To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be  To Be or Not to Be

Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 18 лет.

To Be or Not to Be

«БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ»
(To Be or Not to Be)

США, 1942, 99 мин., ч/б
Режиссер, сценарист и продюсер Эрнст Любич, композитор Вернер Хейман
В ролях Кэрол Ломбард, Джек Бенни, Лайонел Этвилл, Роберт Стэк, Феликс Брессар, Стэнли Риджес

Варшава. Август 1939 года. Театральная труппа репетирует антифашистскую пьесу и играет «Гамлета». Мария и Йозеф Тура-звездная пара труппы. Каждый вечер на спектакле, пока Йозеф читает на сцене знаменитый монолог Гамлета, Мария принимает у себя влюбленного в нее молодого летчика. Немцы вторгаются в Польшу; Варшава лежит в руинах. Летчик вступает в польскую эскадрилью Королевских воздушных сил Великобритании. Разгадав планы нацистского шпиона Силецки, который должен передать варшавскому гестапо имена руководителей польского Сопротивления, молодой человек выбрасывается с парашютом недалеко от города. Театральная труппа, а также Мария и ее муж помогают летчику устранить Силецки. Йозеф Тура на скорую ногу воплощается в него, напялив парик, и не дает списку попасть в руки фашистов. Актеры переодеваются в немецких офицеров и, окружив фальшивого Гитлера, высмеивают оккупантов…
Самый знаменитый фильм Эрнста Любича. Слава пришла к нему далеко не сразу: публика сначала была шокирована смелой сатирой и крайне едким тоном картины. Подлинные намерения автора были совершенно не поняты; в интервью журналистке из Филадельфии и в открытом письме в «Нью-Йорк Таймс» Любичу даже пришлось отбиваться от обвинений в желании высмеять трагедию, пережитую польским народом. С годами эта очень невинная и совершенно пристойная «бестактность» постепенно была понята и оценена по достоинству. Сценарий со сложной и умелой конструкцией изобилует непредсказуемыми сюжетными поворотами, но подчиняется железной логике. Талант Любича-в том, чтобы выносить на экран эту безупречную драматургическую механику с трепетом и со свойственной только ему порывистой горячностью. При таком подходе механика оживает и постепенно достигает всех своих целей. Неисчерпаемая гордыня актеров, вечный неугомонный танец супружеской неверности и в особенности безграничная чудовищность и не менее безграничный идиотизм фашистов-все эти качества, по мнению Любича, достойны стать темами для иронии сатирика. Только она придает каждому точные очертания и устанавливает между ними и зрителем хорошую критическую дистанцию. Ирония Любича с явной склонностью к фарсу и бурлеску во всех тонкостях демонстрирует отношение режиссера к ее предмету. Она выражает по очереди нежность и сочувствие к одним (знаменитые или безвестные актеры польской труппы), беспримесные презрение и ужас к другим (опасные или глупые паяцы из гестапо). В этой картине легко распознать все то, что переняли у Любича его главные наследники: Билли Уайлдер-склонность к жестокой сатире, применимой даже к самым серьезным темам; Джозеф Манкевич-страсть к изощренным, немногословным и закольцованным конструкциям, часто сочетающим театральность и реализм; Отто Премингер, самый отдалившийся из его учеников-отстраненную и суховатую элегантность, которая сторонится сентиментальности и стремится одновременно к развлечению и размышлению (см. его антифашистскую комедию «Право на ошибку», 1943). Когда отец Джека Бенни увидел в начале фильма сына в нацистской форме, то в возмущении выбежал из кинотеатра. Джеку с трудом удалось объяснить отцу, что это-сатира. Это последняя роль Кэрол Ломбард перед авиакатастрофой. Симпатичный одноименный ремейк поставлен Аланом Джонсоном с Мелом Бруксом и Энн Бэнкрофт в главных ролях (1983). Супруга Кларка Гейбла (который очень возражал против этой роли) Кэрол Ломбард погибла в авиакатастрофе в штате Невада 16 января 1942 года, возвращаясь с турне по продаже военных облигаций. Премьера фильма состоялась два месяца спустя. Продюсеры вырезали из всех копий шутливую реплику героини Ломбард: «Что может случиться в самолете?». Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую музыку. В 1996 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США.