агрессивных монстров-морлоков, которые обитают под землей
и употребляют в пищу людей с поверхности. Александр, узрев подобное варварство,
решает навести порядок и вступает в неравный бой с морлоками…
В конце 19 века, когда молодой Герберт Джордж Уэллс окончил Лондонский
университет и получил два ученых звания по биологии, шла полемика на тему
равенства классов. И эта политическая борьба отразилась на «Машине времени»,
после которой Уэллс создал несколько произведений, ставших вечной кинематографической
собственностью-это «Остров доктора Моро», «Человек-невидимка», «Война
миров» и «Пища богов». Все они пронизаны единой мыслью о несовершенстве
нашей цивилизации и отражают склонность автора к социалистическому обществу,
где была бы стерта кастовая пропасть между бедными и богатыми. В своем
дебютном романе писатель отправился на 800 тысяч лет вперед, чтобы посмотреть,
как далеко все зайдет при текущем раскладе. Человечество эволюционировало
в две расы-элойзов и морлоков. Первые живут на поверхности земли. Вторые,
похожие на обезьяноподобных мутантов пепельного цвета, обитают под нею.
По замыслу Уэллса, элойзы-потомки имущих сословий. Они наслаждаются жизнью
в цветущих садах и не задумываются ни о чем. Морлоки-выродившиеся работяги,
ушедшие под землю. Сейчас, в начале 21 века, эти размышления кажутся анахронизмом,
отчего пришедшие им на смену идеи более чем уместны. В своей фабуле Уэллс
затерялся между естественными науками, по сей день не имеющими подхода
к вопросам времени, и философией, для которой это совсем не вопрос. Саймон
Уэллс в середине восьмидесятых годов был художником-аниматором, завербованным
для рисованной части комедии «Кто
подставил кролика Роджера» (1987). Посредством этого проекта он познакомился
со Стивеном Спилбергом,
доверившим ему создание в Лондоне анимационной студии, где были созданы
продолжения «Американского хвоста» и «Истории динозавров». Когда же в
1994 году Спилберг основал собственную студию «DreamWorks», то Саймон
Уэллс вновь не был забыт и привлечен к работе в соответствующем отделе
компании. Его первой ласточкой стал мультфильм «Принц Египта». Но долгие
годы он был пленен мыслями об игровом фильме, и когда стало известно,
что на студии затевается «Машина времени» по мотивам творения его знаменитого
прадеда, Уэллс-младший выглядел кандидатурой, лучше не придумаешь. Но
вскоре Саймон Уэллс понял, что из подобного сценария достойного фильма
выжать не удастся, а потому через три недели съемок отказался продолжать
работу над картиной. Тогда в кресле режиссера его сменил Гор Вербински
и попытался поправить ситуацию. Но было уже поздно. Не помогло и то, что
выход фильма был задержан после событий 11 сентября до марта 2002 года,
у создателей появилось время на переработку картины. Фильм формально следует
сюжетной линии романа, но преподносит все несколько в другом ракурсе.
Саймон Уэллс изменил сюжет в сторону предельного упрощения, в результате
чего изменилась расстановка всех смысловых акцентов. Роман мрачного фантазера
Герберта Уэллса был о времени, а фильм о машине. Гай Пирс во время съемок
сломал ребро, так как пытался самостоятельно исполнять все свои трюки,
и очень расстраивался, когда ему запрещали. На момент съемок сама Машина
времени являлась самой дорогостоящей декорацией, построенной в кино. Картина
номинировалась на «Оскар» за лучший грим. Спецэффектами занимались компании
«C.O.R.E. Digital Pictures», «Digital Domain», «ILM», «KNB» и «Stan Winston
Studio». При бюджете в 80 миллионов долларов картина в мировом прокате
собрала 124 миллиона.