1944 год. Армия союзников приближается к оккупированному фашистами Парижу.
Полковник фон Валдхейм решает вывести из города в Германию на поезде бесценные
картины, награбленные в музеях Парижа. Директор музея мадмуазель Виллар
пытается убедить рабочего железнодорожного депо Лабиша не дать картинам
покинуть Францию. Но Лабиш, уже давно и успешно ведущий подпольную подрывную
деятельность против фашистов, не хочет рисковать жизнями своих людей ради
картин, намереваясь взорвать немецкий состав с боевой техникой и боеприпасами.
Но когда фашисты убивают старого друга Лабиша папу Буля, а его самого
обвиняют в саботаже, он решает остановить фон Валдхейма и его поезд с
награбленными картинами…
В начальных титрах показывают ящики с полотнами известных художников:
Ван Гога, Пикассо, Ренуара, Манэ, Дега, Сезанна, Матисса, после чего идет
имя Джона Франкенхаймера. В сцене столкновения поездов были действительно
задействованы два старых поезда, так как режиссер хотел снять этот фильм
в очень реалистичной манере. Скорость одного из поездов была почти 100
километров в час. Так как был возможен лишь один дубль, то сцену снимали
семь камер. Скорость поезда, который сходил с рельсов, оказалась слишком
большая, поэтому три камеры из пяти вышли из строя. Во время съемок поезда
и вагоны производили столько шума, что команды «Мотор» и «Снято» показывали
знаками, а не произносились вслух. Сцена бомбардировки самолетами железнодорожного
вокзала заняла шесть недель подготовки группой из пятидесяти человек и
менее минуты экранного времени. Съемочная группа переезжала с одного места
съемок на другое на поезде, который и был задействован в фильме. История,
рассказанная в фильме, случилась на самом деле, за исключением захватывающего
финала: картины из музеев Парижа действительно были погружены в поезд,
который должен был отправиться в Германию. Но машинист поезда пустил его
по круговой ветке вокруг Парижа, где он и циркулировал до прибытия армии
союзников. Первоначально картину должен был снимать режиссер Артур Пенн,
но после первого же дня съемок он был уволен Бертом Ланкастером, чье видение
сюжета расходилось с режиссерским. Актер настоял, чтобы в режиссерское
кресло сел Джон Франкенхаймер, который сфокусировал сюжет на сценах действия
и самих поездах, в то время, как Пенн собирался акцентировать сюжет на
главных персонажах и обосновании риска своим жизням ради спасения картин.
Ланкастер знал, что Франкенхаймер пойдет на все условия, которые он будет
диктовать ему. Дело в том, что предыдущий фильм с участием актера «Леопард»
провалился в прокате, и Ланкастер хотел, чтобы эта картина была снята
в более зрелищной манере и имела успех у широкой аудитории. В итоге производство
фильма было на короткое время заморожено, пока не переписали сценарий
«под Ланкастера». «Под Франкенхаймера» бюджет картины увеличили вдвое,
чтобы снять все сцены действия и крушения поездов. Но студия «United Artists»
потребовала, чтобы все основные съемки были закончены за 1, 5 месяца.
Во время съемок финальной сцены между Лабишем в исполнении Ланкастера
и нацистским офицером в исполнении Пола Скофилда было так холодно, что
Скофилд был вынужден постоянно говорить, чтобы согреться. Позднее его
речь из этой сцены дублировали. В самый разгар съемок Ланкастер решил
взять выходной, чтобы поиграть в гольф. Во время игры он нечаянно наступил
в лунку и усугубил старую травму колена. Чтобы продолжить съемки Франкенхаймеру
пришлось придумать ранение Ланкастера в ногу, чтобы оставшуюся часть съемок
он мог немного хромать. Берт Ланкастер исполнил все свои трюки самостоятельно.
Альберт Реми также настоял на выполнении трюков в поезде самому и потребовал
перенести съемки в кабине машиниста из бутафорского поезда в настоящий
движущийся поезд. В 60-х годах прошлого века Берт Ланкастер убедил судию
«United Artists» сняться в их четырех фильмах за гонорар в 150 тысяч долларов
(против его обычного гонорара в 750 тысяч), ибо их бюджет был значительно
больше, чем могла себе позволить его собственная компания «Hecht-Hill-Lancaster».
Этими фильмами были «Young Savages» (1961), «Birdman of Alcatraz» (1962),
«Поезд» и «Hallelujah Trail» (1965). При бюджете в 6, 7 миллионов долларов
картина по всему миру (кроме США) собрала 6 миллионов и еще 7 миллионов
заработала за право использования на территории США. Картина номинировалась
на «Оскар» за лучший сценарий, а англичане номинировали фильм на свой
приз «BAFTA» как лучший фильм года.